Мария Сигутина, приехав в Берлин, обнаружила, что для современных российских художников там есть интересные предложения – но художники об этом не знают
Мария Сигутина, приехав в Берлин, обнаружила, что для современных российских художников там есть интересные предложения – но художники об этом не знают
Так исторически сложилось, что Берлин занимает особое место в современной художественной географии: экономическая жизнь здесь вялая, но это сполна компенсируется интенсивной деятельностью представителей «креативных индустрий», которые здесь составляют больше половины населения. Такому скоплению творческой общественности в одном месте есть ряд причин, одна из которых кроется в уникальной социальной и культурной политике. Городские власти и законодательство Германии создают условия, в которых многие инициативы в области культуры, начиная с курсовой работы студента университета и заканчивая мегафестивалями современного искусства, находят финансовую поддержку властей и бизнес-сообщества. Обилие профессиональных выставочных площадок, мастерских, заброшенных индустриальных объектов и низкие цены на аренду жилья также сыграли свою роль. В результате Берлин – это место, где постоянно возникают все новые выставочные пространства и организации, и город, куда стекается множество художников со всего мира.Совсем недавно в одном из центральных районов Берлина – Кройцберге – было создано новое художественное объединение – ConcentArt. Один из его учредителей – Георгий Бегун – рассказал о проектах объединения и пригласил российских художников в них поучаствовать: «Художественная жизнь в Берлине довольно традиционна – галереи, музеи, выставки... Мы стараемся заполнить нишу между коммерческим и этаблированным искусством. Наши проекты связаны не только с чистым искусством, но также с изменением интерпретации процесса искусства – работа с коллективным сознанием, реинтерпретация уже существующих в обществе понятий об искусстве, обществе, индивидууме. Я не знаю другой организации в Берлине, которая бы ставила перед собой подобные задачи».
Сейчас в ConcentArt готовится несколько международных выставок. Каждая из них посвящена конкретной теме. Первая выставка, открытие которой уже намечено на конец мая, – про безопасность и уверенность в завтрашнем дне – Sicherheit (или Security). Тема безопасности имеет особое значение в немецкой культуре. Представления об индивидуальном пространстве, социальной дистанции, неприкосновенности собственности пронизывают общественное сознание. Любое явление, которое выходит за рамки привычного порядка и хоть сколько-то угрожает личному или общественному спокойствию, немедленно воспринимается как опасность и вызывает страх, ступор, агрессию. Немецкое общество старается всячески оградить себя от опасностей и изменений. Но кураторы проекта «Безопасность» высказывают провокационную идею: «Опасность стимулирует развитие, безопасность – причина застоя». Произведения, которые будут представлены на выставке, должны будут нащупать тонкую грань между опасностью и безопасностью, нормой и отклонением, развитием и затуханием. Георгий Бегун утверждает: «Мы ставим под сомнение существование явления безопасного и уверенного существования как такового, пытаемся поставить акцент на индивидуальность и инициативу. Sicherheit как термин, применяемый в праве, политике, банковском деле, – это чистая реклама, и используется только для манипуляции общественным мнением».
Тема второго проекта звучит по-немецки как Wa(h)re Kunst. Непереводимая на русский язык игра слов в названии этого проекта говорит о тонкой грани, пролегающей между искусством как продуктом духовного производства и произведением искусства как товаром на арт-рынке (на английский это переведено как (Im)Material Art – «(Не)Материальное искусство»). По словам Георгия, идея сделать этот проект возникла задолго до появления самого объединения ConcentArt. Предполагалось сделать выставку в универмаге, где произведения искусства и товар были бы перемешаны: пачка макарон была бы представлена как арт-объект, а картина – как товар. Но проекту было не суждено реализоваться в супермаркете, благодаря чему он и будет представлен в профессиональном пространстве в октябре.
Для участия в этих двух и других будущих выставках приглашаются художники со всего мира, которые вольны интерпретировать заданные кураторами понятия «коллективного сознания» в соответствии с социокультурным контекстом своей страны. Организаторы отдают предпочтение медиапроектам, направленным на вовлечение зрителя в отношения с произведением искусства. Приветствуются и проекты, которые поднимают важные социальные проблемы. Желающим принять участие художникам предлагается прислать описание своего проекта по электронной почте кураторам ConcentArt. Если проект будет признан соответствующим теме и формату выставки, то художник получит стипендию, помещения для работы и жизни в Берлине, и даже питание на время реализации своего проекта. Кураторы планируют провезти каждую выставку по нескольким европейским столицам после показа в Берлине. Сейчас ведутся переговоры о демонстрации в Будапеште и Париже. После окончания проекта произведения будут опубликованы в каталоге и вернутся к своим авторам.
Учредители ConcentArt открыты для предложений и инициатив со стороны художников и кураторов, заинтересованных делать свои проекты на территории арт-объединения: «Мы заинтересованы в сотрудничестве со всеми творческими организациями, которые пытаются осуществить интересные проекты (не персональные выставки), привлекающие общественное внимание к важным проблемам современности. Наши спонсоры готовы поддерживать такие проекты. Мы рассматриваем наше объединение как собрание идей, куда каждый может сделать свой вклад, независимо от места жительства и национальной принадлежности», – подытожил Георгий Бегун. Похоже, молодые русские художники, которые привыкли жаловаться на судьбу, безденежье и невостребованность, больше не смогут ощущать себя жертвами исторической несправедливости.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454727
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345259
- 3. Норильск. Май 1272576
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898834
- 5. Закоротило 823960
- 6. ЖП и крепостное право 818698
- 7. Не может прожить без ирисок 790116
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765548
- 9. Коблы и малолетки 744415
- 10. Затворник. Но пятипалый 477921
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407756
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374069