Оцените материал

Просмотров: 13187

Максим Илюхин: «Нельзя отдавать бизнес бизнесу. Это часть искусства»

Артем Ушан · 16/09/2009
Новый проект «Универсам» – арт-рынок без гламура

Имена:  Максим Илюхин

©  Supermarket 2009

Подготовка к открытию Supermarket 2009

Подготовка к открытию Supermarket 2009

Artist-run space – распространенная за рубежом практика организации галерей и выставочных залов самими художниками – имеет богатую историю и в нашей стране. Галерея в Трехпрудном, «Бауманская-13», «Франция» – всё это были чистой воды artist-run spaces. Одним из последних мест в Москве, где подобная практика успешно существовала, стал культурный центр «Арт-Стрелка». После его закрытия оттуда съехали почти все галереи, а совладелец одной из них, Максим Илюхин (галерея «ABC»), решил организовать ярмарку, которая могла бы объединить подобные микроинституции, дать возможность художникам продавать свои работы и стала бы высказыванием на эту тему. С ним поговорил АРТЕМ УШАН.
— Как появилась идея проекта «Универсам»? Что это и кто его авторы?

В феврале этого года я ездил в Швецию, чтобы поучаствовать в ярмарке, которая называется Supermarket. Надо сказать, что в Швеции есть большая ярмарка современного искусства Market. И несколько лет назад было решено сделать совершенно другую и абсолютно альтернативную ярмарку, которая получила название Supermarket. В Market участвуют крупные игроки — известные галереи, дилеры, музеи, государственные институции, а Supermarket — место встречи небольших галерей. В основном на ней представлены artist-run spaces. Именно Supermarket и стал для меня примером и отправной точкой в работе над «Универсамом».

Я для начала пригласил экспертный совет — для создания концепции и примерного списка участников, — кроме меня, в него вошли Стас Шурипа, Лиза Плавинская и Антон Литвин. Постепенно этот экспертный совет превратился в оргкомитет ярмарки «Универсам».

— Почему вы ощутили необходимость организации подобной ярмарки и почему именно в Москве?

— Исходя из своего личного опыта, конечно. Мы участвовали в «Арт-Москве» три года подряд и — в первую очередь эмоционально — я чувствовал себя там не очень уютно: мои взаимоотношения с публикой, с соседями меня всегда не устраивали. И когда я побывал на Supermarket, то понял, какой должна быть ярмарка современного искусства, чтобы я получал удовольствие и практическую пользу от участия в ней. Мы ведь все идем в те компании, где нам приятно бывать, правда?

Но ведь была «Арт-стрелка» — пусть не ярмарка, но все же пространство, где объединились галереи, и некоторые из них были настоящими artist-run-местами.

Да, мы там работали в режиме лаборатории, но назывались все «галереями» и подразумевали бизнес в том числе — устраивали вернисажи, встречались с покупателями.

— То есть инициатива «Универсам» — это своего рода вызов сложившимся обстоятельствам, связанным с закрытием «Арт-Стрелки»?

Нет-нет, это совершенно отдельная история, которая началась тогда, когда «Арт-Стрелка» еще работала и даже фигурировала в списке мест, где могла бы состояться наша ярмарка.

Почему, кстати, вы остановили свой выбор на здании, в котором находится издательство «Известия»?

©  ИТАР-ТАСС

Здание издательства «Известия», 1980 год

Здание издательства «Известия», 1980 год

Я перебирал в голове всем известные площадки и в какой-то момент понял, что, даже если они и подходят нам по очень многим параметрам, главным образом мы должны основываться как раз на неизвестности пространства. Мы хотели сделать свое высказывание, используя совершенно нераскрученное место. Это тонкий момент, который, я думаю, даст почувствовать тем, кто будет участвовать, и даже тем, кто придет на ярмарку, что это их собственная территория.



«Универсам» для тебя лично — это арт-проект или все же чисто организационная история?

Для меня это прежде всего художественный проект. Как художника меня в первую очередь интересует тема проекта, и из всех тем, с которыми я работал, больший интерес для меня представляет бизнес. Бизнес как тема художественного высказывания. Это ведь неотъемлемая часть художественного процесса, и отпускать ее на полный аутсорс не стоит. Поэтому я постоянно пытаюсь в этом разобраться. Ведь если хочешь что-нибудь нарисовать, например, то ты обязательно должен знать, как это устроено. Вот и «Универсам» для меня — это художественный проект, выполненный в виде экономической структуры, ярмарки.

Существует ли политическое измерение в этом проекте?

Политическое измерение, без сомнения, существует, и «Универсам» стоит рассматривать и как политический проект. Но я никогда не был сторонником манифестов и поэтому не могу, да и не хочу говорить сейчас какие-то определенные и конкретные вещи. Я просто делаю то, что делаю. И считаю, что этого вполне достаточно.

