OPENSPACE.RU спросил у российских художников, кураторов и критиков, как они относятся к современному китайскому искусству
В ЦУМе открылась выставка «Китай, вперед!», подготовленная специально для России. Официально ее сделала независимый куратор Пиа Камилла Копер, а неофициально – галерея Альбера Бенаму. Выставка формально некоммерческая, но явно ставит задачу продвижения в Россию нового «художественного мяса». Китайцы в моде давно, но успех их носит в основном коммерческий характер; к тому же, на выставке в ЦУМе показаны довольно банальные, давно раскрученные вещи, в основном в духе «китайского соц-арта». OPENSPACE.RU спросил у художников, критиков и кураторов, не обидно ли им, что китайский соц-арт делает более успешную карьеру, чем русский.
Ольга Свиблова, директор Московского Дома фотографииВ огромной стране оказалось огромное количество художников, у которых такой же энергетический выход сегодня, какой был у российского искусства в конце 80-х. С той только разницей, что китайцев больше! Это искусство, рожденное переходом от закрытой страны к открытой. Как и русских нонконформистов, китайское искусство сначала покупал Запад. Но наши выскочили на рынок, и он тут же обвалился! Местный рынок в то время еще не возник, и в результате образовалась дыра 90-х! А китайцы вышли позже, во время рецессии и постепенного восстановления международного рынка, а потом у них сразу сформировался местный. В этом смысле они более защищенными оказались. И интерес к ним как к рынку больше.
Константин Звездочетов, художник
Я не первый раз китайцев вижу. Что я, китайцев не видел? Для меня нет никакой сенсации в китайском искусстве — они точно так же примитивны, как и мы. У всех людей независимо от цвета кожи очень примитивные мозги — все думают об одном и том же. Единственно, мне меньше нравится их сервильность по отношению к Западу. Зато они люди более старательные, менее ленивые, чем русские. У русских все на уровне мелкой фарцовки. Поэтому, если говорить о рынке, они более конкурентоспособны, чем мы.
Максим Маслаков, генеральный директор АртМедиа Груп
Я китайцев наблюдал лицом к лицу, когда жил в Нью-Йорке и кроме основного курса обучения менеджменту брал уроки рисования. Китайцы все очень хорошо сканировали и обычно выдавали умелый фотореализм, но собственных идей у них немного. На уроках я замечал, как они заимствовали их у креативных аргентинцев — колумбийцев. А на Пятой авеню, где, как на нашем Арбате, сидят портретисты, я увидел, что именно китайцы вытеснили американцев и всех остальных. Потому что они просто принтеры какие-то.
Александр Евангели, критик
Разумеется, здесь не те китайские художники. Хороших крайне мало, как и везде. А тут просто банальные комиксы. Дерьмо на экспорт. Симулятивное искусство, обслуживающее представление о том, как должно выглядеть китайское искусство. Но думаю, у китайцев несколько уровней симуляций, и здесь представлен не самый высокий. То, что было на Винзаводе во время 2-й московской биеннале — было серьезней и интересней. А здесь уже ниши осваивают художники второго, третьего ряда. Их галеристы почувствовали запах русских денег, которые нуждаются в джентрификации искусством.
Сергей Мироненко, художник и дизайнер
У китайцев же тоже коммунизм был. Это и есть та общая поляна, откуда все прут, и наши художники, и их. Но китайцы соц-арт очень огламурили и отглянцевали. Думаю, когда у нас был соц-арт, у нас кумиром был Джозеф Кошут. А когда у них начался соц-арт, то кумиром уже был Джефф Кунс.
Влад Монро, художник
Китайцы все же лохи. Но какие у них прекрасные коллекционеры, которые поддерживают это лоховство и позволяют им так разворачиваться! Это еще выставка, а если бы вы видели, что делается на аукционах Сотбис, Кристи.... По сравнению с тем, что там продают, наш Арбат с перестроечными мотивами — и то посложнее.
Елена Куприна, галерист
Чужое искусство трудно понять вне контекста. Мне вот пока трудно. Пара вещей интересны, но в целом на выставке немного не те вещи и не те авторы... На аукционах другие.
Ирина Корина, художник
Китайцы — очень милые люди. Наверное. А на выставке действительно все очень похоже на нас. Видимо, они хотели, чтобы мы чувствовали себя здесь, на выставке, как дома. Очень комплиментарное искусство. Этнографии, жалко, мало — ничего, кроме раскосых глаз.
Аркадий Насонов, художник
Это ужасно, но это захватит мир. Все будет таким. У меня уже постепенно глаза заплывают. Утром я совсем китаец, вечером европеизируюсь.
Юрий Альберт, художник
Китайцы — уже не герои. А вообще мне очень понравилось, что никто из китайцев не цитирует журнал «Крокодил». Кроме нас с Костей Звездочетовым.
Андрей Ковалев, критик
Скучно мне. Это как в 86 году. У меня случилось дежавю с выставкой .... эээ ... какой-то выставкой в Германии, русских нонконформистов в 95 году... То же самое. Всем скучно.
Диана Мачулина, художник
Мне понравилась скульптура перед входом. Она должна здесь остаться, в ЦУМе. Это же коллаж Родченко к книжке Маяковского, где Лиля Брик кричит. Потом этот мотив перекочевал в рекламу, и революционный образ стал идеальным образом рынка. И здесь эта красная фигура смотрится, как призыв зайти в ЦУМ — что бы ни имел в виду этот китаец.
Выставка «Китай, вперед!» открыта на 4-м этаже ЦУМа до 30 июня
Подробнее о выставке см. art-times, Колонка Максима Боксера
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452310
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343670
- 3. Норильск. Май 1270149
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897983
- 5. Закоротило 822631
- 6. Не может прожить без ирисок 785226
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762364
- 8. Коблы и малолетки 742148
- 9. Затворник. Но пятипалый 473859
- 10. ЖП и крепостное право 408354
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404711
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371776