«Квазимир Мухлевич и другие». А также: начинается фотобиеннале, продолжаются дискуссии про утопию, заканчивается программа выставок об абстракции
Имена:
Алиса Иоффе · Владимир Любаров · Евгений Гор · Елена Петровская · Ксавье Жюйо · Никита Алексеев · Николай Изволов · Олег Яковлев · Рена Эффенди · Сергей Ситар
© Предоставлено Фондом общества поощрения художеств
Никита Алексеев. Посвящается Олегу Яковлеву. 2007
К выставке «Квазимир Мухлевич и другие»
9 марта, вторник, 19:00
Центральный Дом архитектора, Большой зал
Гранатный пер., д. 7Лекция Ксавье Жюйо «Пространственные эксперименты в приложении к градостроительным проектам. Архитектурная школа "Париж Ля Вилетт"»
Вопрос ставится так: «Остатки индустриального наследия представляют собой огромную материальную базу. Нужно ли нам будет все эти громадьё для построения новых энергетических полей и новой пространственной динамики?» Будут показаны три примера ответа — французский город Шалон-сюр-Сон, город Кальви на Корсике и венецианский Арсенал. Ксавье Жюйо — профессор, преподаватель пластических искусств в Архитектурной школе «Париж-Ля Вилетт», специалист по «городским и сельским интервенциям», что может быть интересно не только архитекторам, но и художникам. Вход на лекцию свободный, нужна предварительная регистрация на
[email protected].
10 марта, среда, 18:00
Guelman projects
Ул. Малая Полянка, д. 7Алиса Иоффе. SUPERWEISS
Заключительная выставка кураторского проекта Евгении Кикодзе «Черные работы» — «исследования возможностей и ограничений современной нефигуративной живописи». В рамках программы прошли выставки Давида Тер-Оганьяна,
Виктора Алимпиева, Владимира Логутова и других авторов. На последней выставке «зрителям представится возможность вспомнить визуальные откровения
Марка Ротко и жесткую дилемму, поставленную относительно метафизики белого цвета
Ильей Кабаковым».
10 марта, среда, 19:00
Государственный музей современного искусства Российской академии художеств
Гоголевский б-р, д.10Выставки VIII Международного месяца фотографии
© Роберт Вано
Роберт Вано. Самолет, Прага. 1992
Открывается VIII Международный месяц фотографии «Фотобиеннале-2010». Выставки будут сгруппированы вокруг трех тем:
Vive la France! (напоминаем, идет Год Россия — Франция), «Ретроспективы» и «Перспективы».
Сладкие сны памяти. К 40-летию Международного фестиваля «Фотографические встречи в Арле» — один из центральных проектов, он рассказывает об истории важнейшего фотографического фестиваля мира. Кураторы Кристиан Кожоль, Жан-Жак Нодэ, Катрин Филиппо, Франсуаза Рисс говорят: «Для этого проекта нам потребовались фотографии из архивов, документы, проекции, звук, видеозаписи, целый аппарат для того, чтобы помочь самим себе вспомнить, а другим рассказать о проделанной работе — от эпического дебюта до масштаба сегодняшнего дня. Чтобы рассказать, насколько важным был для нас Арль, как нам было весело, чему мы научились и сколько получили от этого удовольствия. Мы выбрали такой свободный и веселый способ сообщить всем, что хотели бы продолжать в том же духе…». Выставка
Роберта Вано «Платиновая коллекция» представляет фотографа словацкого происхождения (р. 1948), ныне живущего в Нью-Йорке и работающего для модных журналов. На выставке — его работы в технике платиновой фотопечати. Выставка
«Десять фотографов» посвящена пятидесятилетнему юбилею шведского коллектива независимых фотографов, объединившихся в 1958 году. «Все они были многосторонними пионерами, работая почти во всех направлениях профессиональной фотосъемки, делая фильмы, передачи для телевидения, иллюстрируя и выпуская книги. Они изучали фотографию, преподавали ее и писали о ней». Звучит довольно интересно.
По 4 апреля
10 марта, среда, 19:00
Фонд общества поощрения художеств, Галерея на Вспольном
Вспольный пер., д. 3Олег Яковлев, Никита Алексеев. Квазимир Мухлевич и другие
© Предоставлено Фондом общества поощрения художеств
Олег Яковлев. 1973-1977
Выставка двух художников: хорошо известного на московской арт-сцене Никиты Алексеева и его друга, известного только узкому кругу профессионалов Олега Яковлева, который эмигрировал во Францию из СССР в 1977 году и с тех пор в Москве не выставлялся. Никита Алексеев, который был инициатором этого проекта, покажет свою серию «Посвящается Олегу Яковлеву» и три серии Яковлева, среди которых «Квазимир Мухлевич» (1973—1977). Яковлев с его лаконичными, «детскими» экспериментальными рисунками обещает стать настоящим открытием.
По 10 апреля
Читать текст полностью
10 марта, среда, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19А
Лекция Елены Петровской «Мыслительные практики утопии»
Речь пойдет о следующем: «В каком смысле можно сегодня говорить об утопии? Что это — литературный жанр или некая мыслительная практика, позволяющая преодолевать стереотипы настоящего? Почему утопическая литература поражает нас своими сухостью и аскетизмом? Что значит будущее как иная темпоральность и обязательно ли понимать его в соответствии с линейной схемой времени?» Будут проанализированы тексты Фредрика Джеймисона, Жака Деррида и Вальтера Беньямина. На все лекции в «Гараже» вход свободный.
