Зарубежные критики ругают проект Даниэля Бирнбаума. Но больше всего досталось Лайаму Гиллику и его дохлой кошке
Имена:
Даниэль Бирнбаум
Из всех масштабных смотров современного искусства Венецианская биеннале всегда получает самое большое количество отзывов в прессе. В древний город на воде слетаются со всех концов света критики и журналисты, а затем расплачиваются за свои поездки двумя или более текстами — «фунтами мяса», что вырезаются из плоти их эстетического переживания современного искусства, что бы под этим самым искусством сегодня ни подразумевалось.
Действительно, биеннале как раз помогает дать определение этому опыту и привести статистику к общему знаменателю. Какой процент от искусства составляют вечеринки на яхтах? Какую долю — непосредственные эстетические переживания? Каков процент соображений политического или социального характера в этом опыте? Насколько Венеция является лишь завуалированной демонстрацией национальной гордости и богатства? И какие изменения происходят с этой горючей смесью в условиях кризиса?
Как выразился Дэн Фокс в блоге журнала
Frieze в одном из своих семи постов, посвященных отдельным частям биеннале, «по сравнению с прошлыми годами ритм стал не таким бешеным. Возможно, отчасти потому, что из-за экономической ситуации выставка не кишела любителями бесплатного шампанского (чей удел, как мне всегда казалось, скорее созерцать декадентское забвение в духе Висконти, нежели осматривать современное искусство в Венеции). Но, возможно, также из-за сдержанного характера выстроенной [куратором Даниэлем] Бирнбаумом экспозиции».
Фокс также подмечает тенденцию, характерную как для основной экспозиции, так и для национальных павильонов: многие работы исследуют «экзистенциальные мучения высшей прослойки буржуазии», которая живет в мире некоего вновь актуализированного модернистского стиля. Возможно, самая очевидная иллюстрация к этому наблюдению — это работа дуэта художников
Elmgreen & Dragset, курировавших павильон Дании и Скандинавии, в которой среди прочего фигурирует бассейн с утопившимся коллекционером. В
интервью с Игмаром Драгсетом, сделанном
vernissage.tv, проект объясняется самыми простыми словами. К нему также прилагается экскурсия, проводимая якобы агентом по недвижимости; смотрите ниже.