Девять «прогрессивных художников» и один Александр Дейнека
Имена:
Александр Дейнека · Александр Флоренский · Алина Гуткина · Алла Нехайчик · Андре Ланской · Андрей Безукладников · Андрей Гозак · Анна Броновицкая · Анри Картье-Брессон · Антон Гинзбург · Арсений Жиляев · Борис Григорьев · Викентий Комитски · Виктор Алимпиев · Владимир Седов · Григорий Ревзин · Евгений Асс · Елена Гонсалес · Иван Пуни · Игорь Чубаров · Константин Коровин · Ксения Перетрухина · Ладо Дарахвелидзе · Леопольд Сюрваж · Лизи Раскин · Марк Шагал · Мартин Брицелж · Мартина Франк · Мстислав Добужинский · Наталия Броновицкая · Нежа Томсич · Николай Лызлов · Ольга Флоренская · Павел Челищев · Паоло Роверси · Питер Линдберг · Сара Мун · Сергей Ткаченко · Фриц Ланг · Эллиотт Эрвитт · Юрий Анненков · Юрий Волчок · Юрий Пальмин · Яков Каждан
© Предоставлено Дизайн-центром Art Play
Синие носы. Игры Баренц-разума
16 марта, вторник, 17:00
Дизайн-центр ArtPlayPan-Barentz
Групповая исследовательская выставка про новое геополитическое пространство «Баренцев регион», образованное в 1994 году. Искусство, архитектура, урбанистика и политика. Как нам сообщают, это про «нефтяную сказку», глобальное потепление и пограничные споры. Кураторы: Люба Кузовникова (кураторский коллектив Pikene på Broen), Øystein Rø и Espen Røyseland.
Среди участников — «Синие носы», Ольга и Александр Флоренские, а также Общество любителей живописи и рисования города Рованиеми, Университет Тронхейма и прочие организации. В программе открытия — перформансы художников из Осло и даже Мадрида. Выставка является частью III Баренц-триеннале современного искусства.
По 27 марта
16 марта, вторник, 18:00
Государственная Третьяковская галереяАлександр Дейнека
© Предоставлено ГТГ
Александр Дейнека. На стройке новых цехов. 1926
Большая ретроспектива выдающегося советского живописца, которого, говорят, собираются представить как великого русского.
По 23 мая
16 марта, вторник, 18:00
Галерея «Риджина»Виктор Алимпиев. Неслучайность
© Предоставлено галереей «Риджина»
Виктор Алимпиев. Не больше, чем два (фрагмент). 2009
Новая выставка художника галереи.
По 17 апреля
16 марта, вторник, 19:00
Центр современной культуры «Гараж» Круглый стол «Недостроенный рай. Советский модернизм в зеркале лужковского постмодерна»
Круглый стол посвящен советской модернистской (мы, впрочем, скорее сказали бы «неомодернистской») архитектуре (1955—1985), которая так ненавистна московским городским властям, а нередко и жителям, в то время как профессиональное архитектурное сознание, как нам пишут, «пережило отчетливую эволюцию и сегодня видит в этом архитектурном наследии чистоту линий и замыслов, связь как с современной мировой архитектурой, так и с русским конструктивизмом. Является ли этот взгляд реакцией на архитектуру нового русского капитализма, исторической аберрацией или же подлинным прозрением?». Участники: Наталия и Анна Броновицкие, Андрей Гозак, Юрий Волчок, Евгений Асс, Григорий Ревзин, Владимир Седов, Елена Гонсалес, Николай Лызлов, Сергей Ткаченко. Фотографии: Юрий Пальмин. Модератор — Николай Малинин.
Читать текст полностью
17 марта, среда, 18:00
«Восточная галерея»
Алла Нехайчик. На расстоянии
© Предоставлено Восточной галереей
Алла Нехайчик. Биатлонист. 2010
В рамках программы выставок консервативной неореалистической живописи — работы художницы из Минска. Как нам пишут, «ее московский проект "На расстоянии" складывается в торжественную мизансцену, где в качестве безмолвных героев выступают гигантские шарообразные мотки… их аранжировка в инсталляционном пространстве придает смотанным клубкам почти метафизический смысл»… Вот какие дела, представляете?
