Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
Елена Сорокина
1. Упомяну два свежих проекта, которые мне показались очень интересными по одной и той же причине, один уже состоялся, а на другой я возлагаю большие надежды. Это недавно проведенная в Праге выставка Monument to Transformation, что можно перевести как «монумент трансформации», а можно как «памятник переходу», и курированная конференция «Бывший Запад» в Голландии. Оба имеют одну общую черту — каждый осуществляет, образно выражаясь, легкий сдвиг парадигм. Можно сказать, что оба проекта артикулируют начало нового времени в так называемом посткоммунистическом контексте и очень четко заявляют, что нарративы вписывания, встраивания и вливания восточноевропейского искусства в западный канон более неактуальны, поскольку удалось если и не до конца изменить, то по крайней мере сдвинуть сам канон. Понятие «трансформация» в смысле бесконечного перехода к капитализму превратилось в стигму, в эдакое переходное клеймо для художников и кураторов. «Монумент трансформации» весьма остроумно расширяет это понятие, применяя его к различным странам — от Индонезии до Португалии. На самом деле такие западные страны, как Испания, Португалия, Греция, тоже «трансформировались» из весьма неблагоприятных режимов сравнительно недавно. То есть проект не вписывается в чужую нормативность, а самостоятельно ее дефинирует. Такой же изящный поворот совершает и «Бывший Запад», изменяя перспективу наблюдения и направление удара.
2. Критерий удачной кураторской работы — убедительность, концептуальная и пространственная, если пространство задействовано. Но бывают и отличные дискурсивные, образовательные, перформативные проекты, где пространство не играет важной роли. Проект удачен, если можно быть за или против политики куратора, выбора художников, выбора пространства, но нельзя отнять внутренней целостности и связности высказывания, нельзя усомниться во внутренней логике (либо безумстве, если речь идет о нем). Каждое произведение выставлено, а не подставлено, смысл играет и переливается, а диалог происходит без заиканий, неудобных молчаний либо перебиваний друг друга.
3. После экспериментов с различными ролевыми играми — куратор как харизматическая личность, как переводчик с одного культурного контекста на другой, как профессиональный номад, как собиратель грантов, режиссер и продюсер в одном лице, тренер сборной команды художников (были и такие метафоры) — кураторское дело профессионализируется, пишет свою историю и рассуждает о своей роли в культуре как таковой. Видимыми знаками этого процесса являются, например, свежая книга Ханса Ульриха Обриста A Brief History of Сurating, или конференция в норвежском Бергене, которая ставит целью написание истории больших выставочных проектов. С другой же стороны, кураторов развелось невероятное множество, и, по большому счету, кто угодно может позвать пару-тройку художников, развешать что-нибудь по стенам и объявить себя куратором. Поэтому все больший интерес вызывают четко и профессионально очерченные позиции, а не проекты в стиле позднего постмодерна — искренне всеобъемлющие, всеохватывающие и размытые. Сегодня музей средней руки видит в кураторе нечто среднее между летчиком-испытателем и топ-менеджером. Приведу в пример список критериев одного среднего западного музея, который ищет куратора современного искусства. Цитирую: «докторская степень по истории искусства, минимум десять лет профессионального опыта, внушительный список проектов и публикаций, менеджерские качества, способность работать в коллективе, высокий уровень креативности и инновативное мышление, высокоразвитые способности по коммуникации в устном и письменном виде, владение различными компьютерными программами, минимум два иностранных языка в совершенстве». И таких корпоративных кураторов тоже предостаточно.
Виталий Пацюков
1. Без всяких комплиментарных стратегий хотел бы отметить в прошлом сезоне российской арт-сцены два проекта (дополняющие друг друга), наиболее близкие моим взглядам на кураторскую деятельность. Оба проекта принадлежат Екатерине Дёготь и в своей целостности объединяют две творческие личности — П.И. Субботина-Пермяка («Кудымкор — локомотив будущего») и Д.А. Пригова («Граждане, не забывайтесь, пожалуйста!») и два состояния нашей истории и культуры: образность первой трети ХХ века и итоговую визуальность рубежа миллениума. Первый проект являл собой своеобразную обратную перспективу, проекцию прошлого в настоящее. Персонажность художника Петра Субботина в этом проекте полностью растворялась во внеэстетической реальности, в свою очередь манифестируя ее как социально-эстетическое. Екатерина Дёготь впервые в истории нашей кураторской деятельности рассмотрела неотделимость личности от времени, от временного и физического пространства, в котором она пребывает. Футурист; социальный утопист и вместе с тем органический прагматик; реализатор социалистических идей, полностью сохранивший свои нравственные принципы и утверждавший их в условиях невозможности существования; художник и человек, формирующий идеальное общество, предстает в экспозиции в полноте мандельштамовской фразы «попробуйте меня от века оторвать». Екатерина Дёготь построила тотальную инсталляцию этого необъяснимого времени, где будущее генерировалось во всех подробностях и деталях. Оно не оправдывалось и не осуждалось, а просто убедительно присутствовало в документах, фотографиях, текстах, в кинохронике, в плакате и лозунгах. Этот проект связан для меня со знаменитой выставкой Владимира Маяковского «20 лет в искусстве», где он продемонстрировал возможности еще несуществующих стратегий инсталляций и кураторской рефлексии.
