Просмотров: 17000
Светлана Баскова: «Сегодня люди, которые отстаивают собственное достоинство, вызывают большое уважение»
«За Маркса» – первый «большой» фильм художника Светланы Басковой. Он рассказывает об актуальной теме борьбы за свои права языком актуального кино. Смотрите трейлер и читайте интервью
В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительногоЧитать!
В ролях: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Сергачев Виктор Николаевич (народный артист РСФСР), Александр Ковалев, Лаврентий Светличный.
Продюсеры: Анатолий Осмоловский, «АД студия», «Сине Фантом».
За Маркса. 2011
— Ты начала снимать фильм про борьбу людей за свои социальные права два года назад, тогда это казалось очень экстравагантной темой, а сегодня стало неожиданно актуально. Сегодня протестуют все, а тогда — только рабочие, о которых никто знать не хотел (впрочем, не хочет и сегодня). Почему вообще тебе показалась интересной тема независимых профсоюзов? Для тех, кто знает твои предыдущие фильмы, это может показаться довольно экзотическим выбором.
— Да нет же, все мои фильмы всегда были про социальные проблемы.
— Да? Тогда это так не воспринималось. Казалось, что это довольно абстрактные истории на довольно абстрактные мрачные темы, во многом связанные с мрачностью современного искусства как «конца искусства».
— Нет-нет, меня всегда очень интересовал, например, переход из социализма в капитализм, к которому я до сих пор не понимаю как относиться. Я выросла в ситуации, когда меня учили, что капитализм остался в прошлом. И вот теперь я в нем живу и до сих пор не могу себе дать ответ, как жить. При этом я все время понимаю, что мы все находимся в чрезвычайно элитарном положении по сравнению с жителями страны в основном. Мы их жизни не знаем, и она для нас не реальность. Также и мои фильмы прежние — это тяжелейшие истории, но они в общем-то не круче, чем сама реальность, если мы вспомним чеченскую войну хотя бы. Вот еще что меня всегда интересовало: вот люди сидели за одной партой, один стал богатым, а другой остался бедным. Меня этот образ очень интриговал: по советским понятиям, сидеть за одной партой — это дружба навек. И во что она превращается, когда люди становятся на разные ступеньки социальной лестницы? При этом я, как и все мы, очень далека от совсем бедных слоев населения — хотя понятно, что мы все плохо жили в 90-е годы…
— Да, мне именно это кажется удивительным в твоей новой работе. Дело в том, что весь нынешний «креативный класс» в 90-е годы был довольно беден или очень беден, но при этом с самого начала считал своим долгом делать вид, что богат, и служить богатым. Считал обязательным в своих журналах по lifestyle делать вид, что все едят устриц и омаров, все ездят на Мальдивы и так далее, при том что сами сотрудники этих журналов не такие уж большие деньги получали и получают, и жизнь их была совсем не легка. Но у них это даже не вызывало недовольства. Всем очень нравилось играть в богатых, а на бедных смотреть было неприятно. Ты одна из немногих, кто взглянул в другую сторону.
— Да, но нельзя забывать, что это художественный фильм, в нем метафора, художественная задача. В реальности мы, может быть, этих людей никогда не поймем. Но я хочу показать некий образ на фоне реальных событий во время кризиса — событий, связанных с формированием независимого профсоюза. Независимого и от работодателя, и от официальных профсоюзов, которые абсолютно управляемые и не защищают права людей. Так получилось, что я действительно проехала по многим городам, у меня были встречи с людьми, я брала интервью, меня потрясли их истории, их решимость бороться за права — свои и своих товарищей. Но эти реальные проблемы я превратила в художественный фильм. Я хочу подчеркнуть, что мы можем затронуть человека только художественным, собирательным образом, снять реальность как она есть — этого недостаточно для того, чтобы отразить наше время. Это парадоксально, но это так.
— Не раскроешь ли до какой-то степени сюжет?
— В этом фильме очень много всего — когда давно не снимаешь, хочется сказать очень много. Но там есть главный герой, он страдает, мучается, он не уверен, он предает, он находится в двусмысленном положении. Там будет такое шахматное понятие — цугцванг. И вот герой в цугцванге. Это гипербола, он очень явно в такой ситуации. И мне интересно развитие этого человека, его желания, действия, возможности, взгляды. Мы, конечно, готовы сопереживать рабочим, но насколько далеко мы готовы зайти, насколько многим пожертвовать, чтобы другим людям лучше жилось? Я не уверена, что многим. А иногда мы можем своим сопереживанием только хуже сделать. Фильм, в частности, об этом.
— Я знаю, ты намекала тем, кто ждал от тебя «позитива», чтоб не надеялись. Что от чернухи ты не отошла.
— Не знаю. Фильм про пробуждение в человеке чувства собственного достоинства. На эту тему в фильме цитируют Белинского. В наше время отстаивать чувство собственного достоинства бывает опасно. И часто заранее известно, что это не приведет ни к каким результатам или только к негативным. Люди, которые идут на это, вызывают большое уважение. Это я по поводу позитива — такие люди есть.
— Кому бы ты хотела в идеале показать фильм? Я знаю, ты думала о самой широкой аудитории, и возможно даже, не московской прежде всего.
— Художник всегда пребывает в неких иллюзиях. Например, я считаю, что снимаю абсолютно реалистический фильм
Читать!
— Это интересный вопрос, и это может быть интересный социальный эксперимент.
Ссылки
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451830
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343431
- 3. Норильск. Май 1268747
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897715
- 5. Закоротило 822175
- 6. Не может прожить без ирисок 782656
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759449
- 8. Коблы и малолетки 741023
- 9. Затворник. Но пятипалый 471606
- 10. ЖП и крепостное право 407977
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403244
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370611