Много советской фотографии, гибридное искусство и лекция про корсет
Имена:
Александр Бородулин · Александр Джикия · Андрей Гордасевич · Андрей Кузькин · Аркадий Шайхет · Арсений Жиляев · Борис Орлов · Валери Стил · Валерий Щеколдин · Вика Бегальская · Вита Буйвид · Владимир Мусаэльян · Владислав Ефимов · Владислав Мамышев-Монро · Галина Мызникова · Денис Давыдов · Дмитрий Гутов · Елена Елагина · Иван Лунгин · Игорь Макаревич · Наталья Резник · Сергей Проворов · Сергей Шутов · Татьяна Ахметгалиева · Юлия Лебедева · Юрий Аввакумов
© Педоставлено Музеем «МДФ»
Ретроспектива Александра Бородулина (Часть I)
29 марта, понедельник, 19:00
Галерея искусств Зураба Церетели
Ул. Пречистенка, д. 19Выставки Месяца фотографии
Несколько проектов из области отечественной фотографии. Выставка
«Аркадий Шайхет. Начало. 1923—1927» — классика раннего советского фото, первый этап профессиональной деятельности одного из основоположников советского репортажа (главным образом для журнала «Огонек»). Приятно, что это не поверхностный обзор всего самого известного, а возможность более внимательно и подробно, почти научно исследовать один из периодов работы фотографа. Куратор — Мария Жотикова-Шайхет.
Ретроспектива Александра Бородулина (Часть I) представляет сына классика отечественной фотографии Льва Бородулина, который в СССР расценивал себя как «фотодиссидента», а в 1974 году переехал в США, где учился у крупнейших мастеров и затем работал для
Vogue,
Time и других журналов. Как нам пишут, «несмотря на сильное влияние американской гуманистической фотографии, в чем-то напоминавшей Бородулину бездумный коммунистический оптимизм, он уже в это время начинает поиски собственного пути и стиля, результаты которого объединены в работе “Последний пляж — метафизические опыты в фотографии”». В общем, интересный культурный микс. Выставку
Валерия Щеколдина «Обратная перспектива» представляет сам автор: «Старые фотографии приближают полузабытые лица, давнишние события. Разглядывая их, мгновенно перемещаешься в серебряной машине времени в случайно и мимоходом запечатленное время и снова переживаешь его. Из настоящего прошлое видится в обратной перспективе: то, что казалось ранее несущественным, приобретает решающее значение, а то, что мнилось важным и несокрушимым, рассыпается в прах». Проект
Андрея Гордасевича «Удвоение. Париж. 2004—2009» монтирует пары снимков, сделанных в Париже, по принципу свободных авторских ассоциаций.
29 марта, понедельник, 19:00
ЦСИ «Винзавод», Цех красного
4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6Символы эпохи. Наша история. 1920—1991
© Фотохроника ТАСС / Предоставлено ЦСИ ВИНЗАВОД
Сергей Метелица. Церемония торжественного закрытия XXII Олимпийских игр на Центральном стадионе имени В.И. Ленина
Первая выставка совместного проекта «Винзавода» и ИТАР-ТАСС «Хроника ХХ века в фотографиях» (всего будет четыре выставки). Около 140 снимков, созданных известнейшими советскими фотожурналистами ТАСС в период с 1920-го по 1991 год. Политики, деятели культуры, спорт, наука, праздничные демонстрации, война, целина, Заполярье, БАМ, спутник и т.д. Остальные выставки будут посвящены чему-то менее политическому (советскому быту), но и эту выставку ее устроители опасаются называть политической. Говорят, тут можно будет просто посмотреть, как все было. «Это история нашей страны, которую не изменить и которой мы должны гордиться», — говорит руководитель ЦСИ «Винзавод» Софья Троценко, но звучит это, если вдуматься, довольно противоречиво. На открытии выступит среди прочих Владимир Мусаэльян — спецкорреспондент Агентства «Фото ИТАР-ТАСС», личный фотограф Брежнева на протяжении 13 лет.
По 25 апреля
Читать текст полностью
29 марта, понедельник, 19:00
Галерея pop/off/art
Ул. Радио, д. 6/4
Вика Бегальская. Импрессионизм с фигой в кармане
© Галерея Pop/Off/Art
Вика Бегальская. Сонная Лощина. 2009
Выставка живописи, за которой последует еще другая («Дрим-цу-цу»), где помимо картин будут видеопроекции. Обещаны раскованность манеры, пастозность, размытость, отвязанность, свобода, непринужденность, декоративность, отсутствие сюжета и прочая расхлябанность.
31 марта, среда, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19А
Лекция Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура»
© Центр Современной Культуры «Гараж»
В рамках программы об утопии; выступает один из начинателей этого движения — архитектор, художник, куратор. В 1980-х годах в Советском Союзе «поколение молодых, талантливых архитекторов стало посылать свои разработки на заграничные архитектурные конкурсы, не имея возможности реализовать свои идеи внутри страны. В результате деятельность этого круга авторов, объединенных желанием создавать архитектуру как искусство, стала своего рода творческой лабораторией, в которой создавались проекты, опережающие свое время».