Второй проект связан с жизнью и творчеством близкого мне человека — Дмитрия Александровича Пригова. Свой проект в ММСИ Екатерина построила как четырехъярусную инсталляцию — своеобразный «Большой театр» ДАП, где каждый ярус имел свою собственную оптику. Все уровни ММСИ рассматривались в своей автономности и вместе с тем в непреложной целостности, где властвовал Д.А. Пригов и скрыто, втайне, в дистанцированной рефлексии постоянно присутствовал куратор.
Мне также очень близки и дороги проекты Виктора Мизиано, его работы с культурой среднеазиатских республик. Он абсолютно точно реагирует на болевые процессы постсоветского общества, указывая на проблемы новой идентичности и определяя место человека в новой системе ценностей. Для меня остается пронзительным его обращение к положению бывшего советского человека в новейшем социуме, его поиски человеческого достоинства в современных общественных формациях. В нашей художественной реальности мне не хватает проектов, построенных на риске, на оппозиции к процессам, утверждающим одномерность нашей сегодняшней социокультурной реальности. Единственным, кто касается проблем противостояния художника и общества, сегодня остается Кирилл Серебренников со своими программами фестиваля «Территория». Его кураторские художественные акции свидетельствуют о наличии совершенно иных слоев культуры, но и продолжают просветительские традиции, утраченные нашим «актуальным искусством», замкнувшимся в локальности эстетического. Горько, что с уходом из Третьяковской галереи Андрея Ерофеева эта зона остается почти невостребованной и явно переживает инфляцию.
2. Образ времени, взаимоотношения художника с культурой и историей, его диалоги с обществом и государством для меня являются основными векторами и принципами в идеальном кураторском проекте.
3. Состояние кураторской деятельности в Росси в какой-то степени отражает аналогичные процессы, происходящие в западной культуре. Оно все более погружается в феномены чистого развлечения, в шоу, в адаптацию к власти, играя свою конформистскую роль в современном обществе спектакля. Но этот процесс, очевидно, завершается, и как на симптом этого завершения можно указать на невероятно яркий проект Венецианской биеннале 2007 года в Палаццо Фортуни — Artempo (проект кураторской команды, в которую входил Жан-Юбер Мартен). Мир предметов, самых разнообразных форм человеческой деятельности, включая и науку, встретился в едином пространстве с культурой. Эти два мира составили удивительный организм, пронизанный единой человеческой историей и осью интеллектуальных и нравственных поисков, утверждающих смысл человеческого существования.
1. Упомяну два свежих проекта, которые мне показались очень интересными по одной и той же причине, один уже состоялся, а на другой я возлагаю большие надежды. Это недавно проведенная в Праге выставка Monument to Transformation, что можно перевести как «монумент трансформации», а можно как «памятник переходу», и курированная конференция «Бывший Запад» в Голландии. Оба имеют одну общую черту — каждый осуществляет, образно выражаясь, легкий сдвиг парадигм. Можно сказать, что оба проекта артикулируют начало нового времени в так называемом посткоммунистическом контексте и очень четко заявляют, что нарративы вписывания, встраивания и вливания восточноевропейского искусства в западный канон более неактуальны, поскольку удалось если и не до конца изменить, то по крайней мере сдвинуть сам канон. Понятие «трансформация» в смысле бесконечного перехода к капитализму превратилось в стигму, в эдакое переходное клеймо для художников и кураторов. «Монумент трансформации» весьма остроумно расширяет это понятие, применяя его к различным странам — от Индонезии до Португалии. На самом деле такие западные страны, как Испания, Португалия, Греция, тоже «трансформировались» из весьма неблагоприятных режимов сравнительно недавно. То есть проект не вписывается в чужую нормативность, а самостоятельно ее дефинирует. Такой же изящный поворот совершает и «Бывший Запад», изменяя перспективу наблюдения и направление удара.
2. Критерий удачной кураторской работы — убедительность, концептуальная и пространственная, если пространство задействовано. Но бывают и отличные дискурсивные, образовательные, перформативные проекты, где пространство не играет важной роли. Проект удачен, если можно быть за или против политики куратора, выбора художников, выбора пространства, но нельзя отнять внутренней целостности и связности высказывания, нельзя усомниться во внутренней логике (либо безумстве, если речь идет о нем). Каждое произведение выставлено, а не подставлено, смысл играет и переливается, а диалог происходит без заиканий, неудобных молчаний либо перебиваний друг друга.
