ВЛАД КРУЧИНСКИЙ о том, что на самом деле происходит в ЮАР
Кейптаун, тауншип Маненберг: активисты организации Proudly Manenberg захватывают здание местной администрации
Южноафриканское общество — самое политизированное из всех, что я видел. Каждую зиму, когда профсоюзы обсуждают с работодателями зарплаты на следующий год, страна буквально встает: бастуют уборщики, врачи, учителя, строители. Пару лет назад в Москву приезжал профессор Патрик Бонд из Университета Квазулу-Наталя, он приводил интересные цифры: в Южной Африке каждый год происходит 8000 политических демонстраций.
То есть по двадцать в день. И это только те, что фиксирует полиция, а фиксирует она далеко не все: каждую неделю в тауншипах происходят десятки встреч всевозможных комитетов и групп, для которых нормально собирать по пятьсот человек.
Читать!
Южноафриканское общество и самое неравное из всех, что можно себе представить. Институционально Южная Африка — вполне европейская страна с работающей буржуазной демократией, свободной прессой и всем прочим, но здесь до предела выкручена ручка экономического неравенства. И хотя у власти уже почти 18 лет пребывает Африканский национальный конгресс (АНК), находящийся в альянсе с Конгрессом профсоюзов и Компартией, входящий в Социнтерн и формально считающийся как бы прогрессивной силой, разрыв в доходах бедных и богатых продолжает расти. АНК преуспел в создании класса черных капиталистов, но запертым в тауншипах миллионам от этого ни горячо, ни холодно. От самых простых людей мне не раз приходилось слышать, что при апартеиде было легче: была какая-то работа, здравоохранение, дома были лучше. При этом все до одного оговариваются: да, это крамола, так нельзя говорить, но все же...
Лучше всего этот разрыв отражается в городском дизайне. Все южноафриканские города устроены по одной схеме: деловой центр, буржуазные пригороды и тауншипы, растянувшиеся на десятки километров ряды типовых правительственных домиков (как бы отдельно стоящие хрущевки, только хуже) и трущобы. Любой вылизанный сад с бассейном отделяют от хаоса построек из жести и картона пятнадцать минут на машине.
Миф о том, что «а вы попробуйте отъехать за МКАД», — чепуха. Ни за одним МКАДом в Северном полушарии не начинается так, вдруг, другая планета. Если слишком много думать об этом — можно начать сходить с ума, и Южная Африка живет в состоянии молчаливого непризнания. Исследование, в котором я принимал участие, предполагало частые визиты в тауншипы, и люди говорили нам: если они видят, что к ним приехал белый, то, значит, этот белый — иностранец. Когда я спрашивал у своих приятелей из академической среды, как проехать в очередной маргинальный район, они разводили руками: «Я никогда там не был». Среди знакомых попроще попадались и такие, кто вообще никогда не покидал пределов белых пригородов: а зачем? Друзей, дескать, у меня там нет, магазинов нет, выставок нет, концертов нет, а наркотики мне и сюда привозят.
А и в самом деле: зачем?
Пару лет назад я прочитал книгу Стива Оттера, журналиста и политработника, который в свое время прожил пару лет в Каеличе, самом большом в Кейптауне тауншипе. Меня книга очень вдохновила: белый пионер среди трех миллионов своих черных соотечественников прокладывает путь для подлинной интеграции, вот он, дух Rainbow Nation. Черные соотечественники Оттера смеются: дауншифтерская птичка, собрал сочный материал, написал книжку и свалил.
В фильме Jerusalema есть замечательный диалог между сердобольным гангстером и белой женщиной, приехавшей вызволять брата-наркомана из притона в Хиллброу:
— What's with you, white people? You have nice houses, smart cars, fancy clothes, and you still coming here. Why?
— I guess when you're rich, poverty seems glamorous. It's got certain charm.
(— В чем проблема у вас, белых? У вас такие милые домики, шикарные машины, модные прикиды, и вы все равно сюда приезжаете. Зачем?
— Думаю, когда ты богат, бедность кажется гламурной. В ней есть определенный шарм. — OS)
Читать!
Но морок рассеивается, если побыть там подольше и особенно если побывать в бликкисдорпе.
{-page-}
Неолиберальные концлагеря
Бликкисдорпы (на африкаанс — городок из консервных банок), или, официально, Temporary Relocation Areas, — последнее достижение озабоченного международным имиджем правительства. В преддверии футбольного первенства
Читать!
Бликкисдорпы — это неолиберальные концлагеря. В этом смысле ЮАР — экспериментальная площадка покруче Греции, и я не могу не напомнить, что именно в Южной Африке сто с небольшим лет назад, во время англо-бурской войны, англичане впервые опробовали concentration camps, новое слово в военном деле. Сюда стекаются, когда насильно, а когда просто за неимением места, куда бы приткнуться, обездоленные, ненужные и бесполезные.
