Мария Сигутина о том, как молодые берлинские художники и кураторы нашли новый способ выживания в суровых экономических условиях, получили от этого удовольствие и заодно сделали доброе дело для бедного этнического гетто
Мария Сигутина о том, как молодые берлинские художники и кураторы нашли новый способ выживания в суровых экономических условиях, получили от этого удовольствие и заодно сделали доброе дело для бедного этнического гетто
Встреча с «Колонией Веддинг»Когда мы только переехали в Германию, моя подруга из соображений экономии поселилась в одном из иммигрантских кварталов Берлина и пригласила нас на новоселье. Возвращаясь поздним вечером, мы с другом пробирались через темные улицы к метро. Несмотря на поздний час, жизнь здесь обычно бурлит: турки пьют чай из стеклянных стаканчиков у входа в дома, арабы перекрикиваются с разных концов улицы, жарятся дёнеры и кебабы, группами перемещаются подростки в капюшонах. Не самый благополучный район Берлина, это уж точно.
Внезапно мы остановились как вкопанные, не веря своим глазам:
– Это что?
– Галерея… – недоуменно ответил мой друг.
Ошибиться было невозможно - перед нами был классический white cube, на стенах концептуальная графика. Испытав легкое культурное потрясение, мы оторвались от витрины и продолжили путь. Буквально в следующем доме – еще одна галерея. Новый блок – еще одна.
– У них даже в таком квартале на каждом шагу современное искусство! – резюмировали мы и мгновенно начали сравнивать с ситуацией на родине. В Москве выставочное помещение формата white cube даже в самом центре города еще надо поискать.
Культурный феномен, на который мы набрели той темной ночью, имеет название – «Колония Веддинг» (Kolonie Wedding). Веддинг – район Берлина, густо населенный выходцами преимущественно из арабских стран. А Колония – это форма плотного сосуществования некоммерческих галерей. По словам одного из организаторов некоммерческого объединения «Колония Веддинг» Йозефа Вильзера, с приходом крупных торговых сетей в Берлине стали закрываться мелкие магазины, расположенные на первых этажах жилых домов. К 2000 году все первые этажи в Веддинге пустовали – жутковатое зрелище. Тогда городские власти предложили провести эксперимент – поместить в пустующие пространства мастерские художников и галереи современного искусства. Этот проект поддержала домоуправляющая компания DEGEWO. С 2002 года она предоставляет художникам и некоммерческим галереям пустующие помещения за весьма умеренную цену, чтобы повысить статус социально проблемного квартала. При этом до туристических мест всего минут семь на метро. А формально Веддинг и вовсе является северной частью самого модного района города – Митте.
Арт-лаборатория Берлин
«Колония Веддинг» объединяет порядка 25 некоммерческих галерей. Большинство из них используются как мастерские и открывают выставки в последнюю пятницу месяца (массовое открытие выставок в Веддинге называется «Колониале»). Но есть и такие, что функционируют исключительно как выставочное пространство и открыты почти каждый день. Такова Art Laboratory Berlin, которой управляют три молодых, но уже известных немецких куратора – Сандра Фриммель, Кристиан де Лютц и Регинэ Рапп. Их некоммерческая галерея обычно показывает объекты, фото- и видеоинсталляции немецких, центральноевропейских и российских художников. Здесь уже выставлялись Группа «ПГ» (Илья Фальковский, Алексей Каталкин и Борис Спиридонов) и Виктор Алимпиев, а в скором времени ожидается выставка Дмитрия Булатова.
25 января 2008 года новая череда пятничных вернисажей ознаменовалась открытием в галерее Art Laboratory Berlin выставки современных чешских медиахудожников «Космополитика». Кураторы этого проекта – Дениса Кера (Denisa Kera) и Павел Седлак (Pavel Sedlak). При том что в Чехии нет традиции в области медиаискусства, современные молодые авторы свободно экспериментируют с трендами и технологиями и фактически создали чешский видеоарт. Участники выставки – Йозеф Бареш, группа Internet Generation, Лин М., Якуп Непраш, Ян Пфайфер, Павел Стерек, Павел Тихонь и Марек Вольман. Большинство авторов интересуются жизнью гибридных сообществ, состоящих из машин и людей.
Проект Павла Стерека Simbiont (2007) представляет собой дерево, оснащенное протезами: капельница вместо корневой системы, солнечные батареи вместо листьев, резиновый мешочек с почвой, насыщенной микроорганизмами, вместо плода и миниатюрная карта памяти вместо семян плода. Дерево-робот – автономная самовоспроизводящаяся система, развитие которой контролируется специальными датчиками. Автор утверждает, что искусственный плод – это «новое райское яблоко», а дерево в целом символизирует интимные и сбалансированные взаимоотношения между природой и техникой, естественным и искусственным.
