Православная церковь на Украине объявила войну светской культуре
В экспозиции одного из музеев, расположенных на территории Киево-Печерской лавры, находится цитата из грамоты царя Алексея Михайловича: «…Которые люди от всего богомерзкого дела не отстанут… тем людям чинить наказание – бить батогами…».
Судя по всему, украинская церковь Московского патриархата взяла этот метод на вооружение. В Киево-Печерской лавре, которая давно славится своим уникальным балансом светских и церковных учреждений, объявлена война всем без исключения «богомерзким делам». Из развития конфликта нетрудно сделать вывод, что «богомерзким» в понимании руководства лавры считается все, что не приносит непосредственного дохода в церковную казну. Поэтому из лавры в ближайшее время могут исчезнуть несколько музеев, художественные мастерские, Академия управленческих кадров культуры, а также инфекционная клиника. Вопрос отнюдь не в самодостаточной ценности этих заведений, большинство из которых сами по себе стоит признать ретроградными. Лаврский конфликт прежде всего символический: речь идет о праве (и способности) светской культуры сопротивляться напору православного фундаментализма, сросшегося с интересами крупного бизнеса.
Если у Музея исторических драгоценностей Украины еще есть какие-то шансы сохранить, пусть и в урезанном виде, свою коллекцию на территории лавры (какой православный иерарх, находясь в здравом уме, откажется от скифского золотишка!), то вот музеям книги и книгопечатания Украины, театрального, музыкального и киноискусства или народного декоративного искусства повезло меньше. Решением Кабинета министров они попали в разряд «субъектов хозяйствования, чья деятельность не связана с уставной деятельностью Киево-Печерского историко-культурного заповедника», а значит, подлежат выселению. Специально для такого радикального изменения «уставной деятельности» в заповедник был назначен новый директор.
© www.kievlavra.ru
Из собрания историко-культурного заповедника «Киево-Печерская лавра». Фрагмент покрова (накидка на престол), шитого золотными и серебряными нитями. XVII в. Украина
Слово «выселение» в этой ситуации не более чем эвфемизм, поскольку никакого «вселения» музеев куда-либо не предусматривается: фактически речь идет не о выселении, а о ликвидации музеев. Эта ситуация имеет прецеденты: несколько лет назад из своего помещения похожим образом был выселен музей истории Киева, который практически прекратил существование (ему удалось найти место лишь для складирования фондов). По свидетельствам очевидцев, премьер-министр Николай Азаров, при котором начался процесс «выселения» музеев из лавры, публично признавал свою вину в ситуации вокруг музея истории Киева, чье уничтожение связывают именно с этим политиком. Теперь его послужной список может заметно вырасти.
Читать текст полностью
Помимо музеев, на территории лавры могут быть ликвидированы и принадлежащие Союзу художников мастерские, где на протяжении последних ста лет работали Михаил Врубель, Катерина Билокур, Мария Приймаченко и десятки других художников. История этих мастерских дает основания считать их такой же неотъемлемой частью Киево-Печерской лавры, как, скажем, Лаврская колокольня или Успенский мужской монастырь. Интересно, что многие из художников, которые сегодня трудятся в лаврских мастерских, занимаются исключительно богоугодными делами: пишут иконы, ведут иконописные мастерские. Но и это не спасает их от «гнева Божьего», который приобретает особо изощренные формы. К примеру, в мастерской одного из художников недавно появились люди в поповских рясах. Глядя сквозь хозяина мастерской и его висящие на стенах работы, они заявили: «Видите, это помещение сейчас пустует. Будем здесь делать ремонт». Очевидно, взор этих священнослужителей затмили образы будущего величия: мастерские из лавры выселяют не просто так, а для размещения на их месте резиденции патриарха Кирилла.
Нет никаких сомнений, что в случае выселения лаврских музеев и мастерских следующим объектом внимания священнослужителей окажется находящийся через дорогу от лавры государственный музейный комплекс «Мыстецкий арсенал» («Художественный арсенал»). Этот бывший оружейный склад был недавно превращен в выставочное пространство, и перед его руководителями возник сложный вопрос: чем заполнить помещение размером в несколько конногвардейских манежей? Казалось бы, самым логичным решением было бы обустроить здесь сменные экспозиции фондов из лаврских музеев. Стоит признать, музеи лавры действительно находятся в плачевном состоянии – прежде всего потому, что их выставочные помещения несопоставимы с их огромными фондами. Подобный вариант был предложен инициаторами выселения музеев из лавры – но для отвода глаз. Во-первых, музейных условий в Арсенале, находящемся в перманентном ремонте, не будет еще долго. Во-вторых, речь может идти только о выставках фондов и ни о чем другом. Сохранение музеев именно на территории лавры является делом принципа, поскольку в противном случае ничто не остановит церковь от дальнейшей экспансии на светскую территорию.
Для чего музеи выселяют из лавры? Поскольку церковные структуры не принадлежат к наиболее прозрачным сегментам строительного рынка Украины, известно лишь то, что в помещениях некоторых из музеев планируется открытие келий для паломников (читай – элитных отелей). Аналогичное заведение должно вытеснить и клинику Института эпидемиологии и инфекционных болезней, находящуюся – нет, не на территории лавры, а за ее пределами. Ситуацию осложняют два обстоятельства. Во-первых, выселяемая клиника является одним из самых оснащенных центров для лечения ВИЧ-инфицированных, а такой центр, в отличие от музеев, сложно просто выкинуть на улицу. Во-вторых, настоятель Киево-Печерской лавры архиепископ Павел имел неосторожность в телевизионном комментарии проявить верх христианского сострадания. Для незнакомых с украинским языком переведу: «Да, я являюсь инициатором выселения отсюда инфекционной больницы. Вы хотели бы, чтобы в вашем подъезде, возле вашей квартиры, был притон? Мне, например, неприятно, что со мной живет человек, который гулял, получил все болезни, которые только можно получить».
