Неужто никто, кроме меня, не считает неприличным, что директора четырех ведущих музеев мира… поддержали своим высоким авторитетом новую арт-премию… которая организуется не под эгидой музея, а просто лично украинским миллиардером и собирателем искусства?
«Арт-Базель Майами-Бич» и его критики. Пинчук с именитой свитой в МoМА. Биеннале Уитни на совершенно пустую тему. И открытки из Варшавы и Тбилиси
Art Basel Miami BeachКак сообщила газета Financial Times еще до открытия Art Basel Miami Beach, в этом году ярмарка адаптировалась к кризисным условиям на арт-рынке сразу несколькими способами: уменьшился масштаб (отпали 60 участников), сократилось количество параллельных программ, и ярмарка явно переориентировались на новую клиентуру с высокой покупательной способностью. По мнению одного из директоров ярмарки Марка Шпиглера, новые коллекционеры должны прийти из Китая и Латинской Америки.
Читать!
Конечно, «новый аскетизм» совершенно не обязательно подразумевает какие-либо принципиальные изменения. «Арт-Базель» остается излюбленным местом для деловых кругов от арт-мира. Взгляните на удивительно бездарное слайд-шоу фотографа Тодда Эберле из Vanity Fair и убедитесь сами, насколько тут периферийно искусство. Единственный снимок, который привлек мое внимание, — тот, на котором изображен айфон с sms-сообщением от Клауса Бизенбаха. Американский критик и блогер Храг Вартанян отреагировал на большую часть «бесцветного искусства», увиденного на выставке, в своей обычной манере: по его словам, выглядит оно как домашний декор. То есть выполнено в эстетике магазина стройматериалов. Дешевый евроремонт в кризисную пору — вот ответ американцев Ирине Кориной. У «Арт-Базель Майами-Бич» есть свои забавные награды, однако награды, выдуманные Храгом Вартаняном, во много раз остроумнее. Посмотрите его подборку смешных работ: некоторые из них вопиюще вторичны, другие политически некорректны или просто очень спорны: ровно такие произведения и делают формат «Арт-Базеля» таким смехотворным.
Одним из самых интересных и симптоматичных проектов в параллельной программе ярмарки стала музейная выставка «Пространство реализма». На сайте Vernissage.tv есть небольшое видеоинтервью с ее куратором. В последнее время возрождается интерес к критическому реализму как ответу на рыночный формализм и постконцептуализм последнего десятилетия, хотя термин сам по себе имеет довольно расплывчатое значение: как говорит куратор Руба Катриб, выставка как раз посвящена невозможности реализма и нахождения правды. Рассказывая о своей картине, швейцарско-американский художник Олаф Бройнинг вообще щеголяет термином «реализм», словно вышколенный комсомолец.
Гувервиль ABMB. Деталь карикатуры Уильяма Поухайды и Джейд Таунсенд - сатиритический взгляд на Art Basel Miami Beach
Ороско и Пинчук в МоМА
На прошлой неделе в МоМА в Нью-Йорке открылась ретроспектива мексиканского художника Габриэля Ороско. New York Times опубликовала хвалебный, хоть и несколько грустный обзор выставки. По словам ее автора Холланда Коттера, выставка выглядит архивной. На ней представлены работы, которые принесли Ороско широкую известность в начале 1990-х, но «при повторении художественные жесты часто теряют свою энергию». Как отмечает Коттер, поздние работы Ороско, а также довольно большое количество академических текстов о его особом типе концептуализма выдают в нем сфабрикованный институциональный продукт «бывшего вольнодумца, а ныне мейнстримного игрока на рынке».
Как выяснилось, открытие выставки осенил своим присутствием Виктор Пинчук. Он периодически «останавливался поболтать» с журналистами, чтобы поведать о только что учрежденной им премии в области искусства. Как сообщает агентство Блумберг, Пинчук прибыл в компании арт-дилера Джея Джоплинга и директора МоМА Гленна Лоури. В тексте приводится цитата Ольги Свибловой, которая осыпает инициативу Пинчука похвалами — «беспристрастными», как аккуратно комментирует корреспондент Блумберга Катя Казакина (почему, остается непонятным).
Как сообщает журналистка Ли Розенберг (также известная как CultureGrrl), на самом деле на открытии Пинчук демонстративно продефилировал в компании целых четырех главных музейных директоров: «Неужто никто, кроме меня, не считает неприличным, что директора четырех ведущих музеев мира — Гленн Лоури (МоМА), Ричард Армстронг (Гуггенхайм), Николас Серота («Тейт») и Альфред Пакман (Помпиду) — поддержали своим высоким авторитетом новую арт-премию Future Generation Art Prize для художников в возрасте до 35 лет; премию, которая организуется не под эгидой музея, а просто лично украинским миллиардером и собирателем искусства?»
А вот здесь о Пинчуке — благожелательно — пишет «Нью-йоркер».
