Просмотров: 56250
Письмо из Норвегии: О нераздельности и неслиянности с текущим моментом
Как думать о маленькой биеннале в Моссе после огромной трагедии на Утойе?
Двойной теракт в Норвегии, унесший жизни 76 человек, самое кровавое событие в этой стране после Второй мировой войны, которое норвежцы уже окрестили своим «9/11», произошел, когда я почти закончила писать текст о биеннале современного искусства Momentum в норвежском городе Моссе. Месяц назад мне посчастливилось посетить ее открытие по приглашению посольства Королевства Норвегия в России. Биеннале была названа по тексту Люси Липпард Imagine Being Here Now («Представь, что ты сейчас здесь»). С тех пор как я вернулась из Мосса, мне с трудом удавалось представить себя, да и саму биеннале ТАМ. А теперь еще более затруднительно описать это событие, каким оно было тогда — до катастрофы. Вам, возможно, покажется бессмысленным или даже жестоким разговор о художественном событии на фоне этой страшной расправы, вопиюще жестокой и патологически бессмысленной, совершенной моим сверстником, этническим норвежцем.Читать!
Должна признаться, в Моссе у меня было подозрение, что здесь (там) что-то не так. Что там не говорится чего-то самого важного, хотя показывают и говорят много немаловажного, тонкого и интересного. То есть я, конечно, соглашусь с Сергеем Хачатуровым, который, будучи на предыдущей, пятой биеннале в Моссе, искренне позавидовал и количеству ее посетителей, и поддержке властей, и возможности поднимать сложные темы; о своем визите в Мосс вместе с Хачатуровым писал и Макс Седдон. Конечно, в Москве, Екатеринбурге, Красноярске и Ширяеве мы можем только мечтать о биеннале, на которую команда из совсем молодых кураторов пригласит известных международных художников с незаезженными работами; проект будет аккуратно и достаточно финансирован государством, а с экскурсией на выставку еще и придут все местные школьники. Нам до этого всего далеко, но, если вспомнить себя там, у меня было странное ощущение несоответствия биеннале текущему моменту и местному контексту.
В книге для чтения, выпущенной к открытию биеннале, на вопрос одного из кураторов Маркуса Тора Андрессона двое других отвечают, что их «проект мог быть реализован в любом другом месте, он не привязан к Моссу и независим от него», и, если потребовалось бы восстановить эту выставку где-то еще, «место ее проведения было бы непринципиальным». Может показаться, что по отношению к месту биеннале выполняет чисто инструментальную задачу — она должна привлечь в город туристов, стимулировать развитие креативных индустрий, в ожидании, что город — с выходом к морю и градообразующим бумажным комбинатом, производство которого постоянно сокращается, — откроет новое постиндустриальное дыхание. В ожидании волшебного «эффекта Бильбао» такие события, как правило, полностью игнорируют местную специфику. По замечанию Люси Липпард, чрезвычайно важное для нее самой понятие «места» на глобальных художественных выставках, как правило, трактуется довольно поверхностно.
Почти ничто на выставке Imagine Being Here Now не говорит вам о том, что сейчас вы в небольшом норвежском городе Моссе, в 150 км к югу от Осло. Призыв «вообразить себя здесь сейчас» был обращен к зрителю и его субъективному переживанию встречи с искусством, но отнюдь не к встрече искусства с местом. Лучший пример такого искусства настоящего момента — и, на мой взгляд, это одна из лучших работ на выставке — звуковая инсталляция Ханса Розенстрома (Hans Rosenström) в смотровой башне Солберг. Это девятиэтажная башня, построенная в прошлом году архитектором Тоддом Сондерсом и уже получившая несколько архитектурных премий, на разных этажах которой отмечены уровни мирового океана в доисторические времена, хотя мы привыкли, что исторические раскопки скорее уводят нас под землю, нежели возносят над землей. Единственная функция башни — показать эти отметки и предъявить прекрасный вид на окрестности, где обнаружено немало памятников наскальной живописи.
Визуальным искусствам, наверное, было бы непросто соревноваться с открывающимся пейзажем, но звуковая инсталляция от такого соседства только выигрывает. Зрители занимали очередь к наушникам, расположенным в верхних этажах башни вдоль окна, и эта очередь, ожидание неизвестно чего были неотъемлемой частью произведения (в этом смысле это было произведение в лучших традициях «КД»). Надевая, наконец, наушники, ты не слышишь ничего, кроме звука проезжающих машин по шоссе перед тобой... Вдруг шум вертолета, который ты не видишь, ищешь его глазами — нет. Это звук в наушниках. Или он просто пролетел сзади? Ты не понимаешь, идет ли вообще звук из наушников или в здании такая акустика, работает ли инсталляция? Начинаешь оглядываться, понимаешь, что за тобой очередь, ты всех задерживаешь, слышишь шаги за спиной, настойчивые, оглядываешься — не понимаешь, чьи это шаги, потом художник начинает с тобой говорить как бы из-за спины. И это уже не так интересно, как захватывающее чувство непонимания: что же ты воспринимаешь в данный момент — текущую обыденную жизнь или искусство?
