Пока в зрителе не будут видеть коллегу по ремеслу, он будет появляться на выставках только случайно
В апреле, работая смотрителем в одной из галерей на территории «Винзавода», я провел исследование (а скорее — журналистское расследование), целью которого было изучить мотивации зрителей при посещении выставки современного искусства в арт-кластере «Винзавод». Всего было опрошено сто человек. Опрос проходил внутри галереи, после просмотра выставки зрителями.Комфорт вместо галерей
Как часто вы посещаете выставки современного искусства?
Раз в неделю / раз в две недели / несколько раз в неделю / часто / постоянно — 27
Раз в месяц — 31
Раз в несколько месяцев — 7
Раз в год / раз в полгода / несколько раз в год / редко — 29
Пришел впервые — 3
Иногда часто, иногда редко — 2
Вы пришли на «Винзавод» или специально на эту выставку?
На «Винзавод» — 79
На выставку — 3
На «Винзавод» и на выставку — 5
Прогулка / просто посмотреть — 5
На фильм / в магазин «Передвижник» — 4
Из каких источников вы узнали об этой выставке?
Интернет — 22
СМИ / где-то читал — 3
Из пресс-релизов / рассылка / подписка / сайт «Винзавода», группа «ВКонтакте» — 8
Друзья / знакомые — 15
Второй раз на выставке — 3
Случайно / на что было, на то и попали / захожу и смотрю на то, что есть — 33
Нет ответа — 16
Итак, почти треть опрошенных утверждает, что посещает выставки современного искусства один раз в месяц, почти столько же — «раз в неделю / постоянно». Правда, посетители не уточняют, посещают они выставки на территории «Винзавода» или какие-то другие. К тому же также почти треть посещает выставки крайне редко («раз в год / раз в полгода»), а трое на выставке современного искусства оказались впервые. Однако подавляющее большинство опрошенных знакомы с современным искусством.
Огромное число ответов «Винзавод» (84) и низкое — «Выставка» (8) делают, на мой взгляд, проблематичным выделение пришедших на выставку и посетителей «Винзавода» в отдельные категории. Исследование охватило более широкую по составу аудиторию — «посетители “Винзавода”» (сюда входят клиенты магазина «Передвижник», поклонники кинопоказов, лекций и т.д.). Подавляющее число опрошенных для удовлетворения своих духовных потребностей выбирают комфортное пространство «Винзавода», а не выставки современного искусства. Однако, как покажут ответы респондентов в дальнейшем, выставка окажется важной остановкой для посетителей «Винзавода».
Треть посетителей «Винзавода» на вопрос «Из каких источников вы узнали об этой выставке?» отвечает «Случайно» («на что было, на то и попали / прихожу и смотрю на то, что есть»). Ответ «случайно» здесь может быть приравнен к «безразлично». Причины этого, на мой взгляд, лежат в специфике арт-кластера, а также в отношениях между художником и зрителем, речь о которых пойдет далее.
Читать!
{-page-}
Зритель-турист вместо массового зрителя
Какую роль искусство играет в вашей жизни? На что оно влияет?
Играет значительную роль в жизни — 23
Расширяет кругозор / влияет на внутренний мир — 18
Играет роль досуга — 14
Влияет на творчество — 25
Никак не влияет / играет незначительную роль — 8
Нет ответа — 12
Чего вы обычно ждете от посещения галереи современного искусства?
Любопытные (ждут чего-нибудь новенького, необычного / «поменять воздух») — 35
Ищущие самообразования (цель — узнать о современных тенденциях / просветиться) — 23
Зрители-критики (ждут более точного отражения нашей действительности / критического искусства) — 2
Зрители-профессионалы (ждут проявления индивидуальности / интересных выставок, инноваций / интересен образ мысли художника, его пластические решения, идеи, дизайн) — 24
Можно сказать, что «Винзавод» прекрасно функционирует как арт-кластер, он соответствует ожиданиям большинства посетителей: часть опрошенных приходит за эстетическим обучением, часть — использует его как отдых (эти два ответа охватывают около трети всех опрошенных. Как правило, это студенты).
«Эстетическое обучение. Я за городом живу, я сельский парень», — говорит о роли искусства в своей жизни будущий геодезист.
«Я — продукт постсоветской эпохи. Искусство для меня — это fun», — говорит человек, впервые пришедший на выставку.
«Практики» (25) посещают выставки нечасто и используют арт-кластер для своих профессиональных нужд (узнать что-то новое, написать текст, найти новые экспозиционные решения и т.д.). В группу «практиков» входят также студенты художественных вузов. Группа «наблюдателей искусства» (23) отмечает, что различные жанры искусства играют значительную роль в их жизни, но не уточняет, творчеством какого рода занимается. В дальнейшем многие респонденты отметят (51), что их профессия некоторым образом связана с искусством.