Биеннале Уитни обнародовала список художников
New York Times комментирует несколько разочаровывающие новости о Биеннале Уитни. В 2010 году ее кураторами выступят Франческо Бонами и Гари Каррион-Мураяри, список художников-участников, обнародованный кураторами, более краток, чем в прошлые годы (среди них несколько известных имен вроде Майкла Ашера и Петра Уклански и подающие надежды молодые американские художники), у выставки нет другой темы, кроме как «2010», и она будет менее политизированной, чем в последние годы, хотя, как говорят кураторы, найдется место и для политики. Столь гладкая тема выбрана в этом году, возможно, и для того, чтобы передать дух того самого «нового аскетизма», который есть далеко идущее последствие экономического кризиса в США. Frieze также опубликовал новость про Биеннале Уитни; в качестве иллюстрации прилагается трейлер биеннале, в котором музейные охранники зачитывают список участвующих художников, словно проводят перекличку.
Открытки из Варшавы и Тбилиси
Йорг Хайзер опубликовал интересный пост на сайте журнала Frieze о своей недавней поездке в Варшаву. «В столице Польши идет ожесточенная борьба. Но для непосвященного она наверняка останется за кулисами. Если только он не говорит по-польски, чтобы следить за дискуссиями в польской прессе или не имеет знакомых среди представителей местной интеллигенции, которые бы объяснили ему суть дела. По счастью, я как раз оказался во второй категории. Предмет борьбы — политика в отношении мемориальных памятников и национальной идентичности в целом». Иллюстрируя свой текст картинками небольшого размера (что очень удобно и наглядно), он описывает гремучую смесь турбо-капитализма, католицизма и антисемитизма, что определяет политику современной Варшавы в отношении памятников, а также роль современного искусства в этом процессе. В конце он приводит примеры того, как польские художники реагируют на политику мемориалов, и мне даже хотелось бы, чтобы он рассказал об этом чуть больше.
Кажется, колонка слухов в журнале Artforum «Сцена и толпа», обычно посвященная вечеринкам арт-олигархии, меняет формат.
Читать!
Перевод с английского Алены Бочаровой
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452221
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343652
- 3. Норильск. Май 1270048
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897953
- 5. Закоротило 822575
- 6. Не может прожить без ирисок 784781
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761852
- 8. Коблы и малолетки 742027
- 9. Затворник. Но пятипалый 473392
- 10. ЖП и крепостное право 408327
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404534
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371664
P.S. I am writing in English 'cause you read foreign press only, as you've told us elsewhere.
Итак:
1. Я откликнулся на предложение вашей услуги оплатив её своими действиями а услугу (размещение и обнародование) не получил.
2. Призываю вас быть законопослушными гражданами и не вводить в заблуждение посетителей уважаемого опенспейса не доводя до возможных юридических последствий по защите моих нарушенных прав и требования компенсации за моральные страдания. С ув. Г. П.
По поводу упомянутой в статье новой проблематике реализма и приведённого Давидом примера (умбристого комиксоподобного рисунка). Даю вначале словотолковательную статейку:
«Реализм» (Изобр. иск-во.) - 1. Фундаментальная метасистема художественной сферы человеческой деятельности реализующая специфическими средствами установку на отражение действительности, правдивость, документальность, фактографичность и т. п. 2. Отражение архифактов* действительности.
Пункт 2. из словотолковательной статейки я искал довольно долго - года 4. Конечно, перечитал всё, что только можно перечитать, но меня не удовлетворяло никакое определение реализма, пока не стало ясно, что не хватает термина определяющего предмет содержания изображения, картины, фотокартины и т. п. Считаю, что удалось найти недостающее очень важное звено - термин архифакт. Многое в метасистеме реализма встаёт на свои места, когда о своих правах заявляет техника фотографии. Так со временем определилась моя триада; тоталреализм (реалистическое фотоискусство, фотографический реализм в технике фотографии - приоритет реализма), реалистическая фотокартина - произведение искусства в технике фотографии, архифакт - предмет содержания реалистической фотокартины. Живопись, графика, скульптура и т. п. современности, менее приоритетны в отражении архифактов действительности. Изображение, приведённое Давидом, как пример реализма (умбристый комиксоподобный рисунок), конечно, не соответствует определению реализма; это не отражение (скорее - суботражение, как и всегда, к примеру, в живописи, графике), это не архифакт (очевидна фальсификация, налицо условный рисунок), это не действительность (вымышленная ситуация, сюжет). Данный сюжет можно определить, как в какой-то степени образный, пусть фигуративный или только с приставкой суб-, если хочется притянуть его к реализму. С реализмом путаница, которую надо распутывать. Появление претензии на самый приоритетный - реалистический метод (реализм) в изобриске со стороны техники фотографии заставляет переосмысливать и перезагружать очень многое из истории искусства. Но этот процесс длительный и навряд ли остановимый. Увы, власть и влияние сегодня захватила не правда, а многочисленная кривда - безОбразие, фотошопография, мёртвопись и т. п., хотя чему удивляться - так всегда было.
*Архифакт (англ. Archfact) (греч. archi... — cтарший, главный + лат. factum – сделанное, свершившееся) Архи... приставка, обозначающая: 1) старшинство, первенство, высшее положение, напр. архиепископ, архиерей 2) Приставка, означающая высшую степень признака, заключающегося во второй части сложного слова, напр. архиплут, архиважно.
…факт 1) В обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат 2) Знание, достоверность которого доказана…
Фундаментальный информационный источник. Очевидный объект, (событие, явление), обладающий выдающимися признаками; значительной познавательной ценностью, способностью к вызову эмоционального отклика, и т. п.