© www.kievlavra.ru
Из собрания историко-культурного заповедника «Киево-Печерская лавра». Книга рукописная «Псалтырь толковая». 1614 г. Написана Василием Поповичем. Миниатюра «Вручение скрижали»
Помимо господствующей ныне в Киево-Печерской лавре версии христианского милосердия, архиепископ Павел нехотя озвучил еще и истинное отношение руководства лавры к ее имуществу. Как видно из слов «в вашем подъезде, возле вашей квартиры», Павел рассматривает Киево-Печерскую лавру как свою частную собственность, и, видимо, небезосновательно. Причем эта собственность совсем не ограничивается номинальной территорией лавры. Недаром в последнее время в публичных высказываниях высокопоставленных церковников все чаще слышно словосочетание «под стенами лавры» – чаще всего по отношению к находящимся неподалеку светским институциям культуры, которые почему-то не согласовывают свои программы со священнослужителями. Последним есть чего опасаться: в последние годы лавру со всех сторон обступили разнообразные культурные центры (помимо «Мыстецкого арсенала» это муниципальная галерея «Лавра» и культурный центр «Мастер-класс»), которые хоть редко, но все же радуют публику «богомерзкими» мероприятиями. Правда, большинство из них уже успешно занимается самоцензурой. Негласная война против светской культуры, объявленная православными клерикалами, вышла за пределы лаврского заповедника. Но эта война еще не проиграна на его территории.
Уникальность Киево-Печерской лавры состоит прежде всего в том, что она является площадкой для мирного сосуществования и взаимодействия светской и церковной культур. Присутствие на ее территории светских учреждений является гарантией того, что лавра не превратится в украинскую версию Ватикана, закрытого от влияний снаружи, но претендующего на владение истиной в последней инстанции. Отличием римского Ватикана от киевского может быть то, что последний будет не столько государством в государстве, сколько оккупированной территорией. Недаром одновременно с идеей о размещении в лавре резиденции Кирилла резко обострилась потребность в элитных помещениях, ведь центр тяжести украинской власти может резко переместиться с одной стороны Печерских холмов (где сейчас находятся Верховная Рада, Кабинет министров и Администрация Президента) на противоположную.
Тем временем именно национальная составляющая лаврского конфликта сейчас разыгрывается властью вместе с воспитываемой ею ручной оппозицией в лице набирающей популярность крайне правой партии «Свобода». Единственная (пока что) акция протеста против выселения лаврских музеев проходила под лозунгами про «московскую церковь», стремящуюся к «уничтожению украинского духа в лавре», которая является «национальной святыней». Лепетать про «украинский дух», естественно, проще, чем разбираться в причинах конфликта. А главное, выгодней, ведь это прямой путь к поражению: праворадикальные лозунги пока не способны объединить ни прихожан, ни «деятелей культуры», а лидеры «Свободы» пока не настолько вхожи в кабинеты власть имущих, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию.
Националистическая риторика успешно затмевает линию фактической борьбы, которая происходит в лавре – не между национальными «духами», а между светскостью и клерикализмом. Этой линии не видят даже выселяемые из собственных мастерских художники, которые выходят на акции протеста с транспарантами «Церковь и культура – не враги».
По определению, может, и не враги. Но когда церковь открыто объявляет культуру своим врагом, странно утверждать обратное.
Интересно, что обе стороны конфликта постоянно ссылаются на опыт советского атеизма как отправную точку теперешнего противостояния. И миряне, и клерикалы объясняют непомерные аппетиты современной православной церкви ее притесненным существованием в СССР. Но оправдывая свои действия прошлыми бесчинствами большевиков, церковники незаметно начали действовать методами своих заклятых врагов.
Ведь нет принципиальной разницы между ликвидацией лаврских музеев и, скажем, уничтожением Успенского собора, взорванного, как дипломатично сообщает памятный знак на территории лавры, «варварами ХХ века». Варвары века двадцать первого, как и их предшественники, отвечают чрезмерной, несимметричной реакцией на действия своих оппонентов (в данном случае – на советскую атеистическую политику). Проблема только в том, что эти бездумные действия, кроме мгновенных заоблачных прибылей, в далекой перспективе приведут лишь к одному – ответной и такой же чрезмерной реакции в виде воинствующего атеизма. Выселяя светские учреждения из лавры, уничтожая остатки публичного пространства церковными сооружениями и преследуя в судебном {-tsr-}порядке тех, кто этому сопротивляется, клерикалы просто провоцируют новую волну уничтожения церквей, подобную той, что имела место при большевиках. Учитывая невысокое художественное качество подавляющего большинства теперешнего церковного строительства, последствия этой волны могут быть куда менее разрушительными для мировой культуры. А может, православные зодчие просто нутром чувствуют, что их сооружения долго не простоят?
Можете провести ликбез, где сейчас "учат" попов и супер-архиеписков и кто? Может они вместо семинарий MBA в Швейцарии заканчивают?
... как видно, автор до сути так и не добрался.
Вчерашние большевики – ныне церковники. Только и всего.
И они – любящие власть и деньги – и не думают «меняться». А зачем, собственно?