«Широкие массы» текут в галереи «Винзавода» исходя из структуры арт-кластера. Нельзя сказать, что арт-кластер производит массового зрителя, скорее он его обнаруживает и привлекает. Но создание комфортных условий для обучения и отдыха, соответствие зрительским ожиданиям вызывают эффект безразличия зрителя к искусству. Зритель устанавливает комфортные для себя отношения с арт-кластером. Он свободный турист, путешественник, который волен сочинять собственные маршруты в его границах. Идти на встречу с произведением искусства или пройти мимо, познакомиться с художниками или посетить книжный магазин — все это инициатива самого зрителя. Многие отмечают, что посещают «Винзавод» довольно часто (ежемесячно — 31 и несколько раз в месяц — 27), но в то же время искусство в жизни многих опрошенных не играет главной, определяющей роли («расширяет кругозор» (18), «досуг» (14), «никак не влияет» (8)).
Зритель-коллега вместо зрителя-клиента
С вашей профессиональной деятельностью как-то связано современное искусство? У вас есть друзья или знакомые из сферы современного искусства?
Студенты, школьники — 36
Журналисты, филологи, психологи, рекламисты и PR — 12
Представители творческих профессий — 14
Работники строительной отрасли — 7
Юристы, менеджеры —3
Управленцы — 2
Медицинские работники — 2
Рабочие — 1
Нет ответа — 23
Искусство связано с профессиональной деятельностью — 51
Не связано — 30
Не определились с ответом — 19
Есть друзья/знакомые, связанные с искусством — 64
Нет — 29
К какому социальному слою/классу/группе вы себя относите?
Средний класс — 20
Интеллигенция / творческая интеллигенция — 10
Креативный класс / творческие люди — 5
Ниже среднего класса / эконом-класс — 5
Офисный планктон — 1
Студент / учащийся — 21
Я себя не идентифицирую ни с какой социальной группой / маргинал — 14
Не определились с ответом — 24
Довольно большое количество опрошенных (51) отмечает, что их профессия связана с искусством (хотя творческие профессии представляют всего 14). Это значит, что они могут заниматься творчеством на своем рабочем месте или в свободное от работы время. Мне представляется, что для понимания причин безразличия современного зрителя к искусству художнику неплохо было бы поинтересоваться творчеством самого зрителя. Возможно, что он прекрасно чувствует себя в школах и офисах, в квартирах и на дачах, которые выступают для него мастерскими, экспериментальными творческими площадками с постоянными доморощенными выставками. На строительной площадке он выступает в качестве архитектора и дизайнера, в интернете — в качестве эссеиста и поэта, оператора и фотографа.
«Я работаю в рекламной компании, которая связана с организацией мероприятий. Из всех осколков впечатлений, подаренных мне выставками, складывается рекламное мероприятие», — говорит рекламист, организатор PR-мероприятий.
«Я работаю с детьми. То, как они поют и говорят, — вполне современное искусство», — говорит педагог-психолог.
Творчество зрителя остается загадкой для художников. Но хотелось бы самому зрителю показать свое творчество «в гостях», на территории «Винзавода»? Променяет ли зритель «пять минут славы» в «чужом» для него пространстве на уже состоявшуюся «жизнь в искусстве»?
У опрошенных посетителей галереи на территории «Винзавода» основными являются рекреационная, эстетическая, а также информационная мотивации культурного потребления. У 64 респондентов из 100 есть друзья или знакомые из сферы современного искусства (нет друзей или знакомых у 29), что подчеркивает достаточную открытость художественной среды. Безразличие к выставкам современного искусства у зрителей связано, на мой взгляд, с тем, что художники выступают за сохранение позиции «зритель-клиент» либо «зритель — случайный гость» вместо того, чтобы увидеть в зрителе коллегу по ремеслу. Пока не будет найдена некая новая связь между зрителем, художником и культурными институциями, арт-кластер будет продолжать воспроизводить отношения, при которых только восемь человек из ста будут приходить непосредственно на выставку, а треть — случайно открывать дверь галереи.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451749
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343379
- 3. Норильск. Май 1268624
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897687
- 5. Закоротило 822139
- 6. Не может прожить без ирисок 782281
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758966
- 8. Коблы и малолетки 740916
- 9. Затворник. Но пятипалый 471328
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403122
- 11. ЖП и крепостное право 386644
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370506