Крис Маркер в ММСИ, Дмитрий Гутов в галерее Гельмана, Андрей Филиппов в Stella Art Foundation
19 марта, понедельник, 17:00Институт Сервантеса в Москве
Новинский б-р, д. 20-а, стр.1—2
Луис Рамон Марин. Фотографии 1908—1940
Архив фотожурналиста и репортера Луиса Рамона Марина (1884—1944) состоит из более 15 тысяч стеклянных пластин.
Читать!
По 25 апреля
19 марта, понедельник, 19:00
Московский музей современного искусства
Тверской б-р, д. 9
Крис Маркер. Фильмы и фотографии
На выставке одного из самых влиятельных кинематографистов послевоенной эпохи (р. 1921) будут представлены его самые известные фотосерии: «Корейцы», «Который ей час?», «Киноафиши», «По мотивам Дюрера», «Пустые люди». Ожидается также показ фильмов Криса Маркера, «Взлетная полоса» и «Без солнца» и пятиканальной видеоинсталляции «Немое кино», в которой автор выражает чрезвычайно личную реакцию на празднование столетия изобретения кино. Маркер вот уже более пятидесяти лет находится на передовом фланге технологии и эстетики, идеологии и формы, и его выставка в России — настоящее событие.
По 29 апреля
20 марта, вторник, 18:00
Галерея «Риджина»
4-й Сыромятнический пер, д. 1
Евгений Антуфьев. Исследование материала: поглощение
Как признается сам художник, изучение мифологических систем привело его к пониманию тесного родства героев современной мультипликации с древними архетипами: «Пластические свойства монстров и героев мультсериалов опираются на архаические каноны мифологических изображений. Практически любой сериал про роботов-трансформеров, затерянные царства или волшебные мечи создает собственные пантеоны из героев и злодеев, чьи черты удивительно напоминают богов и демонов. Каноны ритуальных изображений мигрировали. Трансформеры, например, явно прослеживают свое происхождение от индуистских богов». Новый проект Антуфьева посвящен пластике мультфильмов и дешевых фильмов ужасов, а его новые объекты на этот раз сделаны не из старых, а из новых материалов.
По 21 апреля
20 марта, вторник, 19:00
ГЦСИ, Малый зал
Зоологическая ул., д. 13, стр. 2
Дискуссия «Площадки перформанса на мировой актуальной художественной сцене»
Участники встречи — Вольдемар Татарчук (Польша), Джоанна Матушек (США), Юлия Аксёнова, Лиза Морозова, Андрей Кузькин (Москва) — обсудят многообразие перформативных практик и пространства для перформанса, в частности, расскажут об основных мировых его площадках, таких как Performa (Нью-Йорк, США), Фестиваль перформанса в Салониках (Греция) и др.
20 марта, вторник, 19:30
Галерея Елены Врублевской
Рождественский б-р, д. 19
Бронислав Виногродский. Творчество состояний, или Искусство управляемых совпадений
Выставка китаеведа, переводчика знаковых китайских текстов «Книги Перемен», «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» Бронисалава Виногродского продолжает цикл «Пространство Мастеров», в котором «известные практики, психологи, мастера духовных традиций воплощают и передают опыт и знания посредством визуальных искусств». В данном случае это авторские рисунки с текстами, отсылающие к китайской каллиграфии и опирающиеся на элементы практической семиотики.
По 19 мая
21 марта, среда, 19:00
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, д. 16
Микаэль Суботски. Бофорт-Уэст
Молодой южноафриканский фотограф Микаэль Суботски (р. 1981) последние восемь лет снимает печально известные тюрьмы Южной Африки, маленький городок Бофорт-Уэст и Понт-Сити — небоскреб в Йоханнесбурге. В своих сериях он сочетает прямую социальную документацию с интересом к исследованию структуры повествования и репрезентации. По словам Джонни Стейнберга, «фотографии Суботски оставляют впечатление взгляда на нечто такое, что вы знали всегда, ни разу не видя». Один из самых ярких примеров, тюрьма Бофорт-Уэст, построенная прямо на кольцевой авторазвязке, посреди самой загруженной магистрали Южной Африки. Как пишет тот же Стейнберг, этот факт «настолько поражает, что трудно даже понять, смешно это, трагично или просто безумно. Кажется, что это не фрагмент реальности, а произведение какого-то комика, попытавшегося выразить отношение этого городка к миру, проносящемуся мимо него».
Питер Хьюго. Гиена и другие люди
Питер Хьюго. Абдуллахи Мохаммед и Майнасара. Лагос, Нигерия, 2007. Из серии «Гиена и другие люди». Цветной цифровой отпечаток
Кохей Йосиюки. Парк
Японский фотограф Кохей Йосиюки (р. 1946) снимал свой проект по ночам в японских парках со вспышкой на чувствительную к инфракрасным лучам пленку, застигая тайные свидания и их многочисленных подглядывающих зрителей. Впервые этот проект был показан в Токио в 1979 году при полной темноте — посетителям галереи выдавали фонарики для осмотра экспозиции. О вышедшей в 1980 году книге Мартин Парр сказал, что это «блестящий образец социального документа, превосходно зафиксировавшего одиночество, тоску и отчаяние, с которыми часто связаны половые и человеческие отношения в жестокой метрополии вроде Токио».
