«Гараж» вновь открывается – на этот раз с грандиозной программой про утопию. Новое фотопространство на «Красном Октябре»
Имена:
Алексей Каллима · Андрей Филиппов · Виктор Давыдов · Джон Тенниел · Михаил Косолапов · Никола Овчинников
© Предоставлено ЦСИ ГАРАЖ
К выставке «Футурология / Русские утопии». Илья Коробков. К радости... Кадр из видео. 2009
2 марта, вторник, 18:30
Челябинск, галерея современного искусства «ОкNо»
Пр-т Ленина, д. 76
© Предоставлено галереей ОкNо
Виктор Давыдов. Фотодокументация перформанса «Семь дней из жизни птиц». 1991
Виктор Давыдов. Жизнь как перформанс с перерывом на сон
В рамках проекта «Актуальные художники и арт-практики 1980—1990-х гг. на Урале. Дайджест» — выставка художника, стоявшего у истоков уральского видео. Живопись, видео, фото- и видеодокументация перформансов и акций. В 1990-е годы в Екатеринбурге Виктор Давыдов входил в круг художников объединения «Атомная провинция» Анатолия Вяткина и Сергея Павлушина и был одним из лидеров медиалаборатории «Студия Ю-7». «В основе многих произведений Виктора Давыдова тех лет лежит визуальный или словесный каламбур. Художник чувствителен к двусмысленным и смешным явлениям в повседневной жизни, в отношениях между людьми. Для его работ важен прежде всего социально-культурный контекст». Куратор — Марина Соколовская (Екатеринбург).
По 19 марта
3 марта, среда, 19:00
Государственный центр современного искусства
Ул. Зоологическая, д. 13, стр. 2Группа «Капитон». Творческая встреча
Обещаны участники культовой группы: Андрей Монастырский, Вадим Захаров и Юрий Лейдерман. Группа возникла в 2008 году и недавно издала книгу диалогов — первую в новой серии «Библиотека московского концептуализма».
3 марта, среда, 19:00 (для прессы с 17:00)
Особняк Спиридонова
Малый Гнездниковский пер., д. 9/8«Алиса в Зазеркалье». Оригинальные гравюры Джона Тенниела
© Предоставлено InArtis
«Алиса в зазеркалье». Оригинальные гравюры Джона Тенниела
Полный набор из 50 ксилографических иллюстраций художника Джона Тенниела и граверов братьев Дэлзиел. Печать 1988 года с оригинальных самшитовых досок 1870-х годов. Это единственный тираж (250 экземпляров) с оригинальных досок, так как для книжных изданий еще в XIX веке решили использовать гальванопластику, что ухудшило качество детализации. Сегодня можно разглядеть Алису и прочих персонажей в подробностях. Организатор выставки — галерея авторской тиражной графики
InArtis.
По 28 марта
Читать текст полностью
4 марта, четверг, 12:00 — пресс-конференция, 20:00 — открытие
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19 А
Футурология/Русские утопии
© Предоставлено ММСИ
Казимир Малевич. Супрематическая композиция с черным крестом. 1920-1922
Должно быть, самое заметное художественное событие нынешней весны: две большие выставки об утопии в русском искусстве, два взгляда на одну проблему. «Футурология» сделана французским куратором Эрве Микаэлоффом и демонстрирует влияние Казимира Малевича (в том числе его поздней живописи — иностранцы ее наконец-то заметили и признали) на актуальную сцену. Помимо самого Малевича, здесь будут представлены Сергей Бугаев (Африка), Виктор Алимпиев, Петр Белый, Сергей Братков, Илья Гапонов и Кирилл Котешов, Electroboutique, Ольга Киселева, Ирина Корина, Диана Мачулина, Андрей Молодкин, Павел Пепперштейн, Иван Плющ, Recycle, Айдан Салахова и Ольга Чернышева.
