Герой в цугцванге.

Оцените материал

Просмотров: 17000

Светлана Баскова: «Сегодня люди, которые отстаивают собственное достоинство, вызывают большое уважение»

Екатерина Дёготь · 23/12/2011
«За Маркса» – первый «большой» фильм художника Светланы Басковой. Он рассказывает об актуальной теме борьбы за свои права языком актуального кино. Смотрите трейлер и читайте интервью

Имена:  Светлана Баскова

©  Предоставлено Светланой Басковой

Светлана Баскова

Светлана Баскова

В жанре производственной драмы в фильме Светланы Басковой рассказывается история мучительного осознания простыми людьми новой капиталистической реальности. Главные герои фильма — активисты независимого профсоюза, сталкиваясь с беззастенчивой эксплуатацией, пытаются сопротивляться, но наталкиваются на непредвиденные препятствия внутри своего коллектива.

В ролях: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Сергачев Виктор Николаевич (народный артист РСФСР), Александр Ковалев, Лаврентий Светличный.


Продюсеры: Анатолий Осмоловский, «АД студия», «Сине Фантом».

За Маркса. 2011


— Ты начала снимать фильм про борьбу людей за свои социальные права два года назад, тогда это казалось очень экстравагантной темой, а сегодня стало неожиданно актуально. Сегодня протестуют все, а тогда — только рабочие, о которых никто знать не хотел (впрочем, не хочет и сегодня). Почему вообще тебе показалась интересной тема независимых профсоюзов? Для тех, кто знает твои предыдущие фильмы, это может показаться довольно экзотическим выбором.

— Да нет же, все мои фильмы всегда были про социальные проблемы.

— Да? Тогда это так не воспринималось. Казалось, что это довольно абстрактные истории на довольно абстрактные мрачные темы, во многом связанные с мрачностью современного искусства как «конца искусства».

— Нет-нет, меня всегда очень интересовал, например, переход из социализма в капитализм, к которому я до сих пор не понимаю как относиться. Я выросла в ситуации, когда меня учили, что капитализм остался в прошлом. И вот теперь я в нем живу и до сих пор не могу себе дать ответ, как жить. При этом я все время понимаю, что мы все находимся в чрезвычайно элитарном положении по сравнению с жителями страны в основном. Мы их жизни не знаем, и она для нас не реальность. Также и мои фильмы прежние — это тяжелейшие истории, но они в общем-то не круче, чем сама реальность, если мы вспомним чеченскую войну хотя бы. Вот еще что меня всегда интересовало: вот люди сидели за одной партой, один стал богатым, а другой остался бедным. Меня этот образ очень интриговал: по советским понятиям, сидеть за одной партой — это дружба навек. И во что она превращается, когда люди становятся на разные ступеньки социальной лестницы? При этом я, как и все мы, очень далека от совсем бедных слоев населения — хотя понятно, что мы все плохо жили в 90-е годы…

— Да, мне именно это кажется удивительным в твоей новой работе. Дело в том, что весь нынешний «креативный класс» в 90-е годы был довольно беден или очень беден, но при этом с самого начала считал своим долгом делать вид, что богат, и служить богатым. Считал обязательным в своих журналах по lifestyle делать вид, что все едят устриц и омаров, все ездят на Мальдивы и так далее, при том что сами сотрудники этих журналов не такие уж большие деньги получали и получают, и жизнь их была совсем не легка. Но у них это даже не вызывало недовольства. Всем очень нравилось играть в богатых, а на бедных смотреть было неприятно. Ты одна из немногих, кто взглянул в другую сторону.

— Да, но нельзя забывать, что это художественный фильм, в нем метафора, художественная задача. В реальности мы, может быть, этих людей никогда не поймем. Но я хочу показать некий образ на фоне реальных событий во время кризиса — событий, связанных с формированием независимого профсоюза. Независимого и от работодателя, и от официальных профсоюзов, которые абсолютно управляемые и не защищают права людей. Так получилось, что я действительно проехала по многим городам, у меня были встречи с людьми, я брала интервью, меня потрясли их истории, их решимость бороться за права — свои и своих товарищей. Но эти реальные проблемы я превратила в художественный фильм. Я хочу подчеркнуть, что мы можем затронуть человека только художественным, собирательным образом, снять реальность как она есть — этого недостаточно для того, чтобы отразить наше время. Это парадоксально, но это так.

— Не раскроешь ли до какой-то степени сюжет?

— В этом фильме очень много всего — когда давно не снимаешь, хочется сказать очень много. Но там есть главный герой, он страдает, мучается, он не уверен, он предает, он находится в двусмысленном положении. Там будет такое шахматное понятие — цугцванг. И вот герой в цугцванге. Это гипербола, он очень явно в такой ситуации. И мне интересно развитие этого человека, его желания, действия, возможности, взгляды. Мы, конечно, готовы сопереживать рабочим, но насколько далеко мы готовы зайти, насколько многим пожертвовать, чтобы другим людям лучше жилось? Я не уверена, что многим. А иногда мы можем своим сопереживанием только хуже сделать. Фильм, в частности, об этом.

— Я знаю, ты намекала тем, кто ждал от тебя «позитива», чтоб не надеялись. Что от чернухи ты не отошла.

— Не знаю. Фильм про пробуждение в человеке чувства собственного достоинства. На эту тему в фильме цитируют Белинского. В наше время отстаивать чувство собственного достоинства бывает опасно. И часто заранее известно, что это не приведет ни к каким результатам или только к негативным. Люди, которые идут на это, вызывают большое уважение. Это я по поводу позитива — такие люди есть.

— Кому бы ты хотела в идеале показать фильм? Я знаю, ты думала о самой широкой аудитории, и возможно даже, не московской прежде всего.

— Художник всегда пребывает в неких иллюзиях. Например, я считаю, что снимаю абсолютно реалистический фильм , но он получается каким-то придуманным миром. Наверно, как и у любого художника, он построен на метафорах… Да, я хотела показать фильм простым зрителям, но сейчас идет стадия чернового монтажа, и я должна буду в ближайшее время отдать себе отчет — правда ли я могу это показать другим людям и они это поймут. Есть мнение, что наши кинозрители вообще не очень умные, что они любят мелодраму, сюжет. Но мы не знаем, насколько они готовы посмотреть экспериментальное кино на тему их сегодняшней жизни.

— Это интересный вопрос, и это может быть интересный социальный эксперимент.

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›