Арт превращается в потребительский товар для среднего класса.

Оцените материал

Просмотров: 18328

Ярмарка-амбиция

Хервиг Хеллер · 26/01/2012
Венская Viennafair с этой недели под контролем русских

Имена:  Георг Шёльхаммер · Сергей Скатерщиков · Хедвиг Заксенхубер

©  Reed Exhibitions Messe Wien

Выставочный центр Messe Wien

Выставочный центр Messe Wien

Сделка наконец совершилась. Уже несколько месяцев за кулисами венской художественной жизни шли переговоры о будущем венской ярмарки Viennafair — долго из-за каких-то деталей крупная компания Reed Exhibitions Messe Wien и москвич Сергей Скатерщиков не могли найти окончательную общую позицию. Наконец-то во вторник решили все проблемы и на следующий же день назначили пресс-конференцию, чтобы торжественно объявить о «новом партнерстве». Вкратце: менеджер и специалист по финансовой информации Скатерщиков с партнером Дмитрием Аксеновым, который занимается недвижимостью в Подмосковье, теперь контролируют Viennafair. Художественные руководители, Хедвиг Заксенхубер и Георг Шëльхаммер, останутся на своих местах.

Что важно с московской точки зрения: венская ярмарка, до сих пор весенняя, будет в этом году впервые в сентябре — одновременно с ярмаркой «Арт-Москва». Совпадения с нью-йоркским изданием ярмарки Frieze (в мае) в Вене испугались больше, чем совпадения с мероприятием московским. Скатерщиков: «“Арт-Москва”, на мой взгляд, не является суперсобытием в глобальном масштабе. Для Москвы это важно, но касательно нашей конкуренции за место в глобальном календаре мне очень важно, что Viennаfair закрепился там».

©  Предоставлено Хервигом Хеллером

Георг Шёльхаммер, Хедвиг Заксенхубер, Сергей Скатерщиков, Хайнц (венский коллекционер), Маттиас Лимбек

Георг Шёльхаммер, Хедвиг Заксенхубер, Сергей Скатерщиков, Хайнц (венский коллекционер), Маттиас Лимбек

История с Viennafair вполне интересный казус. С самого начала, в 2005 году, организаторы мероприятия (это была австрийская дочка британско-голландского концерна Reed Exhibitions) позиционировали ярмарку как некую торговую площадку для всей Центральной и Юго-Восточной Европы (другой такой ярмарки нет). При этом они дублировали подход австрийского Erste Bank: вслед за бизнес-интересами этот банк стал заниматься и искусством, и развитием гражданского общества прежде всего в тех странах, где у этого банка есть свои филиалы. При этом банковская структура ERSTE Stiftung под руководством либерального интеллектуала Бориса Марте стала некоей центрально-европейской версией Фонда Сороса — естественно, с меньшим, австрийским размахом. И поскольку кадры решают все, для фонда в разных качествах работали и ведущие специалисты из всего региона — в том числе видные деятели левого и критического толка, такие как Хедвиг Заксенхубер и Георг Шëльхаммер. Эта парочка в свое время создавала ведущий венский арт-журнал springerin, с 2011 года они являются художественными руководителями Viennafair. Первая ярмарка Заксенхубера и Шëльхаммера в прошлом году, помимо всего ярмарочно-коммерческого, отличалась многочисленными выставками политического искусства из Восточной Европы. Чуть ли не центральную площадку предоставили, например, некоммерческому проекту «Судебный эксперимент» из Киева (вот еще один проект, на сей раз с участием русских художников. — OS).

©  Предоставлено Хервигом Хеллером

Aвстрийский президент Хайнц Фишер на стенде Tengri Umai Gallery, Almaty

Aвстрийский президент Хайнц Фишер на стенде Tengri Umai Gallery, Almaty

В коммерческом плане, однако, не все пошло так гладко. У галерей были смешанные результаты, у организаторов Reed Exhibitions Messe Wien финансовые показатели были не очень. Маттиас Лимбек, директор Reed, на вчерашней пресс-конференции признал, что у него в прошлом году от самой арт-ярмарки не было никакой прибыли. В свою очередь, в окружении художественных руководителей говорилось, что они вроде бы не были довольны условиями работы под крышей большого концерна и жалели о недостаточном финансировании со стороны Reed для желаемой и якобы возможной раскрутки ярмарки. Сам Шëльхаммер дипломатично говорил о «границах гибкости таких концернов, как Reed, которые котируются на биржах». В результате всех этих разногласий (которые не стали достоянием гласности) венские идеологи ярмарки, в том числе упомянутый господин Марте, занимались поиском новых хозяев и инвесторов, с которыми будет проще. И нашли по старым связям Сергея Скатерщикова.