«Русские утопии» — кураторами этого проекта выступили Юлия Аксенова и Татьяна Волкова — посвящены утопическому проектированию в русском искусстве. Эта выставка состоит из двух частей, которые будут представлены последовательно. Первая — «Посвящения. На руинах великих утопий» — представляет революционный авангард и социалистический проект как утопии; здесь будут работы, комментирующие эти проекты. Вторая часть — «Будущее отсюда» — о теме будущего в творчестве молодых художников. Участников множество: АВС, Вячеслав Ахунов, Юрий Аввакумов, Кирил Асс и Анна Ратафьева, Александр Бродский, Дмитрий Булатов и Алексей Чебыкин, Алексей Булдаков, Дмитрий Булныгин, Дмитрий Гутов, Арсений Жиляев, «Инспекция “Медицинская герменевтика”», Макаревич & Елагина, Алексей Каллима, «Куда бегут собаки», Олег Кулик, Илья Коробков, Валерий Кошляков, Андрей Кузькин, «Облачная комиссия», «Обледенение архитекторов», Борис Орлов, Дмитрий Пригов, Николай Полисский, ПГ, «Синие носы», Авдей Тер-Оганьян, Хаим Сокол, Наталья Стручкова, Стас Шурипа и Сергей Шутов.
© Предоставлено ЦСИ ГАРАЖ
Николай Полисский. Границы Империи. 2001-2007
К своему очередному открытию после долгого закрытия «Гараж», как нам сообщают, расширил кафе, усовершенствовал кинозал и магазин. На выставках предусмотрена большая лекционная и дискуссионная программа, она начнется буквально на следующий день, 5-го (см. ниже). 4 марта вернисаж по приглашениям, хотя и не VIP-VIP-VIP (последний накануне — 3 марта).
«Футурология» по 23 мая
«Русские утопии», часть первая («Посвящения. На руинах великих утопий») — по 3 апреля «Русские утопии», часть вторая («Будущее отсюда») — с 16 апреля по 23 мая
5 марта, пятница, 17:00 — пресс-конференция, 19:00 — открытие
«Красный Октябрь»
Берсеневская наб., д. 6, стр. 3
Проекции реальности: столкновения с [не]знакомым
© Предоставлено Фондом «Объективная реальность»
Тим Хезерингтон. Спящие солдаты. 2007-2008
Фонд «Объективная реальность» представляет выставку документальных мультимедийных проектов, то есть, другими словами, выставку документальных и репортажных фотографий, которые фотографы сегодня (не находя спроса в прессе) часто показывают в виде слайд-проекций, видео и т.п. на различных фестивалях, не входя, тем не менее, в мир современного искусства. Можно считать это некоей новой формой журналистики, а можно — уступкой «обществу спектакля» и регрессом к развлекательной мелькающей картинке. Как бы то ни было, подобная экспозиция считается нетрадиционной для фотографии, и кураторы полагают, что идут на риск. Проекты более чем двадцати авторов — многоканальные видеоинсталляции, веб-проекты и интерактивные документальные фильмы (хотелось бы понять, что это значит: можно изменить судьбу героев; если нет, тогда это не называется «интерактивные»). Среди авторов — Тим Хезерингтон, Бренда Энн Кеннилли (это двое — победители World Press Photo), Алекс Майоль, Юрий Козырев, а также студия Magnum In Motion и мультимедийная редакция The New York Times. Также представлены, как нам сообщают, ранние опыты в сфере интерактивной журналистики Дэниэла Мeдоуза и ряд проектов молодых авторов из России и СНГ. Устроители позиционируют это все как «авангардное направление визуального повествования». «Авторы выставки — современные рассказчики, одинаково свободно оперирующие средствами фотографии, журналистики и режиссуры, стремящиеся выйти за рамки традиционных средств визуальной выразительности». Кураторы — Лиза Фактор (Россия) и Джеймс Велфорд (США). Фонд «Объективная реальность» проводит образовательную программу, в рамках выставки 6—7 марта выступят Тим Хезерингтон, Бренда Энн Кеннилли, Бьярке Мирту, Самюэль Боллендорф, Юрий Козырев, Тодд Хайслер.
