Журналист и соотечественник куратора Петера Вайбеля ХЕРВИГ ХЁЛЛЕР отыскал на биеннале нечто родное
Имена:
Иван Бражкин · Петер Вайбель
© Herwig Hoeller
Выступают комиссар биеннале Иосиф Бакштейн, директор фонда ЦУМа Светлана Марич и куратор Петер Вайбель. Ничего не слышно
22 сентября. Превью. Еще до официального открытия, которое состоится вечером, комиссар Иосиф Бакштейн и куратор Петер Вайбель выступают на пятом этаже столичного ЦУМа, где часть главной выставки. В ЦУМе серьезная проблема со звуком, но переводчице сложно еще и потому, что Вайбель в Австрии известен своим супервысоким темпом речи, а также очень своеобразным акцентом в английском языке. Короче говоря, журналисты и арт-публика просто ничего не услышали и не поняли.
После кратких бесед с разными российскими телеканалами Вайбель бегом показал свою выставку присутствующим австрийцам. Кроме заведующей отделом культуры в венском
Der Standard и вашего покорного слуги, тут не было критиков — интерес со стороны австрийских СМИ к Московской биеннале практически отсутствует. При этом куратор Вайбель — постоянный ньюсмейкер и, пожалуй, один из самых известных персонажей в области искусства в стране. Австрийская провинциализация, как мне показалось, идет полным ходом.
© Herwig Hoeller
Петер Вайбель дает интервью на фоне работы Ахмеда Огута про террористов-смертников
В России медийная ситуация совсем другая. Позже Вайбель рассказал мне, что никогда еще в течение нескольких дней он не давал такого количества интервью. В результате многие спрашивают Вайбеля, нельзя ли с ним вместе сфотографироваться. «Даже сам Иосиф Бакштейн говорит, что я куда популярнее, чем он», — удивляется Вайбель.
Читать текст полностью
23 сентября. В 5 часов вечера в австрийском посольстве. Тоже в рамках биеналле: Стелла Кесаева, глава Stella Art Foundation, получает из рук посла Австрии в России, Маргот Клестиль-Леффлер, Почетный крест Австрийской республики за вклад в науку и искусство. Австрийский президент принял соответствующее решение по представлению министра культуры. В посольстве присутствует и Александр Авдеев, министр культуры РФ, что свидетельствует о статусе Кесаевой. Олега Кулика, у которого есть какие-то делишки с одной венской галеристкой, еле-еле пустили в здание.
Накануне вручения в частной беседе культурный деятель из Австрии подвергла жесткой критике это решение: Стелла Кесаева безусловно важная фигура московского арт-мира, но ее деятельность в Австрии и с Австрией по большому счету ограничивается пока лишь несколькими, хоть и вполне достойными выставками. Может быть, в будущем Вена ожидает большего в этом плане?
© Herwig Hoeller
Стелла Кесаева принимает почетную награду
Официального и внятного объяснения о причинах вручения креста именно здесь и сейчас я в австрийском посольстве так и не получил. Неофициально рассказывали лишь, что сама Кесаева очень того хотела. И кстати: обычно подобная честь — возможный первый шаг для получения австрийского гражданства. Подобное, безусловно, учитывается при возможном запросе. Но у меня нет никакой информации насчет амбиции самой Кесаевой стать гражданкой Австрии.
23 сентября. В 9 часов вечера в частной квартире Симона Мраза, руководителя Австрийского культурного форума. Почти вся компания из посольства, однако без Авдеева и Кулика, появляется еще раз у Симона Мраза, который у себя в Доме на набережной устроил квартирную выставку. После краткого торжественного открытия (говорили Мраз и Вайбель) выступила группа якутских певиц, интересная музыка с горловым пением. К сожалению, концептуальный смысл их появления в рамках выставки (она часть специальной программы биеннале) я так и не понял. Может быть, его и не было. Среди участников мразовской выставки — преуспевающие представители молодого австрийского искусства. Но в рамках открытия я не сумел это изучить, слишком много народу, и искусство еле видно. Что, скорее всего, и есть один из признаков успеха. По крайней мере для внешней культурной политики Австрии.
23 сентября. После 10 вечера в Arthouse, это неотделанная постройка на Яузе. Самое забавное: сначала думаешь, что Squat Forum (так это называется) — настоящий андеграунд, как в Берлине в начале 1990-х годов! Но ничего подобного. «Панавто» (официальный дилер «Мерседес Бенц»), «Билайн», Laurent-Perrier — крупный капитал выступает спонсором здешних выставок. И выясняется: это некий проект для раскрутки данной недвижимости, будущего жилья для богатых. При этом тут есть хорошее и очень живое искусство. В том числе активистского плана.
© Herwig Hoeller
Выставка «АртХауз-Сквот» - никакой не сквот, а праздник на улице спонсоров
Например, политическое караоке Ивана Бражкина, который использует чужие видео политических демонстраций из всего мира и приглашает зрителя, повторило эти лозунги. В том числе там есть видео с выступлением некой пожилой женщины, которая постоянно кричит «Долой власть чекистов!» и «Россия без Путина!». Родные кадры — я сам снимал это видео в свое время на Пушкинской площади и поставил на YouTube. И оттуда Бражкин их, собственно, и взял.
Но в целом-то Arthouse должен быть поводом для дискуссии. Какова функция искусства? Лишь дешевый или бесплатный контент для раскрутки проектов недвижимости? Или слегка радикальный шик для богатых, как в ЦУМе? Вайбель, например, страшно гордится тем, что именно ангажированная работа несомненно левой Learning Film Group, о переговорах профсоюза и французского правительства в 1968 году, находится в этом храме шоппинга. Но мне показалось, что это не так уж сильно воспринимается как жесткая критика системы ЦУМа.
27 сентября. 2 часа дня, на крыше ArtPlay. Презентация первой книги Вайбеля на русском языке — «10++» (издательство «Логос»). Это сборник его программных текстов. Из-за перевода это все длится очень долго, холодно на крыше. Еще два замечания. Во-первых, интересно (и, может быть, показательно), что тот длинный текст, который графоман Вайбель специально написал для каталога биеннале, туда не вошел: он есть теперь в «10++». И, во-вторых, эта книга, как ни странно, важна для куратора и в личном плане. Тот факт, что Вайбель родился в Одессе, в Австрии долго рассматривали как мистификацию, однако это правда. И у него есть близкие родственники и в Приднестровье, и в Москве. Теперь они впервые могут прочитать его тексты. И это ему показалось очень важным: московской племяннице при встрече он обещал сразу десять экземпляров.
Фрики - в очередь!