Художник и теоретик ДМИТРИЙ БУЛАТОВ вступает в полемику о будущем искусства
Джеймс Аугер и Джимми Луазо (Великобритания). Изофон. 2004. Телекоммуникационная услуга, описываемая как сочетание телефона с изолирующей средой (бассейном). Видеодокументация проекта
Дмитрий Булатов — художник, куратор, теоретик искусства. Организатор серии выставочных и издательских проектов, посвященных различным аспектам взаимоотношений между искусством и высокими технологиями (sci-art, робототехника, генная инженерия и т.д.). В 2007 году был включен в Топ-10 авторов самых интересных новых организмов года по версии журнала Wired (Сан-Франциско). Лауреат национальной премии в области современного искусства «Инновация» (Россия, 2009). Куратор Калининградского филиала ГЦСИ.
Читать!
Ду Сунг Ю (США). Роботизированное свиное сердце-медуза. 2009. Симбиотическое сочетание свиного сердца и роботизированной медузы
* * *
Вообще говоря, у современного искусства на сегодняшний день существует не одно-единственное будущее. Есть будущее «реальное», которое мы принципиально знать не можем, и «описываемое» — в логических закономерностях (моделях) и интуитивных представлениях. Если посмотреть на этот «веер» моделей и представлений более внимательно, то окажется, что «реальное» будущее абсолютно неинтересно ни теоретикам искусства, предлагающим связные и непротиворечивые (с их точки зрения) модели, ни художникам, для которых из всех оценочных критериев важнее всего субъективность.
Почему? Потому что, как правило, человеку интересно только решение уже известных, но еще не до конца «исследованных» проблем. Это положение основывается на статистических наблюдениях психологов: человек осознает себя «здесь и сейчас», а не где-то далеко и непонятно когда. Вот художники с теоретиками и создают модельные отражения сегодняшних проблем, а сложные конфигурации и многомерные метафоры в их работах являются лишь формами авторского мнения. Другими словами можно сказать, что любое суждение о будущем, в том числе и о будущем современного искусства, требует идей следующего порядка. А их всегда недостаток. Именно поэтому так не хватает собственно будущего в предлагаемых моделях — там слишком много настоящего.
Стеларк (Австралия). Экстра-ухо: ухо на руке. 2006. Лондон-Лос Анджелес-Мельбурн. Дополнительное ухо на левой руке художника
То, что делает наша сенсорика, по сути, является выборкой тех фактов, которые затем становятся сообщением об объекте, — выборкой из той скрытой его части, которая является носителем, медийной средой этого сообщения. Это утверждение помогает нам сформулировать основной тезис: для того чтобы быть современным, художнику необходимо увидеть, суметь различить некоторую медийную среду объекта, которой до сих пор не придавалось особого значения. Именно в этой среде локализуются идеи следующего порядка, сквозь призму которых будет осуществляться построение новых ментальных и физических моделей окружающего мира. С этих метафор, высказываний, свидетельствующих о стремлении человека овладеть моделируемыми явлениями, то есть понять их структуру и строение, обычно и начинается уточнение получаемых знаний.
Билл Ворн (Канада). Грациозные машины. 2007. Робототехнический перформанс: взаимодействие человека и робоустановки, система захвата движения класса high-end, биосенсоры и интерфейсы. Проект осуществлен при поддержке The Canada Council for the Arts, Le Conseil des arts et des lettres du Quebec, Hexagram, the Institute for Research / Creation in Media Art and Technology
Устремление в конце прошлого столетия зрителя и изображения к новому синтетическому единству — интерактивному образу, означало самую радикальную трансформацию изображения за все время его истории. Компьютер открыл путь к совершенной имитации реальности, основанной на вариабельности цифрового кода. Именно тогда и обозначились границы цифровой интерактивности, которые могли быть преодолены только через наличие материальной (физической) связи между знаком и объектом. Индексальное искусство, субстратом и движущей силой которого является подобный тип связей, принадлежит уже постцифровой эпохе; оно постепенно вытеснит искусственный ландшафт виртуальной реальности и компьютерных симуляций, основанных на силиконе. По мнению австралийских художников Йонат Цурр и Орона Каттса, базирующаяся на силиконе интерактивность «уже достигла пика своего развития, а возможно, и почтенной зрелости». Следующий этап исследований — это изыскания в области синтетической вариативности, где основная роль в качестве интерфейсов отводится уже не внешним искусственным посредникам, а органическим телам.