По 18 апреля
17 марта, среда, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Лекция Игоря Чубарова «Конец утопии и начало идеологии: что остается от искусства, когда эстетические утопии осуществляются в социальной реальности»
Философ Игорь Чубаров полагает, что «художественные практики конструктивизма и комфутуризма могли быть адекватны только ситуации перманентной революции или реальности коммуны. Но к 1930-м годам в Советской России начали прорастать тенденции авторитарной политики и государственного капитализма, что поставило левоавангардные эстетические доктрины в двусмысленное положение — заставив выполнять несвойственные им идеологические функции».
18 марта, четверг, 19:00
Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставки Московского месяца фотографии
© Henri Cartier-Bresson / Magnum photos
Анри Картье-Брессон. Тоскана, Италия. 1933
Одна из основных площадок фестиваля. Как всегда, сразу много проектов; как всегда, это самые популистские выставки (очень знаменитых авторов и/или с портретами разного рода звезд и т.п.), часто они связаны с фотографами агентства «Магнум», плюс — и это тоже уже традиция — выставка одного хорошего отечественного мастера, который с ужасом озирается на своих соседей, будучи совершенно из другой оперы. Итак: выставка Анри Картье-Брессона «Фотограф», куратором которой выступил Робер Дельпир, и фильм Сары Мун, посвященный этому самому Роберу Дельпиру («Робер Дельпир. Человек, показывающий картинки»), издателю книг по фотографии. Ретроспективы Мартины Франк и Эллиотта Эрвитта, фотопортреты Питера Линдберга и Паоло Роверси. В рамках выставки будет представлен новый проект Роверси, созданный специально для книги Martini Gold Collection, да-да, для того самого Мартини, который всем нам так хорошо знаком, да еще с Владой Росляковой в главной роли, да, вы не ошиблись, с самой Владой, а если вы не знаете, кто это такая, то сходите на «Википедию» и посмотрите! А для тех, кого это не впечатлило, — ретроспектива выдающегося отечественного автора Андрея Безукладникова «Прозрачное время», которая уже показывалась на родине художника в Перми.
По 18 апреля; выставки Паоло Роверси и Петера Линдберга — по 26 июня
18 марта, четверг
GMG-галерея
FQ-Test
© Предоставлено GMG-галереей
Яков Каждан. I WASH MY HANDS, серия скульптур. 2009
Довольно амбициозная групповая международная выставка на определенную тему, что у нас бывает редко. FQ-Test — это тест коэффициента свободы в современных обществах, используемый властью для определения необходимого уровня контроля. То есть здесь пахнет Мишелем Фуко, вы правильно поняли. Выставка куратора Андрея Паршикова представляет девять молодых прогрессивных (так и написано, честное слово) художников из России, США, Восточной Европы и Грузии (это Антон Гинзбург, Яков Каждан, Ксения Перетрухина, Арсений Жиляев, Алина Гуткина, Ладо Дарахвелидзе, Викентий Комитски, Нежа Томсич и Мартин Брицелж, работающие вместе, и Лизи Раскин). Некоторые проекты художников новые, другие московский зритель мог уже видеть, но в другом контексте. И еще дальше написано, что этим интернациональным составом «удается продемонстрировать универсальность художественного языка выбранных русских художников и, соответственно, универсальность и интернациональность новой художественной политики галереи». Вот как легко пресс-релиз переходит в ненавязчивую рекламу галереи!
По 30 апреля
19 марта, пятница, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Кинопоказ фильма «Метрополис»
Классическая лента Фрица Ланга (1927) предваряется вступительной лекцией Александра Кулиша. В рамках проекта об утопиях.
20 марта, суббота, 17:00
Центр современной культуры «Гараж»
Круглый стол «Утопия и литература»
Модератор — Борис Куприянов.
20 марта, суббота
Галерея «Наши художники»
Парижачьи
© Предоставлено Галереей «Наши художники»
Юрий Анненков. Вид на Париж из Медона. 1920-e
Выставка на тему «Париж глазами русских художников в первой половине ХХ века», творчество в основном художников-эмигрантов первой волны, столь дорогих сердцу (да и кошельку) новой русской буржуазии. Юрий Анненков, Борис Григорьев, Добужинский, Коровин, Ланской, Маревна, Пуни, Челищев, Шаршун, Сутин, Шагал, Леопольд Сюрваж и многие другие. «Париж принял многих за своих, разместил их произведения в галереях и музеях, сохранил бесценный пласт русской культуры, который теперь исторически связывает ее дореволюционный расцвет с новыми течениями, возникшими в советском полуподполье в шестидесятые годы». Каталог на русском и французском языках со статьями В. Ермаковой и профессора Рене Герра.
По 20 мая