11 марта, четверг, 18:00
Мытищинская картинная галерея
Мытищи, Новомытищинский пр., д. 36/7
Искусство, «правящее» мир
© Предоставлено ГЦСИ
Сергей Шутов. Границы галактики на замке. 2003-2004
Выставка Государственного центра современного искусства, кураторы — Ирина Горлова, Мария Удовыдченко. На выставке показаны «различные проекты “переустройства” мира и человека. От утопических концепций до реальных конструкций, от рецептов “индивидуального”, “тихого” счастья — до коллективных сеансов терапии». Работы из коллекции ГЦСИ: Виктор Алимпиев и Мариан Жунин, Константин Батынков, Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев, Аня Желудь, Франциско Инфанте и Нонна Горюнова, Хаим Сокол, Леонид Тишков и Борис Бендиков, Сергей Шутов, группа «Синий суп».
По 4 апреля
11 марта, четверг, 18:00
Галерея АЗ
Староконюшенный пер., д. 39
Евгений Гор. ZOOM
© Предоставлено Галереей АЗ
Евгений Гор. ZOOM
Инсталляции, объекты, графика московского художника (р.1950). Проекты созданы «по принципу сопряжения несопоставимых масштабов, географии земной и сакральной, той, что вдохновлена темами средневековых богословов, символами Каббалы, учениями религиозных философов». Сергей Хачатуров полагает, что «желание художника Евгения Гора увидеть божественную логику связи всех элементов и сущностей мира в чем-то наследует учению Раймунда Луллия, который доверял разуму в его способности логически познавать фигуры истины и считал, что общие понятия обладают собственным бытием».
По 21 марта
11 марта, четверг, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19А
Лекция Сергея Ситара «Эротические аспекты архитектурных утопий от Филарете до Superstudio»
Вот что нам сообщают: «Архитектурный утопизм родственен философии в том, что он обращается к постановке наиболее общих вопросов и предлагает наиболее радикальные альтернативы сложившимся взглядам. При этом, если философия подвергает сомнению взгляды, закрепленные в форме понятий и суждений, то утопическое проектирование стремится “торпедировать” стереотипы, воплощенные в системах вещей и пространств. Но как далеко простирается эта “пространственная автономия” визионерской архитектуры? И насколько она все же остается зависимой от логико-дискурсивного горизонта, от его исторической конфигурации?» И несколько проще: «Автор лекции предлагает проследить, каким образом в европейском утопическом воображении разных эпох отражалась и выражалась эволюция сексуальности, гендерных различий и этических диспозиций».
11 марта, четверг, 19:30
Gallery.Photographer.ru
4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6 (ЦСИ Винзавод)
Рена Эффенди. Линия жизни
© Предоставлено Gallery.Photographer.ru
Женщина-фермер в деревне Тифник в двух километрах от нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Эрзурум, Турция. 2007
Вторая выставка известного, хотя и еще совсем молодого социального фотографа из Азербайджана. Проект — «результат путешествий автора по территории Азербайджана, Грузии и Турции, вдоль нитки трубопровода длиной 1700 км. Проект исследует изменения в жизни стран, затронутых развитием нефтяной индустрии. Центральный персонаж истории — Труба — в кадре не появляется. Она показана через портреты людей, чья жизнь разрезана трубопроводом на “до” и “после”, через бедные интерьеры, через образы изгаженной окружающей среды. Рена Эффенди показывает реальность, далекую от глянцевой картинки с корпоративных календарей нефтяных гигантов. Она противопоставляет образы “нового Баку” с его роскошными апартаментами и обеспеченными жителями — историям людей, оставшихся за бортом нефтяной лихорадки, ведущих ежедневную битву с нищетой». Уникальный для нашей страны пример осмысленной политической фотографии, которая имеет закономерный успех на территории современного искусства. Одновременно — презентация книги «Линия жизни. Хроники несбывшихся надежд». А 12 марта в 19 часов — беседа автора с критиком Валентином Дьяконовым (по предварительной записи).
По 11 апреля
12 марта, пятница, 19:00
Галерея «Дом Нащокина»
Воротниковский пер., д. 12
Владимир Любаров. Едоки
Для любителей национального китча, примитива, кэмпа, измученных разного рода концептуализмом. «Вот уже около 20 лет работает Владимир Любаров над своим живописным циклом “Страна Перемилово”. Это страна, созданная воображением художника… Любаровские герои живут на полотнах художника полноценной, самодостаточной жизнью: выпивают, смотрят на звезды, любят своих жен и чужих девушек, пляшут, поют хором, время от времени пускают красного петуха, иногда работают». Но на сей раз они только едят. И выпивают, разумеется.
По 11 мая
12 марта, пятница, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19А
Лекция Николая Изволова «Западноевропейский киноавангард»
Будут показаны фильмы западноевропейского авангарда, известные в СССР (они были показаны в 1926 году благодаря стараниям Ильи Эренбурга).
13 марта, суббота, 17:00
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19А
Искусство после будущего. Дискуссия
{-tsr-}Участники — Сергей Братков, Дмитрий Гутов, Диана Мачулина, Хаим Сокол, Арсений Жиляев. Модератор — Станислав Шурипа, художник, историк искусств, преподаватель Института современного искусства. Вот что нам сообщают: «Сегодня все более заметно перенацеливание утопических ожиданий в прошлое. Прошлое все больше видится как “бывшее будущее“, а настоящее — как “будущее прошлое“. Этот ретроутопический поворот сопровождается ростом интереса к фрагментарному, все большую важность обретают эстетика разочарования и археологическое сознание. Является ли эта ситуация только моментом в прогрессивном развитии или это проявление тектонических сдвигов в культуре? Следует ли современному искусству искать потерянное будущее?»