— Кто посетители подобных ярмарок за границей и кто станет ими на «Универсаме»?

В Швеции это очень разный круг. Как обычно, много молодых людей, студентов, которые изучают искусство или смежные области. Но помимо них такие события постоянно посещают коллекционеры, дилеры и другие профессионалы индустрии. Это становится ясно по общению с ними — они сразу считывают большинство смыслов. Вообще подобные ярмарки устроены так, что в разные дни приходят разные люди. В день открытия это друзья — все выпивают, тусуются, слушают музыку. На следующий день идут завести деловые контакты, подписать бумаги. В последний день, который обычно приходится на субботу, приходят обычные горожане, которые узнали о ярмарке из СМИ, и им интересно посмотреть, что-нибудь, быть может, купить. На «Универсам», я полагаю, придет молодежь, которая ходит на «Винзавод», в «Гараж», посещает лекции. Ну и так как «Универсам» будет проходить в то же время, что и «Арт-Москва», мы надеемся, что к нам придут и ее посетители. Мне кажется, эта возможность сравнить две разные ярмарки должна быть интересна тем, кто интересуется искусством.

©  Supermarket 2009

Открытие Supermarket 2009

Открытие Supermarket 2009

— Чем будет отличаться «Универсам» от того же Supermarket, например? Ведь ситуация здесь другая.

Организационно наша ярмарка ничем не отличается. Основное отличие российской ситуации в том, что artist-run-площадок у нас намного меньше, чем там. Поэтому мы решили принимать заявки к участию не только от галерей, но и от самоорганизованных групп художников. Пускай у них нет пока своей галереи и, может быть, никогда не будет, но если это группа, то предполагается некое обсуждение и работа над групповыми проектами. Нашим основным критерием отбора участников была заявка, в которой группа смогла бы внятно описать то, что ее объединяет.

— Что еще нужно было для того, чтобы принять участие в вашей ярмарке?

Начну с того, что участие в ярмарке платное. Все участники внесли одинаковое количество денег, и общая сумма пошла исключительно на организацию этой ярмарки. То есть возможность заработать сейчас у всех совершенно одинаковая, никто не использовал взносы художников в своих личных целях. В этом состояла финансовая сторона проекта. Мы постарались сделать взнос минимальным. Вначале мы хотели вместо денег предлагать художникам самим построить свой бокс или еще как-то поучаствовать в монтаже. А потом поняли, что так мы совсем запутаемся в отношениях с участниками, и решили, что все должны только лишь внести деньги, а все остальное мы организуем.

— То есть вы вообще ничего не зарабатываете? Или, может быть, вы берете процент с продаж?

Нет, никаких процентов мы не берем. Для всех нас это прежде всего интересный опыт, повторить который, возможно, уже и не получится.

©  Supermarket 2009

Максим Илюхин (справа) на Supermarket 2009

Максим Илюхин (справа) на Supermarket 2009

— Сколько в итоге набралось участников?

Сейчас у нас 26 участников, из них 7 — это artist-run spaces.

— Расскажи, как все будет происходить?

Все будет происходить на Пушкинской площади, в доме «Известий» — конструктивистском здании с непростой и интересной историей, что мне очень нравится. Это, я считаю, своего рода символический вклад в наш проект.

Вход в «Известия» со стороны Пушкинской площади. Нужно будет подняться по лестнице на третий этаж — там будет первая часть ярмарки — и потом спуститься по другой лестнице на второй этаж, где разместится еще одна, более масштабная часть «Универсама». На открытии выступит перформансист и актер Пахом (как «Пахом и Вивисектор»), на закрытии будет выступление группы HEY! — необычного аудиовизуального проекта бывшего участника группы «Радек» Петра Быстрова.


Ярмарка художественных сообществ «Универсам»:
Пушкинская площадь, д. 5, комплекс «Известий» (2-й и 3-й этаж)
24 сентября — 27 сентября 2009 года
Открытие — 23 сентября в 20:00
24—26 сентября — с 12.00 до 22:00
27 сентября — с 12.00 до 15:00


Участники: «Армянский 13», «Арт-Стрелка Projects», «Вечная ему память» (Канада), Воронежский ЦСИ, «Два бывших рекламиста», «Демаркация», «Дети перестройки», «Игра воображения», «Латентные монументалисты», «Лиза П», «Максим Горький и ты», «Они» (Ростов-на-Дону), «Программа действий, ситуация: пространство», «Три апельсина», «ФНО» (Санкт-Петербург), «ЦВЕТАФОР», «Черёмушки», «ABC», art_independent, «N7» (INT), RU.LTVN, Transit (FR), Velcome (BE+RU), Escape

 

 

 

 

 

Все новости ›