Megazine.biz — безумный магазин, где ничего нельзя купить, но откуда и уйти невозможно
Имена:
Александра Галкина · Анастасия Рябова
Сегодня понятие «
нет-арт» можно встретить лишь на страницах словарей современного искусства. Но в начале июня две молодые московские художницы
Анастасия Рябова и Александра Галкина решили вернуть всё на свои места и открыли в сети
megazine.biz — место, где человек с первых секунд попадает в невероятный круговорот ярких и малоотличимых друг от друга картинок, моментально возвращаясь на десять лет назад, когда рядом с компьютером жужжал модем, а кликать на изображения и ссылки было самым увлекательным занятием в мире. Тогда все самое интересное происходило в сети, а понятие «интернет-бизнес» было не более чем маркетинговой уловкой. Рябова и Галкина с помощью абсолютно простых средств заставляют людей думать о том, что не всё в этом мире покупается или продается. Без единого манифеста они сказали одним проектом больше, чем многие успевают сказать за всю жизнь.
—
Как вам пришла в голову идея создать «Мегазин» и как развивались события, которые привели к реализации этого проекта?Настя Рябова: Работа над проектом началась весной 2008 года. Меня жутко веселили фото из интернет-сообществ, посвященных обмену и дарению вещей. Я решила нарисовать нужную мне вещь, а Саша предложила сделать целый сайт с такими рисунками. Мы начали собираться вместе и рисовать всё подряд — вещи, окружающие нас в повседневности, — фломастерами и карандашами. Параллельно мы думали, как можно было бы организовать их в виде бесконечной интернет-галереи. И в конце концов пришли к идее магазина товаров, где парадоксальным образом ничего нельзя будет купить.
Читать текст полностью
© Предоставлено авторами
Реклама проекта «Мегазин»
— Именно поэтому кто-то в этой работе может увидеть критику консюмеризма, кто-то попытку сделать искусство доступным, как товары в супермаркете. Как вы отвечаете на вопросы о смысле «Мегазина»?
Саша Галкина: После запуска «Мегазина» мы заметили интересный эффект. Некоторые люди рассматривают картинки, получают эстетическое удовольствие, но в какой-то момент происходит фрустрация. Они застревают, когда понимают, что не могут ничего купить. И для нас это и стало фундаментальным смыслом проекта. Вы сможете посмотреть на нарисованные товары, но купить в этой жизни вы их не сможете.
— «Мегазин» можно назвать арт-спам-проектом. Часть страницы с названием «Просмотрено», где откладываются картинки, которые ты уже просмотрел, действует безотказно: сразу понимаешь, что ты уже внутри этой истории. Насколько интересны вам подобные приемы в контексте собственного творчества?
Н. Р.: Помимо упоминаемой тобой функции «Просмотрено», существует еще прекрасная опция рассылки: пользователь сам может поучаствовать в арт-спам-практике, забив в специальной строке адрес своего друга. Это настоящий спам, ты прав. Для некоторых это такая странная блажь, совершенно ненужная, и многие отмахиваются от нее. Кто-то вообще не хочет ничего думать об этом, воспринимая «Мегазин» как какую-то нечисть. И именно поэтому картинки наступают на зрителя все вместе: одну картинку можно легко побороть и забыть о ней. Но с таким количеством, как в «Мегазине», справиться гораздо сложнее.
С. Г.: Информацию о «Мегазине» мы распространяем на таких крошечных стикерах. Получается тотальная рекламная кампания. Мы спамим товары в магазинах, наклеивая на них наш адрес, мы можем оставить наш след на выставках, в интернет-кафе или квартирах друзей. То есть megazine.biz везде, и он — спам, который спамит сам себя.
Н. Р.: Я уже использовала подобные приемы в другом своем проекте, когда клеила крошечные стикеры с агрессивными поэтическими высказываниями. И человек мог прочесть их, только приблизившись на нужное расстояние. В этой интимной зоне взаимодействия объекта и зрителя срабатывает эффект назойливости. И когда это происходит, зритель понимает, что только что он попал в совершенно не свою историю. Это и есть спам.
© Предоставлено авторами
Реклама проекта «Мегазин»
— Нельзя сказать, что нет-арт, с инструментами которого вы сейчас работаете, как-то особенно развивался в последние годы. Как вы думаете, почему так произошло, ведь все только и говорят о том, что именно интернет является основным медиа в наше время?
С. Г.: В каком-то смысле наш проект сделан в традиции нет-арта: ты элементарно кликаешь, и искусство происходит. Сегодня в России единицы занимаются сетевым искусством; после Шульгина я не знаю, кого можно было бы назвать в качестве примера. Может, чтобы развитие было не только экстенсивным, — а новых нет-арт-проектов в мировой сети появляется много, — сегодня нет-арт должен осознавать себя в новых общественных отношениях? Условия изменились, и этого нельзя не учитывать. Например, можно было бы работать с интернетом как с инструментом на границах каких-то законодательных или правовых историй. Тут надо заново все придумывать — и интернет, и арт.
— Подбор одноцветных товаров, отдел брака, разделение товаров по категориям — это очень смешное подражание жизни, и оно, конечно, всем нравится. Но если говорить о графике, которая наполняет «Мегазин», то здесь, я думаю, вы можете столкнуться и с критикой своих работ. Что, с другой стороны, тоже достаточно смешно. Что вы отвечаете на критику графики, представленной в «Мегазине»?