По идее это самое дно, и дальше дороги уже нет, но надо отдать должное правительству, ведущему самую масштабную в мире программу строительства социального жилья, — в бликкисдорпах постоянно кто-то дожидается своей очереди на отдельно стоящую хрущевку, только хуже. Правда, отдавать должное как-то уже не получается. Строгие линии, прямые углы, некрашеная жесть не дают глазу особенно разгуляться, способность рационально мыслить возвращается, становится дурно. Бликкисдорпы, кстати, — это не только для черных и цветных: в бликкисдорпе под Кейптауном мы неожиданно обнаружили несколько белых семей, африканеров. Я говорил с ними — обычная история, ряд неудач, нелепостей, увечье, потеря трудоспособности, постепенное соскальзывание в бедность. Не помню, был ли шокирован, увидев белые лица в темном жестяном коробе. Наверное, был. Странно, что расы перемешиваются только в предельных точках: на самом верху и в самом низу. Между ними все застыло: Кейптаун успешно прикидывается Европой, в северных пригородах Йоханнесбурга ездят на «Феррари», в неформальных поселениях на улицах жарят овечьи головы.
Вполне осознав болезненную неправду слов о притягательности бедности, я пометался несколько дней, а потом вдруг понял, что выбрал молчаливое непризнание. Как-то само получилось.
Я спросил у Шона О'Тула, как же обстоит дело с политическим искусством, и он ответил, что его почти нет. За исключением нескольких открыто политических художников — Занеле Мухоли и Антона Каннемеера и то собирающихся, то распадающихся групп из тауншипов вроде дурбанского Red Eye Collective и кейптаунского Gugulective, все заняты по преимуществу вопросами самоидентификации и пола, с тяготением в метафизику.
С конца семидесятых и до начала девяностых было иначе: параллельно официальной системе существовало радикальное искусство с сильным уклоном в коммунальные практики: коллективы Possession Arts и Medu Art Ensemble, объединявшие художников, поэтов и музыкантов (кстати, участники Medu термину «художник» предпочитали «культурный работник»), йоханнесбургская галерея Rembrandt van Rijn, тот же Community Arts Project. Работа в сообществах воспринималась по-другому: на повестке дня был очень конкретный вопрос борьбы с апартеидом и культурного освобождения, и участие художников в общем движении давало очень интересные и вдохновляющие результаты. Сегодня нарратив меняется: галереи озабочены зарабатыванием денег, художники — деланием карьер. Что делают кураторы, я не знаю.
P.S. Встречи
Встреча первая.
Кейптаун, Вудсток. Прихожу в гости к знакомому университетскому преподавателю, а он вышивает на наволочке репродукцию одной из работ Кентриджа. Пятьдесят тысяч стежков, между прочим. И что характерно — straight man.
Встреча вторая.
Йоханнесбург, Музей апартеида (образование и развлечения, неплохой: автомат с билетиками в случайном порядке проставляет на талоне отметку «белый» или «не белый», и войти можно только в соответствующую калитку; впрочем, очень скоро экспозиция сливается, а жаль). Ознакомившись со взглядами текущего правительства на историю страны, выхожу покурить в специальный закуток. В закутке здоровенный мужик с женой и двумя толстыми дочерьми. Говорят на африкаанс. Неожиданно замечаю у мужика на предплечье татуировку со стилизованной свастикой Движения африканерского сопротивления. Сегодня это клоунская группировка, но в начале девяностых она вела террористическую борьбу, и от ее бомб погибли десятки человек.
Аккуратно завожу разговор на ломаном африкаанс: здравствуйте, я интересуюсь судьбой вашего народа, и все в таком духе. Мужик поначалу насуплен, но очень скоро пускается в пятнадцатиминутное рассуждение о том, что в правительстве сидят savages, которые погубят, погубят страну.
— А что ж вы тогда не уедете?
— Как! Это же моя страна! Пойми, я был в армии. Эти дикари все погубят, уже погубили!
Наверное, пришел сделать дочкам прививку от дикарской пропаганды. У жены пергидроль и макияж по моде трейлер-парков.
Встреча третья.
Йоханнесбург, даунтаун, перед закатом. Идем с приятельницей брать интервью у какого-то профсоюзника. Машины нет, такси дорого, к тому же профсоюзный штаб недалеко от университета. Успешно преодолев участок пути, не предполагавший поворотов, понимаем, что не знаем, в какую нам теперь сторону. Тем временем начинает стремительно темнеть. Через пятнадцать минут начнется ночь. Разговор наш крутится вокруг тем смерти, изнасилований и района Хиллброу, который здесь совсем недалеко.
— Потерялись? — на русском языке спрашивает пожилой чернокожий мужчина в шляпе и очках (массивная оправа, косоватая надпись Prada). — Вам куда?
Читать!
Кстати, большинство людей старше сорока, которых мы встретили в штаб-квартире правящей партии, в состоянии поддерживать беседу на русском.
У популистов из молодежного крыла АНК представление о России весьма размытое. Рассказывают, что одиозный лидер Молодежной лиги АНК на каком-то слете в Латинской Америке был единственным, кто явился туда с охраной и имел часы «Брейтлинг».
На смену солидарности пришли стилистические сходства.
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451754
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343380
- 3. Норильск. Май 1268626
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897688
- 5. Закоротило 822140
- 6. Не может прожить без ирисок 782285
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759002
- 8. Коблы и малолетки 740919
- 9. Затворник. Но пятипалый 471340
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403128
- 11. ЖП и крепостное право 388630
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370511
У них первый был вопрос - "Свободу Африке",
а потом уж потрындеть в части "разное".