По просьбе OPENSPACE.RU несколько авторов рассказывают, как провели биеннальную неделю. НИКИТА АЛЕКСЕЕВ сбежал с главного проекта на выставку «Заложники пустоты»
В ArtPlay (основная площадка биеннале. — OS) я толком ничего рассмотреть не смог из-за сутолоки, странной клаустрофобической архитектуры и потемок. Да, Хорн, Рихтер, Ай Вэйвэй — звезды, одним словом. А все прочее — какие-то бесконечные гаджеты-мигалки — особенно меня не убедило. Но надо сходить еще раз и посмотреть внимательнее.Читать!
***
Потом отправился я в ГТГ на выставку «Заложники пустоты» и утвердился в мысли, что из всех известных мне больших музеев именно Третьяковка наиболее верно следует пути, начертанному Лао-цзы. Ведь что говорил основатель даосизма? Не ищи истину, она тебя сама найдет, если ты следуешь пути. И что такое форма (сказал он)? Это пустота, потому что только если есть нечто пустое, в нем может возникнуть какая-то морфа.
Такая позиция и хороша, и плоха. Хороша потому, что в удачном случае в матке пустоты действительно рождается нечто волшебное и достойное. Плоха по той причине, что чаще даосизм оказывается переливанием из пустого в порожнее.
В случае «Заложников пустоты» Третьяковка, похоже, выкинула очень удачный фортель: она, будто лиса-чаровница, махнула своими девятью хвостами, и как результат — получилась очень занимательная выставка.
Впрочем, претензий к ней много. Начну с названия. Я, например, заложником пустоты себя не чувствую и не мыслю. Думаю, многие другие участники тоже скорее согласились бы не с термином «заложник», а предпочли бы «пленник», «победитель», «наблюдатель» или даже «наложник». Но ладно, соглашусь, что пустота — это террор, а мы жертвы «стокгольмского синдрома».
Понимаю я и то, что кураторы из Третьяковки поступили правильно, включив в экспозицию работы художников былых времен: надо ведь указать, что культурная пустота — это феномен, для Руси имманентный. Я считаю, что Айвазовский и Верещагин (жалко, Репина нет) здесь на месте. Они действительно пустотники, прямые предки Кабакова, Монастырского и «Медгерменевтики». Но Пукирев, Васильев, Левитан при чем? А Наталья Гончарова? Да, ее картинка называется «Пустота», но это такая пустота, что хуже воровства. Очень плотная, похожая на разноцветный пряник. А Тышлер-то, бедный, что же оказался подверстанным к пустоте? Но самый главный хит на выставке — И.В. Сталин кисти Шурпина, стоящий под полновесным небом среди колосящейся нивы.
Ладно, полнота и пустота — это одно и то же. Да и Лао-цзы с этим тоже согласился бы: «назови хоть горшком, только в печку не ставь».
Но вернусь к названию.
По-русски она называется «Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства и “пустотный канон” в русском искусстве XIX—XX веков». По-английски — Hostages of Voids. Aesthetics of Empty Space in Russian Art during XIX—XX Centuries. Разница понятна? Думаю, переводчик осознал, что «пустотный канон» не передается переводу с великого и благодатного ни на один другой индоевропейский язык, и лукаво, но точно перетолмачил пустоту на английский, размножив ее в «пустоты».
Но, повторяю, выставка вышла интересная, более того, скорее хорошая, чем плохая, и даже, возможно, это одно из самых главных латеральных событий Московской биеннале. А если учесть невероятную банальность главного проекта, то выставка «Заложники пустоты» рискует быть очень успешной.
Но я, будучи прежде всего художником, то есть человеком, как-то работающим с цветом, задался вопросом: почему там так много серого? Казалось бы, пустота должна скорее ассоциироваться с белым или черным. Но нет. На выставке как минимум 60 процентов — сероватые фотографии, серая живопись и серые рисунки. Серость — ни в коем случае не оценочное суждение, это просто по поводу хроматизма.
Итак, альбом Кабакова «На серой бумаге». Изумительная серая живопись Алимпиева. Множество черно-белых, то есть по преимуществу серых фотографий. Мраморы Осмоловского, на свежепокрашенных стенках выглядящие серыми. Ментально серая, заподлицо сделанная и очень умная инсталляция Гутова. Серое пространство «избушки» Евгения Асса. И так далее… Да и моя серия «12 возможностей серой пустоты», сделанная в этом году, но еще до того, как я узнал о «Заложниках пустоты», тоже более или менее серая.
Наверно, дело вот в чем. Серый — самый богатый цвет, в нем, как в жемчужине, переливаются все оттенки. А мы, жители невменяемой страны, опасаясь шизофренического радикализма черного и белого, ищем спасения в сером.
Читать!
Может, оно и хорошо?
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
о, если бы ты был холоден или горяч!
-
Разница кто станет президентом есть - кукловод или кукла
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452240
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343658
- 3. Норильск. Май 1270104
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897963
- 5. Закоротило 822588
- 6. Не может прожить без ирисок 785009
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762041
- 8. Коблы и малолетки 742068
- 9. Затворник. Но пятипалый 473568
- 10. ЖП и крепостное право 408332
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404580
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371698