В дискуссионном ресторане в Stella Art Foundation ВЛАД КРУЧИНСКИЙ поел и послушал про «Искусство и восстание»
Имена:
Сара Рифки · Франческо Берарди
© Предоставлено Stella Art Foundation
Проект Time/Food
16 мая в
Stella Art Foundation художники в чистеньком белом кубе на дизайнерской плите готовили свежие продукты, вынутые из желтых дизайнерских холодильников, а потом кормили присутствующих с формулировкой
Art and Rebellion.
Через пару часов после этого в лагере на Баррикадной копы громили уличную кухню «Еды вместо бомб» и уволакивали в автозак первых попавшихся людей с формулировкой «за несанкционированную раздачу продуктов питания».
На этом теоретическую часть прошу считать законченной, давайте переходить к документальной.
***
15 маяОпоздал: не уточнял заранее, во сколько начинается мероприятие, подсознательно настраивался на семь, а выяснилось, что начинают кормить в два, а в четыре — интеллектуальная программа. В устроении расписания просматривается ставка на прекаритетчиков.
Отношусь к еде настороженно: я до сих пор не разобрался в е-флюксовской экономике питания и трудочасов и боялся, что вот сейчас поем, а потом придется вписываться в какую-нибудь непонятную активность. Но ничего подобного: приходи и ешь, на входе могут предложить зарегистрироваться на сайте
e-flux, но это вроде ни к чему не обязывает. Вокруг иностранцы, все больше женщины, все друг с другом беседуют, салон такой. Есть даже подобие официантов — на проекте заняты специальные молодые люди, уносят тарелки, меняют блюда. Мерси. Битте-дритте.
В первый день выступала Сара Рифки — куратор, писатель, агент тринадцатой «документы» и участник египетской революции. Сара зачитывала фрагменты своих недавних писаний, очень красивых и поэтичных.
Читать текст полностью
© Предоставлено Stella Art Foundation
Выступление Сары Рифки
Тезисы:
1. Восстание путают со спектаклем. Слишком много картинки, слишком много документации. Восстание тонет в спектакулярности.
2. Писатели (и, надо понимать, художники) любят восстания, потому что у восстаний есть что-то такое, чего нет у писания и искусства. Когда начинается заварушка — не надо писать, надо действовать, важно физически находиться внутри движения.
После выступления Рифки был скайп-созвон с Франческо Берарди (Бифо), основателем болонской радиостанции Radio Alice и участником итальянского движения Autonomia.
Бифо начал с очень общего рассказа о важном событии, которое происходит прямо сейчас — оккупации небоскреба в Милане.
Сошлюсь на Андрея Паршикова, который сейчас находится в Италии: в Милане (где нет музеев современного искусства) больше пятнадцати лет пустовал 32-этажный небоскреб Torre Galfa, и две недели назад его заняла группа из 150 работников культуры из движения M.A.C.A.O., в течение года готовившего эту оккупацию. Очень быстро их стало 3 тысячи, была проведена ассамблея, активисты начали разбивать сад вокруг здания и готовить фестиваль перформанса. Они продержались в здании десять дней, после чего в дело с подачи профильного министерства вмешалась полиция и они были выселены, несмотря на поддержку мэра Милана. (В тот же день в Москве Басманный суд принял решение о разгоне лагеря на Чистых прудах.) Сейчас участники M.A.C.A.O. занимают площадь перед небоскребом, к ним присоединились студенты и представители социальных движений. Ночью на 17 мая на площади перед Torre Galfa собралось более 10 000 человек.
© Предоставлено Stella Art Foundation
Выступление Франческо Берарди (Бифо)
Бифо продолжал: в Европе все пустеет — музеи, кинозалы, школы, улицы, города. Финансовая диктатура опустошает все на своем пути. Агрессия против образования, культуры, счастья и самой жизни набирает обороты. Будущее уже зачищено, и надеяться на него особенно не стоит, поэтому имеет смысл сосредоточиться на настоящем. Возможность вообразить общее происходит только из солидарности.
Лучшим обобщением позиции Бифо по вопросу о солидарности был бы текст одной знаменитой песни:
A love has been given so why not enjoy
So let's all grab and let's all enjoy
If the kids are united then we'll never be divided
If the kids are united then we'll never be divided
Акцент и интонации у Бифо — как будто он итальянский Mr. Brainwash.
Во время звонка случились какие-то неполадки, у Бифо не было картинки, и он вещал в черный экран, но постоянно повторял, что его это не смущает.
16 мая
Выступал Илья Матвеев, аспирант философского факультета МГУ и активист Российского социалистического движения (РСД). Доклад был о реальных и воображаемых эффектах медиаактивизма. Первая часть была несколько академической (речь о Тодде Гитлине и о его исследовании пересечений политактивизма и медиа), и пересказывать ее тезисы я не буду.