Вполне возможно, после Брейвика мне не следовало бы писать о таком искусстве, тем более что на выставке были работы, напрямую связанные с терактами, практиками сопротивления и переживаниями людей, оказавшихся их жертвами, как проект «Я убил фараона и не боюсь умереть» (2010) Наима Мохайемена (Naeem Mohaiemen), живущего в Нью-Йорке художника и активиста бангладешского происхождения. Или работа «Перекрестки» (1976) Брюса Коннера — медитативное наблюдение документальной съемки с испытаний ядерного оружия на атолле Бикини (США) в 1946 году.
В самой этой башне, противопоставленной окружающему распластанному пейзажу, — прекрасном сооружении в модернистской традиции, лишенном очевидной пользы, без которой архитектура вроде и не существует, — для меня воплотился образ той Норвегии, какой мы ее представляли раньше — благополучной страны с высоким уровнем жизни. Такой, которая может позволить себе нечто вроде бы ненужное, хотя и не избыточное, — как сама эта башня или умная и сдержанная биеннале. Подобно башне, биеннале появляется в ландшафте, как вставной зуб, чтобы люди могли любоваться пейзажем, будто бы раньше им что-то мешало и от появления такого бетонного исполина окружающий ландшафт стало возможно как-то заново оценить.
Кратко излагая смысл своей книги 1997 года «Соблазн локального: чувства места в мультицентральном обществе» (The Lure of the Local: Senses of Place In a Multicentered Society), Люси Липпард говорит: «Независимо от того, долго или коротко мы живем в каком-то месте, мы несем ответственность за то, чтобы знать и ценить его, сохранять его жизнеспособным, разъясняя наши динамичные культурные пространства, подчеркивая часто невидимые смыслы и обычаи — другим. Изобретенное слово “мультицентральный” напоминает нам, насколько выкорчевано, лишено корней наше общество, и одновременно предлагает нам в любом месте, где мы окажемся, пустить мелкие, но прочные корни. На самом деле и в личном, и в общем плане исключительно опасно этого не делать — ради места, ради других людей, другой жизни и ради планеты во власти атмосферы хаоса».
Тот факт, что название биеннале взято из текста Липпард, с его апологией локального контекста, обнаруживает исходное намерение кураторов связать выставку с местом ее проведения, и некоторые приглашенные художники стремились работать с местным контекстом и сообществом. Датская группа Wooloo предложила в ближайшие два года оставить нетронутым сад вокруг одной из площадок биеннале Gallery F15 в здании загородной виллы XIX века. Предложение вызвало бурное обсуждение в местной прессе, после чего было принято политическое решение отказаться от этой «(анти)интервенции» даже на три месяца проведения выставки. Это решение, продиктованное, конечно, не политической цензурой, а заботой о растениях и посетителях биеннале (одновременно с открытием в галерее, например, играли свадьбу), акцентирует политическое измерение самого проекта, который, даже будь он реализован, там и тогда мог бы быть воспринят только в воображении. Приехавшие на открытие авторы объяснили свою провокационную идею реакцией на политику самой Норвегии. Страна участвует в программе ООН REDD, призывающей отказаться от вырубки лесов, например в Индонезии, при этом сама Норвегия благополучно пользуется своими природными ресурсами (в первую очередь нефтью), вероятно, более других загрязняя окружающую среду.
Поле и сад перед Gallery F15, который группа Wooloo предлагала оставить нетронутым в течение двух лет
Кураторы 6-й биеннале Momentum. Слева направо: Марианна Замечник (Marianne Zamecznik), Кристиан Сковбьерг Йенсен (Christian Skovbjerg Jensen), Теодор Рингборг (Theodor Ringborg), Аура Сейккула (Aura Seikkula) и Мартин Тор Андрессон (Markús Thór Andrésson)
Иоанна Немез (Ioana Nemes). «Проект ежемесячной оценки» (из серии «Точка исчезновения») (Monthly Evaluation Project (from Vanishing Point series). 2008
Меняет ли теракт в Норвегии что-то в этой странной практике, обращенной к неизвестному зрителю в неизвестных обстоятельствах, — практике, которой является искусство в целом? Можно ли по-прежнему отождествлять «сейчас» с текущим моментом или стоит воспринимать как «сейчас» нечто более длительное, например ближайшие десять тысяч лет, — именно с такой программой на биеннале выступила The Long Now Foundation, одним из основателей которой является Брайан Ино. Именно об этом пишет Липпард, называя это «длинное сейчас» вслед за Гертрудой Стайн «продолжающимся настоящим» (the continuous present).
КомментарииВсего:5
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451728
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343360
- 3. Норильск. Май 1268590
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897670
- 5. Закоротило 822097
- 6. Не может прожить без ирисок 782243
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758693
- 8. Коблы и малолетки 740856
- 9. Затворник. Но пятипалый 471246
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403061
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370463
- 12. ЖП и крепостное право 358914
Но упоминание Бреёвика испортило мне настроение.
Зачем так натужно пытаться смешать даже не два дискурса, а две реальности. Обсуждайте свои башни, который заставляю испытать захватывающее чувство непонимания: что же ты воспринимаешь в данный момент — текущую обыденную жизнь или искусство?
Говорите о локальных контекста.
Но не трогайте Брейвика, это слишком грубо и совсем не связано с искусством. Здесь необходим марксизм-ленинизм. Здесь необходим действие. Здесь нужен Достоевский. А биеннали здесь не нужно. И все написанное до 22 июля вполне годится для статьи в опенспайсе.