Оцените материал

Просмотров: 3175

Комиксы в массы

Олег Киреев · 13/05/2008
Как явствует из фестиваля комиксов в галерее «М’АРC», только итальянцы еще понимают, что такое правильный комикс
Выставки в «М’АРCе» отличаются какой-то особой завершенностью. Ни убавить, ни прибавить — что роднит их с большинством глянцевых изданий. А вот я предпочитаю незавершенность — дзенские, незамысловатые штрихи и наброски, пусть даже бедные, но открытые к переделке.

Тем более если выставлена такая странная вещь, как комикс. Ведь комиксы — этот, кажется, хорошо известный, но не очень популярный жанр — занимают в обычном представлении диковатое место где-то рядом с граффити. Комиксы — это книжные иллюстрации, которые заменили собой текст. По отдельности или на своем месте в журналах они, может быть, выглядели бы неплохо. Но здесь они разбежались по стенам. Тем более что никакой внутренней логики у экспозиции не просматривалось. Это было просто собрание картинок. Картинок было очень много.

Как это получается у кураторов, я не знаю. Сколько раз я ни бывал в «М’АРCе» — хотя последний раз я был давно, прошло больше года, — от всех выставок оставалось именно такое впечатление. Надо было бы спросить, но в этот день я до кураторов как-то не дошел. Я все смотрел и смотрел на нее, на экспозицию. И, обходя этажи, решил немного поразмышлять собственно о жанре комикса.

В расхожем представлении, как оно зафиксировано, скажем, в одном недавнем фильме Тарантино, комиксы — это серии рисованных историй про воображаемых героев, например про Бэтмена или Супермена. Сказки, но с футуристически-криминальным уклоном. Хотя, оказывается, не все считают для себя обязательным отдавать дань этой памяти жанра. Русские авторы — преимущественно, надо полагать, молодые — выбирают сюжеты совершенно произвольно. Может быть, их больше интересует стиль, оформление? Здесь есть галлюциногенно-синтетические и другие манящие цвета, но мне запомнилась только исполненная в самой ненапряженной рисовальной манере серия Александра Еремина — речь в ней шла про бой авиации.

Откровенную дань памяти жанра отдают итальянцы. В итальянской экспозиции старый недобрый Супермен исполняет что-то такое в окружении разных ужастиков и готиков. Даже пресс-релиз особо подчеркивает присутствие на выставке некоего знаменитого Джузеппе Палумбо с серией Diaboliko. Любопытно. Как раз в прошлом году одна итальянка рассказывала мне, что ее когдатошний бойфренд рисует комиксы про готики и ужастики, являющиеся оборотной стороной раскованной и изящной, глянцевой светской жизни (что-то ты, Шарлин, не ответила мне на e-mail...).

Французский журнал «Ле Бук», существующий уже несколько десятков лет, представляет своего героя, тоже журналиста, Super-Дюпона, чье геройство состоит в том, чтобы «исправлять ошибки в прессе». Это симпатично. Французы не перестают изобретать героические сюжеты.

В конечном счете вопрос о стиле и сюжете решает представление автора о том, что ему кажется наиболее sexy. Невообразимо sexy мне, как и авторам из не запомнил какой страны, представляется жанр фэнтези — какие-то воины, волшебники, кони, степи в историях без начала без конца.

Что-то там было еще... Какие-то сражения, погони... Израильтяне, бразильцы... Может быть, я бы даже увлекся комиксами. Может быть, я бы даже стал их рисовать, умей я рисовать — ну, не для того, чтобы выставляться в галереях, а так, в стол.

На «минус первом» этаже галереи «М’АРC» есть бар. Когда у вас слишком замелькает в глазах, можно спуститься туда, выпить там водки. Вот что я люблю и вам советую: будете в галерее «М’АРC», спуститесь в бар, выпейте там водки.

 

 

 

 

 

Все новости ›