Тайо Онорато и Нико Кребс. Великое нереальное
Швейцарские фотографы Тайо Онорато и Нико Кребс, продолжая начатую полвека назад Робертом Франком традицию путешествий по дорогам Америки, пытаются отойти от клише «путевых заметок» и, как нам сообщают, «заново изобретают этот жанр, переосмысляя технику и содержание... Их стиль основан на сознательном или случайном вмешательстве художника в реальность, в результате чего меняется ее восприятие зрителем».
Все четыре выставки проходят в рамках 9-го Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2012».
По 15 апреля
21 марта, среда, 11:00—18:00
22 марта, четверг, 11:00—18:00
ГЦСИ, Малый зал
Зоологическая ул., д. 13, стр. 2
Конференция «Григорьевские чтения. Языки, искусства и науки»
Конференция (куратор Виталий Пацюков), посвященная памяти Владимира Юрьевича Григорьева — математика, музыканта, историка культуры, профессора Московской консерватории, — организована в партнерстве с Московской государственной консерваторией им. П.И. Чайковского. Предмет обсуждения — проблемы взаимосвязей художественных и научных языков, поиски новой интеграции и выявление специфики интуитивного мышления. В программе доклады психологов, биологов, математиков, физиков, музыковедов, историков искусства.
21 марта, среда, 19:00
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, флигель «Руина»
Ул. Воздвиженка, д. 5
Лекция Михаила Хазанова «Об архитектуре: идеалы и реалии»
В цикле лекций CREDO, знакомящих с творческими концепциями современных российских архитекторов, свое кредо представит известный архитектор Михаил Хазанов, автор архитектурного проекта ГЦСИ, мемориального комплекса «Катынский лес», комплекса зданий столичного правительства в «Москва-Сити» и других проектов. Он расскажет о профессии архитектора в глобальном пространстве; о том, как использовать исторический опыт предшественников; объяснит, почему в разработке архитектурных проектов важна положительная энергия.
22 марта, четверг, 19:00
Stella Art Foundation
Скарятинский пер. д. 7
Андрей Филиппов. Веерное отключение
Персональная выставка Андрея Филиппова включена в сложную выставочную конструкцию — это часть второго триптиха творческого объединения «Купидон» (первый состоялся в 2009 году; каждый из этих триптихов представляет выставку группы и сольные экспозиции ее участников). Центральное место в инсталляции занимают электродинамические объекты — складывающиеся и разворачивающиеся веера с изображением небес; за каждым из вееров расположен светящийся диск с изображением держащей свиток руки ангела. Здесь можно усмотреть аллюзии на библейский образ конца света («небо скрылось, свившись как свиток») и характерное для московской концептуальной школы увлечение «китайщиной».
По 1 мая
22 марта, четверг, 19:00
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, флигель «Руина»
Ул. Воздвиженка, д. 5
Лекция Игоря Казуся «Российский неомодернизм»
Отсутствие четких границ между ведущими архитектурными направлениями 1990-х и 2000-х — деконструктивизмом, неоконструктивизмом, хай-теком — и своеобразный «полифонизм» характерны для новой российской архитектуры. Рассказ о ней будет сопровождаться показом лучших произведений современной архитектуры Москвы — как сообщает анонс, «устремленной в будущее».
22 марта, четверг, 19:00
Галерея М&Ю Гельман на «Винзаводе»
4-й Сыромятнический пер., д. 1/6
Дмитрий Гутов. εἰκών
Новая серия трехмерных железных объектов Дмитрия Гутова посвящена древнерусской иконе, которую классическая марксистская эстетика считала идеальным искусством, живым наследием античной Греции. Актуальность обращения к иконе художник объясняет нынешней атмосферой, близкой временам распада Римской империи, когда «вера в чудеса и разные формы отказа от разума расцветали с невероятной интенсивностью». Очереди к поясу Девы Марии, дауншифтинг, интерес к восточным практикам и даже антипутинские демонстрации Гутов предлагает считать «отказом от радости потребления в пользу более возвышенных ценностей» и определяет свою роль как «Уорхол наизнанку»: «Мои иконы, совершенно, к слову сказать, канонические, но очищенные от всякой даже тени стилизации, это антибанка консервированного супа». Анатолий Осмоловский предлагает рассматривать «решетки» Гутова как особый вид пространственной скульптуры, изображение в которой начинает искажаться, стоит отойти чуть влево или вправо, причем искажение это проходит все стадии развития искусства XX века — от кубизма и экспрессионизма к радикальной абстракции. Поэтому история искусства может восприниматься как результат физического перемещения тела в пространстве или политического перемещения в границах спектра («влево» — «вправо»).
