Просмотров: 14276
Дэвид Линч: «Писать картины дешевле, чем снимать кино»
ДАВИД РИФФ со съемочной группой OPENSPACE.RU побывал на выставке Дэвида Линча в фонде «Екатерина» и понял, почему он его не любит
В фильмах Линча есть что-то невероятно жестокое, пустое и американское, что мне никогда не удавалось по-настоящему уловить. Именно из-за этого он когда-то мне понравился, а теперь нравится все меньше и меньше. И дело не только в физиологичности «Головы-ластика», отсылающей к дешевым фильмам категории «B» о монстрах-зародышах, и не только в невыносимо кастрированной эротике «Шоссе в никуда», и не в мнимой глубине диалогов из «Твин Пикс». У творческого метода Линча есть еще одна особенность, которая всегда вызывала у меня крайнее раздражение, и теперь, побывав на его большой персональной выставке в фонде «Екатерина», я еще на один шаг приблизился к тому, чтобы понять, что же мне не нравится.
Сразу определимся: раздражает не то, что это «селебрити-арт», хотя выставка Линча, безусловно, свидетельствует о направлении, в котором движется фонд «Екатерина». Разумеется, Линч является (или когда-то был) знаменитым режиссером, а не знаменитым художником. Но наивность — не главное. Дэвид Линч получил профессиональное художественное образование и десятки лет занимается искусством. То есть это больше, чем хобби. Настолько, что можно даже назвать режиссерство прикрытием, под которым работал Линч-художник. Но что в этом хорошего? Как ни печально, ничего. Линч — необычайно упрямый приверженец эстетики позднего сюрреализма. Его работы обнаруживают всевозрастающую техническую изощренность без какой бы то ни было идеологической самокритики. Выставка в «Екатерине» переносит в настоящее багаж, составленный из фетишизированной языковой игры Магритта и культа усов Дали, расцветшего в послевоенной Америке. Остается добавить безграничную самовлюбленность (целый зал, полный квазидадаистских каракулей) и некоторое количество извращенного ковбойского юмора, а затем осветить все это ярким лучом театрального прожектора, превратив в зрелище, способное законсервировать, заморозить любого, кто задержится внутри достаточно долго. Мне кажется, именно это и произошло с Дэвидом Линчем, судя по его искусству, которое не скрывает претензий на то, чтобы быть Gesamtkunstwerk, тотальным произведением искусства, но в итоге оказывается тотально смехотворным. Правда, смеяться почему-то не хочется.
Смеяться не хочется и над публичным имиджем Линча. В старческом слабоумии нет ничего смешного, особенно когда его старательно разыгрывают. О чем российская публика, возможно, и не догадывается. Никакого геронтологического недомогания здесь нет. Зато есть сознательно воспроизведенное альцгеймеровское обаяние в духе покойного Рональда Рейгана. Подвижничество Линча на поприще трансцендентальной медитации — это политическая позиция, и при этом довольно реакционная, напоминающая Рона Хаббарда с его пропагандой сайентологии. Но в то же время афористичный кейджевский спиритуализм Линча находится в очевидном противоречии с его же искусством, наполненным сексом, насилием и всевозможной бессмыслицей. Кажется, Линч полагает, что такого рода эмоциональные реакции «плохого» подсознания есть путь к спасению и совершенству. Он как будто говорит: «Примите все гадости инсценированной реальности нашего зрелища, упивайтесь ими. Что бы вы ни делали, вы ничего не сможете изменить. Обуздайте его иррациональную, темную сторону игрой в искусство и скажите, что все это совершается во имя мира на Земле и всяческой трансцендентности». Вот это как раз и ужасает меня больше всего.
Перевод с английского Александра Столярчука
Еще по теме:
Максим Эйдис. Линч в Москве, 13.04.2009
Дэвид Линч: «Займитесь медитацией, и Россия станет великой страной», 04.01.2009
О московских выставках Дэвида Линча в рубрике «Вернисажах недели», 06.04.2009
Другие материалы раздела:
Кирил Асс. Победа философии, 16.04.2009
Дмитрий Тимофеев. Андрей Кузькин, от которого чего-то ждут, 15.04.2009
Екатерина Дёготь. «В коллективе все ясно. А личное — это область сомнений», 14.04.2009
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438063
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338327
- 3. Норильск. Май 1268301
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897611
- 5. Закоротило 822019
- 6. Не может прожить без ирисок 781709
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758099
- 8. Коблы и малолетки 740666
- 9. Затворник. Но пятипалый 470785
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402784
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370273
- 12. Винтаж на Болотной 343161
Ужасно жаль, что это не так. С Линчем.
Я с ним, с Линчем этим, нос к носу сидел часа три: за кулисами в Екатерине и потом в Турандоте на ужине. Про Раммштайн вспоминали. Вспомнили с третьей попытки, что три диска они присылали, вот третий и пошел в Шоссе, а первые два на помойку - недосуг было.
Так вот, мистер Линч кто угодно - может быть даже агент Смит, но не мистер Смит точно. Поверьте на слово. Поэтому то и смеяться не хочется.
А Рейган то смешной был, да, почти как Брежнев.
Переводчиков за такой перевод самих пора отправить на завод...
Читайте внимательнее http://lynch.ifolder.ru/11478119
и смотрите Inland Empire