Московский американец Давид Рифф о выставках, которые стоило бы увидеть
НЬЮ-ЙОРКМузей искусств Метрополитен в Нью-Йорке – то самое место, куда стоит отправиться в воскресенье. Это неиссякаемый источник удовольствия, причем повод для него может быть совсем неброским. Вот, к примеру, выставка «Серых работ» американца Джаспера Джонса. Здесь творчество знаменитого представителя поп-арта преломлено сквозь призму одного цвета: найденные элементы (дверные ручки, бечевка), краска, наложенная густым слоем, поп-коллажи из воскресных газетных страничек юмора – все выцвело и превратилось в модернистский гризайль.
Посмотреть ролик
Легко представить себе, как бесцельно бродишь по пустынным залам экспозиции. Идешь в зал Египетской коллекции. Там никого. Выбираешься под своды оранжереи. Центральный парк тоже пока еще выдержан в серых тонах.
Налейте себе чашечку кофе и просмотрите этот ролик! Не так уж и сложно притвориться, что сейчас воскресный день в Нью-Йорке, хотя на самом деле – всего-навсего утро понедельника в Москве.
МАДРИД
Посмотреть ролик
Вчера (в понедельник) закрылась ярмарка современного искусства ARCO в Мадриде. Коллекционеры из разных стран в большинстве своем уже разъехались. Напоследок и широкая публика получила возможность заглянуть на ярмарку и получить опосредованное удовольствие от невероятного количества бессодержательного искусства. Некоторое представление о царящей на выставке атмосфере дает репортаж vernissage.tv. Многое здесь может оказаться узнаваемым – искусство такого рода в последнее время активно раскручивается в Москве.
В сущности, из этого видеоролика становится понятно, что ARCO – зрелищный арт-марафон для закаленных посетителей, способных выдержать кич в огромных дозах: 295 галерей на площади в 50000 квадратных метров. Количество превращается в новый вид качества: это уже не просто рынок, но целая индустрия искусства.
Посмотреть ролик
Одной ARCO кому-то показалось мало, и в Мадридском музее Королевы Софии только что открылась самая крупная ретроспектива Пабло Пикассо за всю историю. Здесь больше 400 работ, многие из которых предоставлены для выставки Парижским национальным музеем Пикассо.
Веб-сайт музея Королевы Софии предлагает совершить виртуальный обзорный тур по выставке, а также рассмотреть ряд прекрасных репродукций с этой экспозиции зал за залом (хотя здесь, слава богу, представлены не все 400 картин).
Конечно, есть большая разница между ARCO с ее немыслимым количеством коммерческого сontemporary art, и объемистой выставкой всего корпуса творчества Пикассо. Может быть даже, что выставка последнего задумывалась как приют для усталых посетителей ярмарки, где можно отдохнуть от коммерции, глядя на «настоящее искусство» в строго научном музейном контексте. Но, в общем-то, современное искусство как своего рода индустрия восходит как раз к таким модернистам, как Пикассо, который первым стал производить горы «новаторских» произведений в салонном варианте и при этом хвастался потенцией модернизма даже тогда, когда последняя капля жизни уже давно вытекла из его картин.
ГААГА
В гаагском Фонде Стром прошла серия выставок, посвященных одному из моих культурных героев - австрийскому философу и политическому экономисту Отто Нойрату (Otto Neurath, 1882-1945), который прославился в 1920-е – 1930-е годы работами по визуализации статистических данных, а теперь стал культовой фигурой среди интеллектуалов. Музей провел несколько мероприятий под общим названием «После Нейрата», отчеты о которых можно найти на веб-сайте фонда здесь. Последняя экспозиция в этой серии называется «Глобальный Полис» и посвящена сотрудничеству Нейрата с архитекторами и градостроителями.
Нейрат стремился сделать сложные понятия доступными как можно большему числу людей за счет использования картинок, сопровождаемых минимумом слов и цифр. Будучи директором венского Музея общества и экономики (1925-1934), он вместе с художником Гердтом Арцем изобрел «Изотип» – уникальную систему понятных пиктограмм для передачи количественной информации.
Целью этой визуализации было объяснить реформу зданий коммунального хозяйства, происходившую в Вене, и приобщить жителей города к социальному планированию. В 1931 году советское правительство пригласило Нейрата открыть аналогичное учреждение в Москве, но примерно через год приглашение отозвали.
В начале и середине 1930-х годов Нейрат в сотрудничестве с Международным Конгрессом Современной Архитектуры (CIAM) и такими его выдающимися представителями, как Корнелис Ван Эстерен, Зигфрид Гидион, Ле Корбьюзье и Ласло Мохой-Надь, пытался разработать интернациональный язык градостроительства и дизайна. Коллеги ценили его именно потому, что, как считалось, у него были контакты с СССР.
Вскоре этот проект был свернут из-за разногласий: Ван Эстерн и Корбюзье мыслили город как географическую и архитектурную единицу, Нойрат же видел в нем прежде всего сеть общественно-экономических отношений, которые должны быть быть понятны жителям, чтобы те (как на этом настаивали венские социал-демократы) могли принять реальное участие в приятии решений по генеральному планированию города. «Для Нойрата потоки людей в огромном городе были не просто физическими, они действовали в квази-виртуальном, информационном пространстве, с которым можно справиться только при помощи современной статистики», как пишет куратор «Глобального полиса» Надер Воссуджан (см. полностью www.arch.columbia.edu )
Как Нойрат себе это представлял, можно увидеть на вышеприведенной таблице. Впервые показанная на выставке CIAM в 1935 году, она обильно использует фотомонтаж, чтобы проиллюстрировать развитие различных градообразующих факторов от доисторических времен до наших дней.
В наше время работа Нейрата представляется очень важной, и, вероятно, не только потому, что она лежала в основе модернистской социал-демократической визуальной культуры, которая сейчас находится на грани полного исчезновения, но и потому, что мироустройство усложняется с каждым днем, и его становится все труднее изобразить. Так что невольно тоскуешь по фигуркам Нейрата, таким простым и доступным, способным объяснить сложные политико-экономические взаимосвязи глобализованного мира в осязаемой, компактной форме.
Оба этих фактора делают Нойрата актуальным для многих наших современников. Чуть раньше в этом же выставочном зале прошла выставка Стефана Диллемута, группы «Bureau d'etudes», Оливера Ресслера и Андреаса Зикмана: известные политические художники представили свои работы, связанные с Нейратом.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452161
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343631
- 3. Норильск. Май 1269794
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897932
- 5. Закоротило 822503
- 6. Не может прожить без ирисок 784370
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761548
- 8. Коблы и малолетки 741894
- 9. Затворник. Но пятипалый 473111
- 10. ЖП и крепостное право 408252
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404280
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371466