По 20 апреля
22 марта, четверг, 18:00
Политехнический музей
Новая пл., д. 3/4, подъезд 1
Сила воды
Проект галереи East Meets West Gallery приурочен к Всемирному дню воды, учрежденному ООН в 1993 году. В этом году он посвящен безопасности воды и пищи и затрагивает разные аспекты взаимоотношения культуры, просвещения и повседневной жизни человека. Двенадцать художников — участников выставки предлагают свое прочтение универсальных тем воды и жизни, человека, искусства. Участники проекта: Наоми Маки (Япония), Татьяна Баданина, Патриция Бонанцинга (Италия), Лилиана Спикторенко, Алена Тельпуховская, Владимир Наседкин, Александр Олигеров, Геннадий Трошков, Мишель Маранг (Нидерланды), Алексей Ланцев, Ханс Мендлер (Германия), Мел Теобальд (США).
По 10 мая
22 марта, четверг, 18:00 – лекция, 19:00 – мастер-класс
Историко-мемориальный музей «Пресня»
Б. Предтеченский пер., д. 4
Педагогическая поэма
В рамках художественно-образовательной программы проекта Арсения Жиляева и Ильи Будрайтскиса «Педагогическая поэма» состоится лекция Ильи Будрайтскиса «История как рассказ. Большие и малые формы исторического исследования. Источник, свидетельство, память» и мастер-класс петербургской художницы Ольги Житлиной.
23 марта, пятница, 18:00 – лекция, 19:00 – дискуссия
Арсенал, Киев
Лекция Антона Видокля «Искусство без образования» и дискуссия
В рамках дискуссионной платформы «Искусство после конца света» (куратор – Екатерина Деготь) выступит художник, куратор, основатель рассылки и журнала e-flux Антон Видокль. В дискуссии с ним примут участие главные редакторы и представители украинских сетевых и бумажных изданий Art Ukraine (Алиса Ложкина), «Политическая критика» (Алексей Радинский), «Просторы» (Евгения Белорусец), «Коридор» (Екатерина Ботанова), «Спiльне» (Анастасия Рябчук). Ведут дискуссию Екатерина Деготь и Алексей Радинский.
23 марта, пятница, 19:00
Книжный магазин «Гилея»
Тверской бульвар, 9
Презентация книги Алека Д. Эпштейна «Тотальная “Война”. Арт-активизм эпохи тандемократии»
Российско-израильский историк и социолог, специалист по социологии образования, интеллектуальной истории и оппозиционным общественно-политическим организациям Алек Д. Эпштейн представит в «Гилее» свою новую книгу «Тотальная “Война”. Арт-активизм эпохи тандемократии». Подробнее о книге. Его предыдущая, совместная с Олегом Васильевым книга, вышедшая в «Гилее» в 2011 году, называлась «Полиция мыслей. Власть, эксперты и борьба с экстремизмом в современной России».
23 марта, пятница, 19:00
ГЦСИ, Малый зал
Зоологическая ул., д. 13, стр. 2
Круглый стол «ГЦСИ: История, эволюция»
Участники круглого стола — Леонид Бажанов, Михаил Миндлин, Елена Баканова, Евгений Барабанов, Константин Бохоров, Анна Гор, Ирина Горлова, Марина Колдобская, Захар Коловский, Евгения Кикодзе, Владимир Левашов, Александра Обухова, Виталий Пацюков, Алиса Прудникова, Ася Силаева, Евгений Уманский, Елена Цветаева, Дарья Филипповская — в преддверии 20-летия учреждения ГЦСИ (август 1992) обсудят итоги своей работы, попытаются проанализировать эволюцию, скоординировать работу филиалов и выстроить перспективы будущего развития.
23 марта, пятница, 19:00
Random gallery
Ул. Поварская, д. 20 (в помещении проекта «Открытая сцена»)
Илья Коробков. Тексты
На выставке будут непрерывно демонстрироваться пять видеоработ Ильи Коробкова: Das Kapital, «Проекции Эйлера»,
Читать!
По 25 марта
24 марта, суббота, 14:00
Историко-мемориальный музей «Пресня» Б. Предтеченский пер., д. 4
Педагогическая поэма
В субботней программе «Педагогической поэмы» лекция Марии Чехонадских «Фабрика как модель художественного производства: Третьяков, Дюшан, Уорхол», продолжение вводной лекции Арсения Жиляева «От пещеры забытых снов до фабрики знаний» (с 15:10) и группа по чтению Влада Софронова «Введение в критическую теорию» (с 16:20).
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452111
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343572
- 3. Норильск. Май 1269602
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897886
- 5. Закоротило 822440
- 6. Не может прожить без ирисок 784010
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760956
- 8. Коблы и малолетки 741733
- 9. Затворник. Но пятипалый 472877
- 10. ЖП и крепостное право 408170
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404027
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371325