Просмотров: 35955
Письмо из Харькова: стрит-артист как сообщник власти
Художник НИКОЛАЙ РИДНЫЙ считает, что стрит-арт, выдаваемый за прогрессивное искусство, на деле только камуфлирует неприглядную политику властей
Накануне проведения чемпионата Европы по футболу в украинских городах появились бигборды с социальной рекламой. Ее герои позируют в виде рабочих со стройки; двусмысленный текст гласит, что они ждут евро. Идет ли речь о футболе или об ожидании заработной платы?Читать!
Недавно на Украине произошел громкий скандал, связанный с тем, что для рекламного ролика ЕВРО-2012 с изображения знаменитой харьковской площади Свободы была стерта статуя Ленина — важный памятник истории скульптуры и незаменимая часть архитектурного ансамбля. В конце концов Ленина оставили на месте, казус списали на проделки видеомонтажера, но городские власти все-таки не оставили идею что-нибудь поломать. Объект нашелся довольно быстро — монумент в честь провозглашения советской власти на Украине, представляющий собой 18-метровую гранитную глыбу. Его было решено перенести из центра города на задворки. По официальной версии, на его месте планируется установить новый памятник — Независимой Украине, который благодаря «воздушной архитектуре» не будет перекрывать вид на харьковскую православную епархию.
Демонтаж монумента в честь провозглашения Советской власти на Украине. Кадры из видео Николая Ридного «Монумент». 2011
С цифрами связана и другая городская кампания, целью которой было проложить автомобильную дорогу через территорию парка отдыха имени Горького. Активисты палаточного лагеря, протестовавшие против вырубки леса, организовали акцию: по сторонам от снующих бульдозеров они пронумеровали краской все деревья на несколько десятков метров, составив их описание. Я сначала принял эту акцию за своего рода лесной стрит-арт, но она имела совершенно конкретную политическую задачу. Каждому номеру соответствовала природная характеристика дерева — чтобы власти не списали уничтожение леса на его ветхость и опасность для окружающих. Но изящная работа не «выстрелила»: активистов разогнали, дорогу построили, в гуще леса уже развивается коттеджный поселок для местной элиты.
Изменения публичного пространства в регионе можно иронично назвать стрит-артом властей. Пренебрежение к таким понятиям, как история, культура и природа, тут крайне цинично. Как же себя ведут в этой ситуации представители современной, как бы прогрессивной культуры? Волна уличного искусства, очень часто протестного и политически ангажированного, происходит сегодня по всему миру, однако везде оно имеет свои особенности. Харьковские особенности обусловлены тем, что уличные акции художников не являются партизанскими, а происходят официально, под патронатом Муниципальной галереи — городского выставочного зала, куратор которого старается работать как раз с «прогрессивными» художниками. Галерея подает в мэрию заявку на росписи, власти дают разрешение, и, хотя формально заказа нет, выглядит все это часто как заказ: для стадиона «Металлист», для заборов центральной площади к концерту группы Queen, для фестиваля к празднованию Дня города. Вслед за властью лояльность к стрит-арту и даже заинтересованность в нем проявляют владельцы магазинов, по соседству с которыми художники нарисовали портреты Пушкина и Гоголя (на улицах соответственно Пушкинской и Гоголя). Мои знакомые, раньше не бывавшие в Харькове, даже пошутили, что все харьковские росписи сделаны художником под ником Caparol — просто лого спонсора всегда написано намного крупнее имени автора.
За исключением нескольких показательных объектов, городская администрация в основном выдает разрешение на росписи в закоулках и переулках. Со стороны это выглядит логично: художников используют в качестве работников-маляров, которые не просто бесплатно (деньги выдаются только на материалы) рисуют, но и, что особенно важно, при этом закрашивают неприглядные тэги, ненормативную лексику и политические лозунги — перекрывают их яркими и идеологически приемлемыми фресками. Сами художники, некоторых из которых я очень ценю и уважаю, этого не осознают и как бы даже стремятся быть использованными — а затем возмущаются, что кто-то «затэгал» их собственную роспись. Один мой знакомый хороший художник очень стремится получить одобрение властей и большую стену в центре города, чтобы быть максимально услышанным. Но стоит ли ставить во главе угла сотрудничество с властями в таком социально-политическом контексте, идя на постоянные художественные компромиссы?
Что же касается тех, кто затэгивает, то настоящие субкультурные граффитчики, «парни с районов», воспринимают работу художников не как роспись, а как моральный вызов: кто-то влез на их территорию, которую они уже давно делят между бандами.
В этом контексте вспоминается акция приятелей из группы Son:DA, живущих в словенском городе Мариборе. Их город, выигравший тендер на звание культурной столицы Европы, также охвачен коррупцией, в результате которой деньги на культуру тратятся весьма особым образом. Стрит-арт уже не является формой борьбы, он стал легальной формой заработка, а для властей — доказательством якобы наличия у них демократии. Но акция Son:DA была воспринята именно как протестный жест: они закрасили весь стрит-арт в городе белой краской. Такая метафора очищения явилась еще и прецедентом — объединение художников против возмутительной культурной политики; в акции приняли участие и сами авторы росписей, добровольно решившие стереть свои работы. Если бы харьковские художники проявили такую сознательность, то в местном контексте, возможно, актуальнее был бы серый цвет.
Цельность эстетики публичного пространства города, представленной серым цветом знаменитого харьковского конструктивизма, планомерно уничтожается. Все то, о чем здесь написано, происходит на фоне нарочито медленного, идущего вот уже почти десять лет декоративного ремонта здания Госпрома (выдающийся памятник советского конструктивизма 1925‒1928 годов. — OS). Из-за реконструкционных нарушений здание не попало в реестр ЮНЕСКО, надолго оставшись в предварительном списке. Авангардные и утопические советские двадцатые годы, следы которых еще прекрасно видны в здании Госпрома, уничтожаются и заменяются современным диснейлендом — и даже не для европейских туристов, а скорее для сельских жителей, приезжающих в город «скупиться» на огромном вещевом рынке, втором по величине на Украине. Культурная столица, которой город когда-то был, «модернизируется», то есть превращается в региональный торгово-развлекательный центр.
КомментарииВсего:10
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438051
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2337554
- 3. Норильск. Май 1268256
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822002
- 6. Не может прожить без ирисок 781558
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757958
- 8. Коблы и малолетки 740633
- 9. Затворник. Но пятипалый 470741
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402749
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370239
- 12. Винтаж на Болотной 343069
Но как к этому присовокупить стрит-арт? "Волна уличного искусства, очень часто протестного и политически ангажированного, происходит сегодня по всему миру, однако везде оно имеет свои особенности." Сугубо протестным это явление (насколько мне известно) было только изначально. В настоящее время стрит-арт настолько разнообразен и по форме, и по содержанию, что делать такие узконаправленные выводы просто некорректно. И я лично не вижу ничего негативного в изображении Пушкина на улице Пушкинской, пусть даже сделанном на заказ!))) Это красиво и никак не противоречит "политически ангожированным" или каким бы то ни было другим работам! А про негодование "банд" - так это вообще смешно! Уже давно не 80-е)))