Давид Рифф отправился на выставку в галерее «Риджина». «Здесь и сейчас, как утверждает галерея, – подбор самых востребованных на сегодняшний день западных современных художников». С этим он не спорит, но отмечает, что подбор немного путаный
Давид Рифф отправился на выставку в галерее «Риджина». «Здесь и сейчас, как утверждает галерея, – подбор самых востребованных на сегодняшний день западных современных художников». С этим он не спорит, но отмечает, что подбор немного путаный: часть работ не приехала (похоже, из-за проблем с таможней), другие прибыли, хотя в списке их не было. Поэтому, очевидно, выставка переименована в продолжающийся проект. Новая пачка картин (каких – точно неизвестно) прибудет через две недели. Выставку можно будет посетить лишь по предварительной договоренности – а это значит, что на какое-то время галерея, обычно устраивающая интересные выставки для всех, превращается в магазин для немногих.
Для начала придется встретиться лицом к лицу с бомжами на Курском вокзале (иные из них, кстати, помоложе, чем самые юные художники на московской арт-сцене) — иначе до Винзавода не добраться. Обыкновенно арт-фабрика если и крепость, то открытая нараспашку. Но галерея «Риджина» сегодня вечером — бутик, в который с улицы не сунешься. Внутри тусуется модный пипл, у дверей дежурят серьезные вышибалы.Новая выставка в «Риджине» называется «Здесь и cейчас». Работ тут наберется едва ли десяток. Этот якобы строгий отбор призван создавать иллюзию изысканного буржуазного вкуса. На самом деле это тизер, приманка: в столицу прибыла первая фура, груженная дорогими западными новинками.
Имена авторов слабо рифмуются между собой. Разве что относятся они все к одной ценовой категории: и немецкий живописец Даниэль Рихтер (Daniel Richter), и еще один немец, ныне уже покойный скандалист и политический протестант Мартин Киппенбергер (Martin Kippenberger), и (также покойный) американский живописец Леон Голуб (Leon Golub), и американский концептуалист Эд Рушей (Ed Ruscha) — и даже коммерческая мегазвезда, «юмористический концептуалист» Ричард Принс (Richard Prince). Для людей с толстым кошельком тут есть товар на все вкусы.
Я как раз стоял у бара, попивая воду (алкоголь кончился) и пожевывая сухофрукты, когда мимо куратора галереи прошел лысеющий иностранец. Она обратила к нему свою блестящую улыбку и предложила провести экскурсию по выставке. Он вежливо отказался.
«Ну всего пару слов, — сказала она с интонациями квалифицированной продавщицы. — Позвольте мне показать вам что-нибудь. Вы заходили в боковой зал? Всем так нравится вот эта энкаустика, у нее такая фактура».
Она имела в виду работу Хосе Марии Кано (Jose Maria Cano), который исполнил портрет Романа Абрамовича, стилизованный под увеличенную газетную вырезку. Работа идеально смотрелась бы в кабинете любого высокопоставленного госчиновника на Чукотке.
— Но больше всего всем нравится вон та формалистская работа: такая чистая, нейтральная, яркая, и эмаль так заманчиво сверкает...
— Так, выходит, большинству людей избыток социального содержания в искусстве не по вкусу?
— Ну да.
— А это что за рельеф?
— О, это моя любимая вещь. Художник нашел буквы на свалке металлолома. В них есть что-то такое подлинное...
— Эта «Реальная жизнь» отлично рифмуется с работой Эда Рушея «Здесь и сейчас», которая дала название всей выставке.
— Хм-мммммм... — сказал иностранец.
— Я буду рядом, — сказала девушка-куратор, — если у вас еще возникнут вопросы, не стесняйтесь...
От барной стойки я глянул на картину Рушея — и мне показалось, что она похожа на окно сообщения о жутком апокалиптическом вирусе в стиле старой, десятилетней давности, операционной системы Mac OS. «Здесь и сейчас» как-то воспаленно вырывается из собственной системы координат. Рамка по краям картины похожа на полосы прокрутки в компьютерном интерфейсе. Прокрутите сейчас доверху, и вы поймете, что я имею в виду.
А иностранец направился в сторону Киппенбергера и Голуба — может, потому, что в той части зала никого не было. Большинство иностранцев — политические леваки, несмотря на свой неизбежный неолиберализм. Думаю, им просто комфортнее рядом с киппенбергеровской алкорефлексией над буйным расцветом арт-рынка 1980-х годов или с картиной Голуба про восстание в гетто — такую ни одна жена олигарха в жизни не потерпит на стене своей гостиной (уж очень в ней много мужской ярости, да и раму к ней не подберешь).
Я подошел к иностранцу и встал с ним рядом.
Мы оба, должно быть, думали о Леоне Голубе. Не все иностранцы так уж от него без ума. Один мой друг-троцкист писал о Голубе, что «его глубокая озабоченность насилием над человеком, его способность заново переживать и переосмысливать реальные события и факты (вспомним пустые глаза и зверские рты палачей на его картинах) сводятся на нет его внеисторическим взглядом на социальный конфликт».
Я думаю, он был по-своему прав. Но я помню и то, как сказал тогда другу, что в свое время и на своем месте Голуб был настоящим историческим живописцем. В его картинах идет борьба за освобождение чувств, и одновременно это борьба за наследие традиционного искусства перед лицом художественного рынка, на котором торжествует абстракция. Этот рынок теперь сыто молчит — молчит и мир товаров. Вот поэтому Голуб и вопит так.
Но его хриплому голосу не заглушить сладкую лебединую песнь формализма, что тянет Сара Моррис и ей подобные. И его прекрасный, едва натянутый холст (я бы хотел, чтоб он висел у меня дома) вернется из «Риджины» в супермаркет бесполезных предметов роскоши — потому что здесь он никому не нужен.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452083
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343552
- 3. Норильск. Май 1269455
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897874
- 5. Закоротило 822408
- 6. Не может прожить без ирисок 783867
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760770
- 8. Коблы и малолетки 741673
- 9. Затворник. Но пятипалый 472717
- 10. ЖП и крепостное право 408160
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403956
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371241