СЕРГЕЙ СИТАР о Реме Колхасе и о том, почему выпускники «Стрелки» отнеслись к России как к корове, которую можно разве что правильно ощупать
Конкурируя со Сколково, новорожденный Институт архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка» мечтает стать локомотивом перехода России на путь инновационного развития. Год назад он начал свою работуЧитать!
Следовало ли ожидать иного? Наверное, нет, учитывая, что из поля зрения автора учебно-исследовательского плана этого премьерного года (гениального голландского архитектора-интеллектуала Рема Колхаса) с самого начала выпал, пожалуй, центральный трагический парадокс нашего времени: стремительное развитие информационных сред, увы, сопровождается не менее резким падением уровня осмысленности циркулирующих в этих средах сообщений. Из-за этого исходного пробела где-то на обочине учебно-исследовательского процесса остались сами эти информационные среды — точнее, культура как система производства значений и знаний.
Хотя «пять парадоксов» изначально анонсировались как глобальные, все студенческие работы в конечном итоге были посвящены РФ и Москве (за одиноким исключением проекта Дениса Леонтьева, рискнувшего обратиться к общемировой практике охраны наследия). В отчетных выступлениях выпускников «Стрелки» Россия характеризовалась посредством головокружительного набора статистических сводок, графиков, таблиц и «таймлайнов», включая схемы транспортных коммуникаций, диаграммы добычи сырья, финансовые потоки, функционально-территориальное зонирование, трубопроводы, доходы, климат, туризм, ВВП и т.п. Одним словом, она предстала как огромный комплекс hardware и электричества, для которого еще не написали достойного программного обеспечения. Немногочисленные (и поэтому очень приятные) вспышки интереса к культуре носили по существу ретроспективно-ностальгический и почти исключительно «интровертный» характер. На фоне изобилия сведений и формулировок многозначительно отсутствовала одна мыслительная перспектива — восприятие и понимание России как действующего участника международного культурного и политического процесса, как территории разумной и сконцентрированной не только на самой себе.
Среди множества рассмотренных сетей и процессов не нашлось места ни карте российской системы образовательных и культурных учреждений, ни анализу динамики ее сегодняшнего состояния — довольно неожиданное упущение, учитывая, например, что число высших учебных заведений с середины 90-х годов выросло в России примерно в три раза (факт отнюдь не однозначный, но, разумеется, многое определяющий). Остались непроясненными масштабные постперестроечные трансформации и нынешняя структура российских массмедиа — телевидения, радио, периодической печати, что выглядело по меньшей мере странно в стенах школы, считающей медиа частью своей специализации. Лишь в одной презентации из тридцати трех был упомянут рунет — никаких подробностей за исключением текущего числа пользователей, кстати сказать, молниеносно растущего. Быть может, рунет совершенно бессодержателен? Или его географическая структура и контент безразличны для будущего страны? Столь же необъяснимое равнодушие было проявлено к системе внешних культурно-информационных связей — импорту и экспорту умов, знаний, позиций и тенденций. Выходит, эти процессы несущественны в контексте движения к «информационной экономике»?
Last but not least, программа премьерного года «Стрелки» не смогла (или не захотела) представить Россию в качестве субъекта обширных и радикальных политических преобразований, касающихся собственно градорегулирования и территориального самоуправления. Не было предложено, в частности, ни статистики по текущей ситуации в сфере приватизации зданий, ни какой-либо сравнительной оценки недавних исторических (казалось бы) реформ в области территориального законодательства, за исключением разве что регулирования сельского хозяйства.
В чем же дело — в самой России или все-таки в избранной исследовательской оптике? Имея в виду общий «hardware’но-физиологический подход», а также тот факт, что у интеллектуального руля находились поднаторевшие в бизнесе иностранцы, на финальном просмотре трудно было отвлечься от следующей обескураживающей метафоры: заслуженные селекционеры научили молодежь правильному ощупыванию коровы перед принятием решения о покупке. Неужели многолетняя «утечка мозгов» и политические катаклизмы сделали Россию к настоящему моменту по-коровьи безмозглой?
Здесь, конечно, первым делом напрашивается аргумент в духе «постколониальных исследований»: где бы ни оказался западный европеец, он, дескать, никогда не расстается с пониманием себя в качестве «культурного эталона» и потому просто органически невосприимчив к другим ментальностям и ценностным системам. Представляется, однако, что в данном случае этот аргумент адекватен лишь отчасти, если вообще адекватен. С одной стороны, участие российских экспертов и ассистентов в программе «Стрелки» было все же заметным — и, надо сказать, именно с этой стороны в содержание общей работы пришли те составляющие, которые стоит назвать обнадеживающими. С другой стороны, команда Колхаса состояла из людей с уже абсолютно глобализированным сознанием, которых трудно считать носителями какой-либо локальной (даже в целом западноевропейской) культуры: если бы предметом рассмотрения была не Россия, а, скажем, Голландия, то результат, скорее всего, был бы тем же. Иными словами, основная проблема в том, что Колхас и приглашенные им руководители студий, при всей своей космополитичности, продемонстрировали определенную неспособность мыслить на уровне сегодняшней исторической ситуации. Поэтому, не замахиваясь на обсуждение каждого иностранного участника проекта в отдельности, полезно было бы рассмотреть культурную позицию самого Колхаса — личность которого, очевидно, послужила магнитом для формирования всей преподавательской команды.