3. После экспериментов с различными ролевыми играми — куратор как харизматическая личность, как переводчик с одного культурного контекста на другой, как профессиональный номад, как собиратель грантов, режиссер и продюсер в одном лице, тренер сборной команды художников (были и такие метафоры) — кураторское дело профессионализируется, пишет свою историю и рассуждает о своей роли в культуре как таковой. Видимыми знаками этого процесса являются, например, свежая книга Ханса Ульриха Обриста A Brief History of Сurating, или конференция в норвежском Бергене, которая ставит целью написание истории больших выставочных проектов. С другой же стороны, кураторов развелось невероятное множество, и, по большому счету, кто угодно может позвать пару-тройку художников, развешать что-нибудь по стенам и объявить себя куратором. Поэтому все больший интерес вызывают четко и профессионально очерченные позиции, а не проекты в стиле позднего постмодерна — искренне всеобъемлющие, всеохватывающие и размытые. Сегодня музей средней руки видит в кураторе нечто среднее между летчиком-испытателем и топ-менеджером. Приведу в пример список критериев одного среднего западного музея, который ищет куратора современного искусства. Цитирую: «докторская степень по истории искусства, минимум десять лет профессионального опыта, внушительный список проектов и публикаций, менеджерские качества, способность работать в коллективе, высокий уровень креативности и инновативное мышление, высокоразвитые способности по коммуникации в устном и письменном виде, владение различными компьютерными программами, минимум два иностранных языка в совершенстве». И таких корпоративных кураторов тоже предостаточно.
Виталий Пацюков
Выставка «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста! Д.А. Пригов». Московский музей современного искусства. 2008. Куратор Екатерина Деготь
Второй проект связан с жизнью и творчеством близкого мне человека — Дмитрия Александровича Пригова. Свой проект в ММСИ Екатерина построила как четырехъярусную инсталляцию — своеобразный «Большой театр» ДАП, где каждый ярус имел свою собственную оптику. Все уровни ММСИ рассматривались в своей автономности и вместе с тем в непреложной целостности, где властвовал Д.А. Пригов и скрыто, втайне, в дистанцированной рефлексии постоянно присутствовал куратор.
Мне также очень близки и дороги проекты Виктора Мизиано, его работы с культурой среднеазиатских республик. Он абсолютно точно реагирует на болевые процессы постсоветского общества, указывая на проблемы новой идентичности и определяя место человека в новой системе ценностей. Для меня остается пронзительным его обращение к положению бывшего советского человека в новейшем социуме, его поиски человеческого достоинства в современных общественных формациях. В нашей художественной реальности мне не хватает проектов, построенных на риске, на оппозиции к процессам, утверждающим одномерность нашей сегодняшней социокультурной реальности. Единственным, кто касается проблем противостояния художника и общества, сегодня остается Кирилл Серебренников со своими программами фестиваля «Территория». Его кураторские художественные акции свидетельствуют о наличии совершенно иных слоев культуры, но и продолжают просветительские традиции, утраченные нашим «актуальным искусством», замкнувшимся в локальности эстетического. Горько, что с уходом из Третьяковской галереи Андрея Ерофеева эта зона остается почти невостребованной и явно переживает инфляцию.
2. Образ времени, взаимоотношения художника с культурой и историей, его диалоги с обществом и государством для меня являются основными векторами и принципами в идеальном кураторском проекте.
3. Состояние кураторской деятельности в Росси в какой-то степени отражает аналогичные процессы, происходящие в западной культуре. Оно все более погружается в феномены чистого развлечения, в шоу, в адаптацию к власти, играя свою конформистскую роль в современном обществе спектакля. Но этот процесс, очевидно, завершается, и как на симптом этого завершения можно указать на невероятно яркий проект Венецианской биеннале 2007 года в Палаццо Фортуни — Artempo (проект кураторской команды, в которую входил Жан-Юбер Мартен). Мир предметов, самых разнообразных форм человеческой деятельности, включая и науку, встретился в едином пространстве с культурой. Эти два мира составили удивительный организм, пронизанный единой человеческой историей и осью интеллектуальных и нравственных поисков, утверждающих смысл человеческого существования.
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
Ссылки
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
Позвольте поправить, Центральноазиатский павильон в 2005 году в Венеции выставку «Искусство Центральной Азии. Актуальный архив» курировал только Виктор Мизиано
-
Грандиозный эпилог.
-
Это не Третьяковка, В.Пацюков "явно переживает инфляцию".
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454343
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345011
- 3. Норильск. Май 1272362
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898719
- 5. Закоротило 823714
- 6. Не может прожить без ирисок 789728
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765217
- 8. ЖП и крепостное право 758715
- 9. Коблы и малолетки 744211
- 10. Затворник. Но пятипалый 477395
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407276
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373829