31 марта, среда, 19:00
Галерея «На Солянке»
Ул. Солянка, д. ½, стр. 2
Выставки Месяца фотографии
© Педоставлено Музеем «МДФ»
К выставке «Время внутри нас. Россия, Греция, Турция»
Выставка «Время внутри нас. Россия, Греция, Турция» (кураторы Ольга Свиблова, Вангелис Иоакимидис, Энгин Озендеш). А также проекты Татьяны Ахметгалиевой «Счастливое детство» (инсталляция), Юлии Лебедевой «Место. High Flight» (видео) и Натальи Резник и Дениса Давыдова «Виртуальные знакомства».
31 марта, среда, 20:00
Клуб «Сине Фантом» в кинотеатре «Пионер»
Кутузовский пр-т, д. 21
Смятение. Программа видеоработ группы «Провмыза»
© Provmyza / Предоставлено Сине-Фантом
Provmyza. «Капель», кадр из видео. 2009
«Провмыза» (Галина Мызникова, Сергей Проворов) — известный дуэт видеохудожников, работающий в стиле высокобюджетного сложного кинематографического нарратива с большой претензией (а-ля поздний Билл Виола, чтобы было понятнее). «Нас часто интересуют физические трудности и эмоциональные переживания героев. Связь между внешним и внутренним состоянием, проблемы другого сознания… Можно сказать, что все более ярко просматривается некий психологический слой: работы стали напоминать невербальное психологическое исследование. Во всем этом есть экзистенциальная проблема диалога и понимания». Не обессудьте, это авторы говорят. Лично мы слово «экзистенциальное» вообще не употребляем.
1 апреля, четверг, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19А
Беседа «Мода на искусство»
© Центр Современной Культуры «Гараж»
Выступает Масуд Гольсорхи (Masoud Golsorkhi), главный редактор британского журнала TANK. Соорганизаторы — Британский совет и журнал «12/24». Журнал TANK — независимое издание о дизайне и моде.
2 апреля, пятница, 19:00
«Открытая галерея»
Трубниковский пер., д. 22, стр. 2
Мужское начало
Пятнадцать художников обоего пола выскажутся о мужчинах и их ценностях. Правда, концепция выставки, как мы ее поняли (гендерная критика позиционирования исключительно женщины как какого-то отступления от нормы), безнадежно устарела, но посмотрим. Может, там вообще не про это — говорят, про какие-то стрелялки и шпаги. Среди участников — Вита Буйвид, Александр Джикия, Владислав Ефимов, Андрей Кузькин, Иван Лунгин, Игорь Макаревич, «МишМаш», Сергей Шутов и, конечно, Владислав Мамышев-Монро.
По 10 мая
2 апреля, пятница
Арт-центр «Ветошный»
Ветошный пер., д. 13/15
Lexus. Hybrid Art
© Предоставлено BOOMBOOM
Loop.pH. Sonumbra
Как нам сообщают, это выставка искусства будущего. Работы участников и призеров крупнейших мировых фестивалей медиаискусства — Transmediale (Берлин), Ars Electronica (Линц), а также таких выставок цифрового искусства, как DECODE: Digital Design Sensations (Музей Виктории и Альберта, Лондон), Elastic Mind (МоМА, Нью-Йорк). Кураторы — Ольга Барковская и Анна Беляева, куратор дискуссионной программы «Институт идей» — Дмитрий Булатов. Для тех, кто хочет познакомиться с его представлением об искусстве будущего (гибридном искусстве, размывающем традиционные границы между живописью, скульптурой, кино, перформансом, архитектурой и инсталляцией), посещение обязательно. Внимание: всего три дня.
По 4 апреля
2 апреля, пятница, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19А
Лекция Валери Стил «Моделирование тела»
На самом деле лекция называется «Корсет. Моделирование тела». Валери Стил (Valerie Steele) — историк моды, директор и главный куратор музея Института технологии моды (Нью-Йорк), автор нескольких книг. Корсет давно интригует исследователей. «Почему на протяжении четырех столетий женщины продолжали носить корсеты с ребрами из стали или китового уса? И почему, в конце концов, перестали?» Смысл ношения корсета в разные времена. Соорганизатор — журнал «Теория моды»
3 апреля, суббота, 15:00
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19А
Дискуссия «Фантомная ностальгия — был ли СССР утопией?»
{-tsr-}«В ностальгии по СССР сегодня готовы признаться как левые интеллектуалы, так и представители официальной и массовой культуры, хотя объекты их ностальгии принципиально различны. Был ли опыт СССР единой утопией или последовательностью сменяющих друг друга и конкурирующих проектов? И не является ли наша нынешняя ностальгия по советскому миру ностальгией по никогда не реализованным идеям и даже идиллическим образам, созданным советской пропагандой?» Участники — художники Дмитрий Гутов, Арсений Жиляев, Елена Елагина, Игорь Макаревич, Борис Орлов. Модератор — критик Ирина Кулик.