Ян Пфайфер в своем проекте Short Cuts при помощи Google-Maps исследует, как люди во всем мире прокладывают более короткие дорожки там, где официальные дороги, проложенные властями, недостаточно эргономичны. Он провел небольшое исследование относительно того, сколько человек стремятся сократить свой путь за счет самодельных дорожек, а сколько идут по официальному, но более длинному пути. Результаты такого забавного исследования представлены здесь же в форме фотоотчета. Автор рассматривает короткие дорожки как след человеческой повседневной политической активности сопротивления: дороги навязаны людям местными властями, а там, где действия властей оказались неудобными и непродуманными, люди сами вносят изменения в ландшафт мельчайшими, но настойчивыми протестными действиями.
Видеоинсталляция «Культуры» (2005) молодого и уже довольно известного в Европе художника Якуба Непраши обращается к проблемам урбанизации и экологии. Медиамикрокосм городского жителя изображен как постоянно изменяющийся хаотичный поток движущихся людей и автомобилей, закованных в системы коммуникаций и носителей информации.
Работа часового механизма
На витрине галереи Uhrwerk (часовой механизм – нем.), которая долгое время была мастерской художника Авдея Тер-Оганьяна, можно видеть надпись, которую оставил известный своими провокационными акциями Александр Бренер: «ГУЛАГ здесь и повсюду». Сейчас здесь творит самый популярный русский художник в Норвегии, участник мастерских в Фурманном переулке – Александр Токарев. Здесь же работает бывший участник московского сквота на Бауманской Владимир Анзельм, которого российский зритель знает по его скульптурам из угля и черно-белым монументальным полотнам по мотивам Второй мировой войны. Сокуратором галереи является Илья Китуп, работавший все в том же Фурманном и галерее в Трехпрудном.
Кредо галереи Uhrwerk – «новая искренность». Кураторы настаивают на том, что в эпоху тотальной коммерциализации искусства, когда имя художника стало брендом, необходимо отыскивать и выставлять искренних художников, которые не воспринимают искусство как бизнес. Следуя этой логике, кураторы провели выставки китчевой живописи и компьютерной манги (автор – немецкая безработная-инвалид Криста Хеллер), почеркушек из записной книжки африканского летчика Абдулайе и безумной графики канадца Джесси-Ли Вольтера. Среди авторов попадаются и русские имена: только что Uhrwerk представила выставку динамических объектов Андрея Трофимова, которые никогда и нигде до этого не выставлялись. Проект называется Collectors’ Choice, но речь не о том, что именно такие вертящиеся и светящиеся штуки хотел бы приобрести любой уважающий себя коллекционер. Дело в том, что объекты были собраны из всякой всячины - такую технически подкованные мужья на всякий случай годами хранят в гаражах. Художник признался, что всю жизнь переезжает из страны в страну, с места на место, и всегда возит эти объекты с собой, несмотря на то что их совершенно негде хранить и очень сложно транспортировать. Некоторые были сделаны более 15 лет назад, объехали полмира, и, к радости всех посетителей выставки, все-таки дожили до сегодняшнего дня.
Колбасные изделия
Atelier Elena Kolbasina было самым популярным местом среди посетителей «Колонии Веддинг» в эту пятницу. Ведь выставка была посвящена колбасе! Сосиски и колбаски вообще популярная тема в Германии, но впервые она была удостоена такого пристального внимания современных художников. Здесь колбаски летели из ада в рай, прорывались сквозь холст, маскировали подглядывающие устройства, были нарисованы, сшиты, сфотографированы, сняты на видео и даже выложены из мозаики.
Деконструкция
Немецкие художники и кураторы галереи Werk-Raum (техническая мастерская) Йозеф Вильзер и Майкл Пинтер приготовили к вернисажу сюрприз. Они распилили системный блок компьютера, расщепили его с помощью молотков и выставили на всеобщее обозрение видео, на котором можно наблюдать сам процесс. Проект называется Computer Pathology: компьютер сломался, и его решили починить. А чтобы починить, сначала нужно было разобрать. На выставке также можно было увидеть останки компьютера.
Художественное сообщество «Колонии Веддинг» не менее культурно и национально пестро, чем сам квартал. «Мы считаем, что для людей творческих профессий очень полезно жить и работать в мультикультурной среде», – говорит организатор «Колонии Веддинг» и куратор Йозеф Вильзер. Его мысль подтверждает художник Александр Токарев: «В буржуазном районе художнику делать нечего». При этом теперь в Веддинге стали бывать известные кураторы, искусствоведы, журналисты и даже коллекционеры, что сложно было себе представить еще несколько лет назад. По словам организаторов, жители Веддинга с нетерпением ждут последней пятницы месяца, потому что в день вернисажа сюда приезжает много новых людей и границы замкнутого иммигрантского социокультурного пространства немного приоткрываются.
26 января 2008
Берлин
Фотографии автора
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444123
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340543
- 3. Норильск. Май 1268405
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897651
- 5. Закоротило 822067
- 6. Не может прожить без ирисок 781860
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758455
- 8. Коблы и малолетки 740782
- 9. Затворник. Но пятипалый 470972
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402903
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370334
- 12. Винтаж на Болотной 343203