©  Предоставлено Хервигом Хеллером

Сергей Скатерщиков

Сергей Скатерщиков

Этот москвич уже к концу 1990-х годов работал в Вене — тогда он занимался развитием рынков электронной торговли в Центральной Европе. С тех пор у него сохранились хорошие контакты, прежде всего в банковских и финансовых структурах Австрии. В самой арт-тусовке Вены его практически не знали, подобная ситуация и в Москве. Что понятно, поскольку Скатерщиков, 1972 г. р., работал в других областях: бывший студент кафедры «Экономики и географии капиталистических стран» географического факультета МГУ с конца 1980-х увлекался финансовой информацией, вначале как сотрудник «Коммерсантъ-Weekly». Позже придумал по образцу Dow Jones первый биржевой индекс в России, который в течение почти десяти лет существовал под названием «MT-индекс». Потом занимался интернет-проектами, отчасти вместе с ныне известными деятелями (Демьяном Кудрявцевым, Артемием Лебедевым и Антоном Носиком), работал в США и в Австрии, был советником, аудитором и представителем в совете директоров во многих крупных российских компаниях. «Это в принципе очень интересный был опыт; за это время я участвовал в сделках на миллиарды долларов, в расширении “Транснефти”, в реформе РАО “ЕЭС России”», — говорит он.

С 2004 года он интересуется и арт-рынком, в том числе «для души». Скатерщиков тогда был в поисках альтернативных рынков для инвестиций. Впоследствии он основал нью-йоркскую контору Skate's Art Market Research, которая как раз занимается финансовой аналитикой арт-рынка. Это, похоже, является для него неким прежде всего интеллектуальным увлечением, хотя он видит в арт-рынке большой потенциал: «Все газеты пишут о современном искусстве, информационное поле очень сильно за последние десять лет поменялось, что создает интересную почву для того, чтобы в современном искусстве начали кристаллизоваться бренды, имеющие потребительское качество. Херст и Кунс по этому же пути идут. Наверно, Георг и Хедвиг (Шёльхаммер и Заксенхубер. — OS) побьют меня за это: арт превращается в потребительский товар для среднего класса».

©  Предоставлено Хервигом Хеллером

Жанна Кадырова в рамках некоммерерческого проекта Galerie Knoll в рамках Viennafair

Жанна Кадырова в рамках некоммерерческого проекта Galerie Knoll в рамках Viennafair

Скатерщиков, который с российскими партнерами ныне формально контролирует 70 процентов в управляющей компании Viennafair (остальные 30 процентов в руках австрийских коллекционеров), дал понять, что пришел не ради быстрой прибыли. Обещает повысить международную видимость и привлечь больше международных коллекционеров и покупателей, хочет устроить осенью, накануне следующей Viennafair, крупный саммит с ведущими игроками «арт-промышленности». Говорит, что город может быть еще более активным «хабом» в области современного искусства: «Сейчас интересный момент, чтобы использовать стратегическую позицию Вены для более агрессивного развития здесь культурной индустрии, ориентированной на весь регион. Потому что Вена является таким общим знаменателем для всех культур региона».

Это, кстати, очень похоже на то, что говорит Борис Марте. Неудивительно — Скатерщиков называет его «духовным лидером». О конкретной программе ярмарки, однако, пока ничего не известно, в апреле ожидается следующая пресс-конференция. Посмотрим, как будет развиваться этот австро-российский проект и как смогут (или не смогут) сочетаться критическое искусство и рыночный успех.​

КомментарииВсего:2

  • degot· 2012-01-26 18:13:09
    как это мило, что четыре крупных мужика на фото затерли бедную Хедвиг.
  • zAdorno· 2012-01-26 18:52:04
    Ахтунг, Ахтунг – в небе degot!
Все новости ›