По 28 марта
5 марта, пятница, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19 А
Судьба авангардного проекта в искусстве сегодня. Дискуссия
Участники — Олеся Туркина, Дмитрий Озерков, Юлия Аксенова, Эрве Микаэлофф, Евгения Кикодзе, Юрий Аввакумов, Арсений Жиляев. Модератор — Дарья Пыркина.
5 марта, пятница, 19:00
Галерея М. и Ю. Гельман
4-й Сыромятнический переулок, д. 1, стр. 6
Алексей Каллима. Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом и ее невидимые фанаты
© Предоставлено Галереей М. и Ю. Гельман
Алексей Каллима. Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом и ее невидимые фанаты
Серия работ на холсте и бумаге, изображающая тренировки сборной по прыжкам с парашютом уже не существующей ныне Чечено-Ингушской Автономной советской социалистической республики. Как нам пишут (не без вдохновения), «художник выбирает из кинофильма собственной памяти кадры, в которых техника, тело и мечта соединяются в восторгах наблюдаемого полета и парения».
5 марта, пятница, 19:00
XL-галерея
4-й Сыромятнический переулок, д. 1, стр. 6
Михаил Косолапов. MILF
© Предоставлено XL Галереей
Михаил Косолапов. MILF
Как нам сообщают про Михаила Косолапова, «само название его новой инсталляции отсылает к постыдным наслаждениям интернетовской порнухой». Вот оно что — никогда не поздно расширить свой словарь, будем знать! И вот еще что: «Репрезентация мужского и женского, которому посвящен новый проект художника, брутально воспроизводят неполиткорректные гендерные клише, в том числе и социальные, в равной степени обидные для обоих полов». Говорят, там есть груди, задницы и т.п. Мы вас предупредили.
По 4 апреля
5 марта, пятница, 19:00
«Айдан-галерея»
4-й Сыромятнический переулок, д. 1, стр. 6
Никола Овчинников. Они возвращаются
© Предоставлено Айдан-галереей
Никола Овчинников. Они возвращаются. 2010
Они — это знаменитые овчинниковские березки, с которых он начал свой художественный путь в 1980-е годы, а в 1990-е использовал вместо классических колонн в ряде откровенно иронических квазиархитектурных проектов. Нам пишут: «Березы-колонны вновь появляются в нашем поле зрения. Что это означает? То ли “березы” Николы Овчинникова прорастут в город и обретут новый символический статус, то ли художник выражает ощущение агрессивности и опасности окружающей среды (вспомним фильм ужасов “Иногда они возвращаются”)…»
По 28 марта
6—7 марта, суббота — воскресенье
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19 А
Дискуссионная и лекционная программа
В субботу в 14:00 — обсуждение проекта Ольги Киселевой «Двойная жизнь», а в 17:00 — лекция Олеси Туркиной «Время временится из будущего». В воскресенье в 14:00 — лекция Ирины Вакар «Казимир Малевич».
7 марта, воскресенье, 19:00
Е.К. АртБюро
Малый Кисельный пер., д. 4, стр. 1, кв. 4, домофон 4
Андрей Филиппов. Подражание Матросову
© Предоставлено Е.К.АртБюро
Андрей Филиппов. Подражание Матросову
{-tsr-}Как обычно, в свой день рождения галеристка Елена Куприна представляет новую выставку. Андрей Филиппов высказался кратко, поэтому приводим его слова целиком: «Как ни странно, я, будучи любителем поездок по югам, на этот раз выбрал для путешествия не столько страну, сколько творчество Бориса Матросова. Можно назвать это подражанием, переводами или, как в фильме “Быть Джоном Малковичем”, своеобразным внедрением в мир Матросова. Но, мне кажется, это как-то грубо, по-американски. Поэтому мне ближе путешествие, и путешествие не в, а вместе с интересным художником. Поверьте, это очень увлекательно и, что важно, полезно».
По 24 апреля