Н. Р.: Помимо перечисленных тобой клонированных функций реальных он-лайн-магазинов, в «Мегазине» имеется довольно странно работающий поиск. Когда ты начинаешь что-то искать с его помощью, он начинает сотрясаться и выдавать совершенно безумные комбинации товаров, объединенных по странным признакам: горизонтальной или вертикальной ориентации, квадратной и круглой форме и так далее. Это очень смешно. Так же смешно, как и критика наших работ. Здесь я бы применила такую формулу: когда объединяются тысячи тех, кто был никем, то они автоматически становятся всем. И любая критика перед такой массой просто бессильна, ты же понимаешь.
С. Г.: Рисование этих картинок для нас было очень приятным процессом. Все происходило очень легко, все отлично разрисовались, и никто не хотел останавливаться. И рубрики мы придумывали исключительно чтобы создать впечатление такого универсума, в котором есть всё: для него, для нее, городские объекты. Это же полное безумие.
— На сайте есть даже книга отзывов и предложений. Что вы ждете от работы «Мегазина»? Вы собираетесь его модернизировать или обновлять товар в зависимости от пожеланий пользователей, например?
С. Г.: Интерактивную часть мы решили купировать — никаких социальных сетей или регистрации пользователей. Мы хотим сохранить его бессловесность.
Н. Р.: По большому счету, для нас проект «Мегазин» закрыт. Сейчас интереснее начать заниматься другими идеями.
— «Мегазин» можно воспринимать не только как магазин, пускай даже и фейк, но и как просто «зин», а в вашем случае как «панк-зин», конечно, — недорогой журнал, объединенный текстами или рисунками, которые преследуют одну идею или цель. Вам самим ближе какой вариант трактовки?
Н. Р.: Мы перебрали много названий, пока не придумали такое сочетание, как «Мегазин». И, откровенно говоря, связывать его с «зином» изначально мы не собирались, просто это круто звучало. Но «Мегазин», как настоящий спам или вирус, живет своей жизнью. С нами связываются люди, занимающиеся DIY, и предлагают совместные идеи. В общем, да: мы так или иначе оказались связаны с этой культурой. Перевес гигантомании наталкивал нас на такие слова, как super, great, mega, и то, что получилось, нам очень нравится.
С. Г.: «Мегазин» попал сразу в несколько измерений. Например, сейчас мы оформляем нашей продукцией газету «Что делать?». Это такая теоретическая левая платформа, и мы в ней будем провоцировать читателя своим бессловесным, варварским, абсолютно недискурсивным вмешательством. Мы хотим разместить рекламные купоны «Мегазина» в теле текстов, чтобы в конце концов, если их все вырезать из газеты, она была испещрена дырками, но при этом возможность читать сохранилась. Теория столкнется с совершенно брутальным и варварским наездом!
— Вы знаете группу американских художников Wants For Sale, которые рисуют то, что им необходимо в данный момент жизни, и продают работу именно за ту сумму, которая нужна, чтобы купить нарисованный товар? Вы действительно никогда не думали о том, чтобы со временем превратить «Мегазин» в настоящий он-лайн-шоп товаров-картинок или что-нибудь подобное?
С. Г.: На мой взгляд, этот американский проект состоялся в области коммуникаций, социальных практик и прочих человеческих ритуалов. Мы как раз этого не хотели. И, возвращаясь к твоему вопросу о критике консюмеризма, которой в числе прочего и занимаются Wants For Sale, даже она не была для нас главной. Мы действительно думали лишь о том, каким образом заставить работать и существовать огромное количество наивной и на первый взгляд никчемной графики.
— Как, кстати, вы привлекли к рисованию всех, кто участвовал в создании «Мегазина»?
Н. Р.: Работать над проектом мы пригласили несколько разных художников. Они все наши близкие друзья, и в этом смысле нам было просто реализовать одну из главных идей проекта — создать разнообразие стилей в отсутствие возможности сравнить это разнообразие. Потому что, как ты, наверное, заметил, на сайте нет привязки автора к картинке. Всё абсолютно анонимно — ты не можешь сравнить графику Лены Мартыновой и Алекса Булдакова или Ольги Чтак и Давида Тер-Оганьяна.
С. Г.: Получилось такое коллективное живописное тело.
Н. Р.: И помимо этого лично для меня было интересно превратить рисование в повседневный процесс.
С. Г.: Большинство из нас непрофессиональные рисовальщики, мы часто используем рисование для достижения определенных художественных задач. В случае «Мегазина» количество создает качество.
— Вы часто в своем творчестве используете совершенно разные способы репрезентации. Насколько важно для художника только рисовать, или только делать видео, или заниматься исключительно инсталляциями?
С. Г.: Этот вопрос возникает из-за того, что искусство прочно встроено в рыночные отношения. Рынку необходима конкретика для хороших продаж. Но на самом деле сам художник не думает ни о чем подобном. Современный художник выбирает способ высказывания, отталкиваясь от самого высказывания.
— Вы можете продолжить фразу «Искусство должно быть…»?
Н. Р. и С. Г.: Конечно: «Всё искусство должно быть на www.megazine.biz!»