Если вы не знаете, как рассчитать стоимость произведения искусства по формуле P=f(EC) + UP, еще не поздно узнать
Пора в виртуальное путешествие! После того как вы прочтете на OPENSPACE.RU обзор Manifesta 7, написанный Анастасией Митюшиной, загляните в дневник manifesta, который вел обозреватель Frieze Джонатан Гриффин, — и вы получите представление о том, что говорили профессионалы об этой европейской биеннале в дни ее открытия и какие выставки больше нравились посетителям. Шумон Басар (Shumon Basar) на Artreview.com подчеркивает поразительный размер современных биеннале (а Manifesta 7 открыта в нескольких городах сразу), отмечая, что ни у кого «не будет возможности и времени как следует ознакомиться со всей выставкой», и задается вопросом, насколько этот размах может еще увеличиться: «Сейчас это квартал, потом страна, вскоре целый континент. И, наконец, весь мир».
Подобные ироничные размышления уместны в связи с Manifesta 7. Ее сдержанная постиндустриальная эстетика и незрелищное использование архитектуры предсказуемым образом подразумевают множество пустых пространств и аудиоинсталляций, которые плохо поддаются письменному пересказу и неважно выглядят на фотографии. Но как это сказывается на туристах? Получить представление об этом помогут обширные видеозаписи без комментариев на vernissage.tv. Мне особенно понравился фильм про дождливый день в крепости Фортецца (Fortezza). Просматривая эти записи, вы как бы заново проживаете скучный отпуск — впрочем, это прекрасный способ охладиться в жаркий летний день...
Искусство и экономика
Почему современное искусство так редко подвергают качественному экономическому анализу? Блогер рынка искусства Андраш Санто (András Szántó) знакомит нас с недавними попытками экономистов количественно измерять ценность произведений искусства, и, честно говоря, они отличаются редкостной тупостью.
На этот пост Санто вдохновила недавняя статья в New York Times о трудах экономиста Дэвида Галенстона (David Galenston), который уверен, что искусствоведам его изыскания не понравятся. И впрямь. Галенстон изобрел способ расставлять великие произведения модернизма по степени важности, основанный на частоте их упоминания в учебниках по искусству, что представляется верхом идиотизма. («Девушки из Авиньона» попали на первое место — 28 иллюстраций, на втором оказался «Памятник III Коммунистического Интернационала» Татлина и т. д.).
Санто также упоминает Клэр Мак-Эндрю (Clare McAndrew), экономистку из Ирландии, и ее недавнюю книгу «Экономика искусства: путеводитель инвестора по рынку искусства» (The Art Economy: An Investor’s Guide to the Art Market (Liffey Press, 2007), где, помимо прочего, выведена формула измерения стоимости произведения искусства: P = f(EC) + UP, где: P — стоимость произведения искусства, ЕС — совокупность характеристик художника, произведения и торгов, а UP — «необъяснимая надбавка», которую покупатель на аукционе может захотеть заплатить за произведение. Эта UP, согласно Мак-Эндрю, «кажется, возникает по ходу того эмоционального, субъективного и зачастую иррационального процесса, каким является приобретение произведений искусства». Обе заметки меня сильно озадачили: а как же трудовая теория стоимости, согласно которой ценность может повыситься только благодаря добавке экспроприированного труда, и почему бы экономистам для разнообразия не применить эту теорию к искусству? Мне также интересно, почему столько людей, провозглашающих себя марксистами, увиливают от конкретных фактов политэкономии и предпочитают философствовать о культурных формах эпохи позднего капитализма.
Интервью Славоя Жижека
Один из этих самопровозглашенных марксистов — знаменитый словенский философ Славой Жижек (Slavoj Zizek), иронически именующий себя «ортодоксальным сталинистом-лаканианцем». Жижек знаменит как аналитик современной культуры и сторонник возвращения коммунизма, но также и как чрезвычайно эксцентричная личность. В The Guardian опубликована беседа с ним, где он называет себя непримиримым гегельянцем, который с подозрением относится к любви и оплакивает «мрачную катастрофу» ХХ века — кончину коммунизма.
Чтобы прочувствовать эту «мрачную катастрофу», вы можете сравнить вымученные ответы Жижека с двумя знаменитыми и куда более гармоничными анкетами, которые Карл Маркс записал в альбом своих родственников, что было обычной практикой в XIX веке.
Туннель Свободы
Однако идеалы коммунизма продолжают жить, как и мечта о свободе, вырытая под нашими городами кротом истории. Иногда в самом буквальном смысле. Нью-йоркский специалист по архитектуре и уличному искусству Храг Вартанян (Hrag Vartanian) пишет о Туннеле Свободы в Нью-Йорке — глубоком железнодорожном туннеле под Верхним Вест-Сайдом, который служил приютом бездомным и художникам-граффитистам, пока в 1991 году по нему вновь не пустили поезда.
Туннель назван так в честь граффитиста Хриса Пэйпа по кличке Свобода (Chris «Freedom» Pape) и его команды, которые нарисовали здесь множество фресок. Одна из них — гигантская работа под названием «Американский путь» (The American Way), которая напоминает поп-арт. Другая фреска изображает плачевное положение выселенных бездомных, цитируя известное полотно Гойи.
Детальный фоторепортаж о туннеле можно увидеть в блоге Citynoise, а более подробный письменный отчет о посещении этого прекрасного места — на сайте исследователя города quantum-x.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454837
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345337
- 3. Норильск. Май 1272695
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898879
- 5. Закоротило 824011
- 6. ЖП и крепостное право 818818
- 7. Не может прожить без ирисок 790323
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765682
- 9. Коблы и малолетки 744485
- 10. Затворник. Но пятипалый 478053
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407942
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374150