Тэгни Дафф (Канада). Живые вирусные татуировки. 2008. “Полуживые” пластические объекты, демонстрирующие искусственно созданные синяки на коже человека и животных, которые образуются при использовании биологических вирусов. Видеодокументация проекта
Произведения искусства, рождающиеся в подобных постбиологических условиях — в условиях искусственно оформленной жизни, — не могут не делать эту искусственность своей неизбежной темой. Возникшие, как правило, в лабораториях и часто в сотрудничестве с научно-исследовательскими центрами, эти работы являют нам новый тип искусственно организованного времени. Такого времени, которое сочетает в себе знаки существования как живого организма, так и технически воспроизводимого изделия. Подобная «импульсная» характеристика новой медийной среды подразумевает многомерность и междисциплинарность подходов в исследованиях, направленных на осознание технобиологической жизнеспособности — феномена аморфной, но скоординированной материи. Природа являет нам образцы подобной самоорганизации на примерах т.н. «роевых» насекомых или стай животных, обладающих эффектом распределенного знания. И если здесь для науки главными остаются вопросы операционного принуждения при кодировании подобного знания, при осуществлении распределенного контроля и т.д., то искусство скорее озабочено операционными парадоксами — нечеткостью заданных кодировок, анонимностью и бесконтрольностью самой «контролирующей» инстанции.
Проект искусства и культуры ткани (TC&A): Орон Кэттс и Ионат Цурр (Австралия). Ноев ковчег. 2007. Инсталляция: биореактор, “полуживые” образцы клеточных культур, мумифицированные тушки животных. Дизайн ковчега: Маркус Каннинг. Проект искусства и культуры ткани реализуется на базе исследовательского центра «SymbioticA» Школы анатомии и биологии Университета Западной Австралии (Перт, Австралия)
Исследовательская группа «SymbioticA» (Австралия) и лаборатория Стива Поттера (США). MEART – «Полуживой художник», в разработке с 2000 г. Биокибернетическая инсталляция, нейронный массив эмбрионов крысы, рисующий робоманипулятор. 2004
Второй пример, который основывается на энергии отрицания, но в принципе не является отрицанием представлений о развитии — это прямая либо информационная диверсия. Подобный механизм «внедрения инновации» исповедуют представители технологического активизма. Сам по себе активизм — неинституциональное явление, т.к. продуцируемая им культурная политика формируется и осуществляется в самоорганизованных микросоюзах и группах. Однако по сути оказываемого им воздействия на общественную систему это один из эффективных механизмов внедрения инновации. Здесь важно отметить следующее: если художники, работающие с новыми технологиями, в своих практиках ставят под вопрос принципы рациональности и описываемую этой рациональностью современную реальность, то технологические активисты покушаются на новую семантическую реальность, выстраиваемую конкретной господствующей политической системой. А это, как известно, представляет для системы весьма серьезную опасность, которая порой вынуждает ее идти на самые неожиданные инновации.
Марта де Менезес (Португалия). «ДЕКОН». 2007. Плексигласовые короба 55 х 55 х 4 см по мотивам «Композиции с синим» Мондриана: агар, бактерии Pseudomonas putida, разрушающие со временем цветовой пигмент. Научные изыскания: Лигия Мартинс, Бруно Матеус. Проект реализован при поддержке Fundacao Calouste Gulbenkian, Instituto de Tecnologia Duimica I Biologica, Ministerio da Cultura, Sophied
Читать!
Это неправда, что художник находится в оппозиции к властям. Обычно он находится в оппозиции к мирозданию.
Ссылки
КомментарииВсего:9
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451769
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343386
- 3. Норильск. Май 1268669
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897694
- 5. Закоротило 822148
- 6. Не может прожить без ирисок 782461
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759099
- 8. Коблы и малолетки 740940
- 9. Затворник. Но пятипалый 471386
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403158
- 11. ЖП и крепостное право 394171
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370543
Очень жаль, но неверные посылки обыкновенно приводят к неверным заключениям.
Добавлять или производить смыслы, свойство любого хорошего произведения искусства. У автора явная подмена понятий.
И примеры, приводимые автором, за рекламные формы в данном случае биотехнологий не выходят.
Я называю это крыло - "инженерным" (как правило там обретаются бывшие инженеры). Будущее подобных "визуальных практик" ( спасибо Гоша) - чудовищно.