По своей писательской напористости и уровню международного влияния Колхас — все еще неоспоримый лидер среди действующих архитекторов, своего рода «Корбюзье постмодерна». При этом модернистский вектор отрыва архитектурного сооружения от земли (исторической среды) в работах голландского гуру сохраняется и даже дополнительно усиливается: если у Корбюзье здания встают на тонкие ножки, то у Колхаса они превращаются в космические астероиды, формирующиеся уже полностью без участия гравитации, и затем неожиданно падающие на город из Стратосферы, в которой, как принято считать, обитает космополитический «золотой миллиард». Постмодернистская «приземленность» в подходе Колхаса проявляется, но довольно специфическим образом. Например, лебединой песней Корбюзье многие критики признают капеллу Нотр-Дам-дю-О в Роншане — маленькую паломническую церковь, для посещения которой приходится забираться на высокую гору. В портфолио Колхаса есть очень похожий объект — и по степени его архитектурной радикальности, и по типологии, и по минималистской эстетике, и по тому месту, которое он занимает в творческой траектории автора. Это действительно выдающееся произведение — так называемый Prada Transformer — представляет собой белый тетраэдр, составленный из четырех разных идеальных фигур, каждая из которых может служить полом для проведения различных мероприятий (для этого здание каждый раз переворачивают с помощью кранов). Но по существу Prada Transformer — это павильон для промоутерских PR-акций, изысканная дорогая игрушка, подаренная элитарному модному бренду (Prada). Думается, что из культурных предшественников, в виду вышесказанного, Колхаса правильнее было бы сравнить даже не с Корбюзье, а с великим промышленником Генри Фордом, который безостановочно думал только о своих автомобилях и заводах, однако не забывал регулярно отправлять праздничные подношения сильным мира сего. Показательно в этом смысле, что первый концептуальный манифест Колхаса — проект Exodus (или «Добровольные пленники архитектуры»), который он создал на заре своей архитектурной карьеры и по образцу которого он затем построил свой роттердамский офис, — это некая гигантская «потогонная фабрика» по непрерывному производству модернизированной пространственной среды, которая асфальтовым катком прорезает исторический Лондон и в которую толпами стекаются фанатичные адепты инновационной архитектуры.
Интимная связь колхасовского общественного проекта с постмодерном выражается, таким образом, не столько в том, что он намного глубже идеологов модернизма чувствует усиливающуюся роль концептуального мышления, дискурса и публичной коммуникации в сегодняшнем мире, сколько в том, что он видит и использует эти сферы все еще довольно ограниченно, — то есть в первую очередь не как место движения к истине или широкому социальному консенсусу, а как средство достижения власти и как инструмент одностороннего воздействия на общество и его жизнь. Этот подход поэтому нельзя квалифицировать ни как однозначно «западный», ни как «неолиберально-капиталистический», ни, наоборот, как «инерционно-социалистический» (авторитарный). В сегодняшнем контексте его скорее следует определить как «докультурный»: он бросает зоркие взгляды из системы производства значений «наружу», однако не может рефлексировать саму эту систему как фактор, определяющий присущий ему способ видения.
В заключение необходимо сделать несколько важных оговорок. Во-первых, надеюсь, что критика прозвучит конструктивно, — то есть именно как момент диалектического приближения к лучшему, а не как попытка, по выражению Ницше, «толкнуть падающего». Трудно переоценить важность введения организаторами «Стрелки» формата «исследования» в российскую архитектурно-дизайнерскую учебную практику, а также тот факт, что благодаря появлению этой площадки молодые люди получили возможность выходить к микрофону и делиться с широкой аудиторией своими соображениями об устройстве действительности. Во-вторых, среди представленных исследований были, конечно, и такие, которые, независимо от общего тренда, шли в направлении той самой «культуроцентрической» оптики, развитию которой хотелось бы пожелать удачи. К ним я бы отнес проект «Коллективный разум» Андрея Гончарова, сочетавший в себе качества остроумного software’ного изобретения, идеологической
Читать!
Автор — архитектор, критик, редактор журнала «Проект International»
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451899
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343472
- 3. Норильск. Май 1268892
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897758
- 5. Закоротило 822244
- 6. Не может прожить без ирисок 782890
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759782
- 8. Коблы и малолетки 741181
- 9. Затворник. Но пятипалый 471963
- 10. ЖП и крепостное право 408007
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403436
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370754
В текст вкралась неточность: польского студента зовут Куба Снопек.