Интересное началось во время обсуждения. Заговорили о Pussy Riot.(Пересказываю реплики-тезисы по памяти.)
Дёготь: Pussy Riot удалось поднять некоторые вопросы классовых различий, которые левым актуализировать никогда не удавалось (в частности, внутри РПЦ — части общества, на которую левые никогда не замахивались и даже не собирались).
© Предоставлено Stella Art Foundation
Проект Time/Food
Матвеев: Да, акция Pussy Riot оказалась очень эффективной, картинка положения вещей в церкви, которая открылась благодаря их работе, оказалась настолько уродливой, что некоторые группы внутри РПЦ практически восстали. Но вопрос в том, имели ли Pussy Riot в виду вскрыть именно эти противоречия, был ли у них четкий план, или же все это просто случайность, которая, вообще-то, непонятно в какую сторону может вывести.
Реплика из зала: Хорошо, вот вы, Илья, говорите о строгой организации и четкой постановке целей, а как насчет интуиции?
Матвеев: Интуиция не входит в инструментарий левой философии, она входит в инструментарий Анри Бергсона. А нам нужны четкая постановка целей и организация. Вот Pussy Riot пробуют спеть сначала здесь, потом там и вдруг задевают какой-то важный нерв. Левые так не работают. Я не могу представить себе, что, скажем, РСД будет работать по такой схеме: ткнуть тут, ткнуть там, а потом — бац — и вдруг все о нас пишут. И меня беспокоит, что стратегия Pussy Riot может быть правильной и что, возможно, нам может потребоваться использовать интуицию. Троцкисты так не поступают.
Дёготь: Вот левые постоянно хотят всех просвещать и подтягивать до своего уровня, и в этом сквозит какое-то едва ли не презрение. А Pussy Riot — часть той массы, которую безупречно подкованные левые хотели бы подтянуть до своего уровня, но которой боятся, потому что они все там какие-то другие, не левые, может, даже в Бога верят. И у Pussy Riot можно было бы поучиться тому, как не alienate эту массу. (По формалистским соображениям я бы оставил слово alienate без перевода. Разговор шел по-английски. — ВК). И, кстати, очевидно, что современное искусство, и случай Pussy Riot это подтверждает, перешло от авангардной тактики исключения (станковую живопись — долой, изображение — долой) к стратегии включения, то есть старается как-то взять под крыло, скажем, Володарского или Pussy Riot, у которых вообще-то никогда не было амбиций вскочить в эту престижную сферу и которым на нее по большому счету наплевать.
Потом кто-то произнес слово «постопераизм», я сразу перестал слушать и задумался о том, какие комические формы может принимать фиксация на лидерах, поразившая, кажется, все подряд средства массовой информации и не только. Дело в том, что незадолго до этого Илья рассказал о смешном случае: в конце апреля РСД организовало митинг против коммерциализации образования. На митинг в качестве простого участника явился Сергей Удальцов (который не имеет к РСД никакого отношения). Его сразу облепили журналисты, после чего в прессе появились материалы с заголовками вроде «Удальцов вывел на митинг против реформы образования 200 человек».
© Предоставлено Stella Art Foundation
Проект Time/Food
О том, что любой вангардизм (даже, как в случае РСД, не имеющий формального лидера) есть явление хоть и несколько более тонкое, но все равно того же порядка, — говорили уже по окончании дискуссии.
***
Вечером Илья раздает на Баррикадной газету «Социалист». К нему подходит потертый крепыш в черном:
— Дай газету.
Илья:
— А вы не правый?
Крепыш выхватывает газету и удаляется.
Подходит еще один представитель alienated masses, старик с бородой:
— Мудрость мира сего есть безумие перед Богом. Философия социалистов — это материализм, идет от сатаны.
К дискуссии подключается какая-то женщина:
— Скажите, а на сколько языков переведена Библия? Нужно для диссертации. Нигде не могу найти.
Старик:
— Библия издается миллионами экземпляров.
— Но на сколько языков она переведена?
— Я знаю, что до 1917 года Библия была переведена на якутский.
В сквере на Баррикадной обсуждают надежду помочь Pussy Riot через влияние первых лиц. Но не российских.
Проект Time/Food продолжает свою работу в Stella Art Foundation. Ближайшие события — 19 мая (доклад Александра Скидана), 23 мая (доклад Марты Рослер). С 14 до 16 обеды, за которые можно расплатиться позднейшим участием в программе взаимопомощи, с 16 до 18 — лекции и дискуссии (на английском языке).
Скорее и то, и другое.
Что до отчета: интересно, спасибо автору. Хотелось бы поучастовать в описываемых событиях. Пишите еще.