Видеопрограмма «Гаража» Moscow on the Move двигается дальше. Если вы никогда не стояли в пробке или просто не поняли, в чем тут дело, OPENSPACE.RU предлагает вам разобраться, что именно на прошлой неделе показали на здании Мосэнерго
Если вы стояли на этой неделе у светофора на китайгородском проезде, вы, наверное, заметили, что видеопрограмма Moscow on the Move изменилась: фильмы теперь другие, не такие, как раньше. Куратор Ханс Ульрих Обрист не стал показывать откровенный глянец, скорее наоборот: образы из фильмов Цао Фей, Криса Маркера и Дугласа Гордона подкрадываются к зрителю без особенной визуальной агрессии. Но без объяснений их очень сложно понять; они просто тонут в мерцающей городской среде. Центр «Гараж» нам предоставил специальную подборку всех трех фильмов, чтобы у нас не случилась умственная пробка.Цао Фей. No Lab in RMB CITY (4:56)
Фрагмент:
Фильм Цао Фей NO Lab in RMB City немного похож на смесь рекламно-компьютерной эстетики AES+F и рисованной анимации художников Уильяма Кентриджа или Франсиса Алюса. Такой цифровой сюр. Но это впечатление может сбить с толку, если не знать, о чем тут речь: Цао Фей в последние годы очень активно работает с ролевой онлайн-игрой Second Life, в которой она создала виртуальное художественное сообщество RMB City. Для биеннале Prospect 1 в Новом Орлеане она совместно с гонконгской группой MAP OFFICE создала в своем пространстве виртуальную инсталляцию, где можно гулять в трущобах и даже проехать по пустым улицам в карнавальном вагоне, встречая на пути Барака Обаму или Поццо и Эстрагона из пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». А потом виртуальный потоп все уничтожает и «игра» начинается сначала. Конечно, все это сложно понять с первого взгляда, без объяснений, особенно если учитывать, что в России мало кто знает о Second Life и что даже там обитает современное искусство. В виртуальной пустоте создается катастрофическая пробка непонятных контекстов, справиться с которой могут лишь слова.
Крис Маркер. Тhe Hollow Men (17:00)
Фрагмент:
Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.
Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/
Если из фильма Цао Фей хотя бы ясно, что речь идет о виртуальном пространстве, то фильм Криса Маркера The Hollow Men понять без объяснения просто невозможно. Эта сложная работа сделана на самом деле для восьми плазменных экранов. В титрах — фрагменты стихотворении Т.С. Элиота The Hollow Men чередуются с фотографиями времен Первой мировой войны, маршируя в ритме восьмистишия через экраны к траурной музыке. Но здесь все скомкано на одном экране, как в обычном слайд-шоу. Без перевода смысл всего этого непонятен: художник находится в пустотности сознания его жертв. Так же как Александр Клюге, о котором мы говорили на прошлой неделе, Крис Маркер — классик политически ангажированного кино 60-х годов, но здесь это понять просто невозможно... даже если смотреть весь фильм, который длится 17 минут. Опять создается пробка из непонятных слов и тревожных картин, которая в своем мрачном ритме тянется бесконечно.
Дуглас Гордон. One Night without Light (10:01)
Фрагмент:
Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.
Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/
Единственный фильм из прошлонедельной видеопрограммы Moscow on the Move, не нуждающийся в объяснениях, — это фильм Дугласа Гордона «Одна ночь без света» (One Night Without Light). Тут все ясно и просто: глаз кошки смотрит в узкий фонарь на темном фоне целых десять минут. Похожие приемы можно найти у видеохудожника Анри Сала, который целую ночь гонялся за раками на пляже в Африке с фонарем. Но здесь все тихо и спокойно. Вы отводите глаза, но камера все равно их находит. Реклама смотрит вам прямо в лицо. Тут можно вспомнить глаза окулиста из романа Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», которые преследуют героя в его лихорадочных поездках за город во времена Великой депрессии; камера становится своего рода «дурным глазом», вывернутым наизнанку. Хватит рекламы, хватит потребительства, думаешь ты и вздыхаешь с облегчением, когда на светофоре, наконец, переключается свет.
Адрес показа: Раушская набережная, 10 (хорошо видно с противоположной стороны реки, от разрушенной гостиницы «Россия»). Программа демонстрируется 24 часа в сутки
Еще по теме:
Давид Рифф. Реклама — не реклама (видео), 26.11.2008
Давид Рифф. Реклама — не реклама, 26.11.2008
Ссылки
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3588921
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2382376
- 3. Норильск. Май 1277116
- 4. ЖП и крепостное право 1111093
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 900313
- 6. Закоротило 825858
- 7. Не может прожить без ирисок 799614
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 769952
- 9. Коблы и малолетки 748643
- 10. Затворник. Но пятипалый 485300
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 418222
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 378416