OPENSPACE.RU попросил представителей разных искусств и наук назвать одно слово, которое, по их мнению, полней всего характеризует завершающиеся нулевые. Прощаются с десятилетием без сожалений
Евгений Асс, архитектор
ДЕВЕЛОПМЕНТ
Павел Пепперштейн, художник и писатель
УДУШЬЕ
Борис Гройс, теоретик культуры
РЕАКЦИЯ
Анатолий Осмоловский, художник
ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ В КОКОШНИКАХ
2000-е мне увиделись не в слове, а в образе. Некие люди, поглощающие реальность, во всем своем безразличии. Кокошники подчеркивают элемент извращения и даже, можно сказать, гниения. Под кокошниками я имею в виду такие металлические нимбы на иконных окладах. Они для меня признак гниения веры — именно поэтому ими когда-то и стали закрывать иконы.
Борис Кагарлицкий, социолог, публицист
Автор счел комментарии излишними
Андрей Ерофеев, куратор
ОТКАТ
В социальной сфере это слово служит, как известно, жаргонным синонимом взятки, и, скорее всего, уже включено в словари, так как обозначает явление, получившее в 2000-е самое широкое распространение и легитимацию. Но откат наблюдался на всех этажах общества и во многих ключевых сферах российской жизни — этим словом можно обозначить резкое сокращение интеграционных программ возвращения в «мировую семью» и нарастание во всё увеличивающейся прослойке «лишних людей», то есть безработных по идеологическим причинам — знакомого по советским временам чувства общественной фрустрации.
В политической сфере слово «откат» послужит адекватным определением путинской политики частичной реабилитации советских методов управления страной, обществом и культурой. Оно также выражает спад либеральных умонастроений и ориентацию на тупой консерватизм и ханжеское благонравие в слоях руководящей элиты.
В сфере массовой культуры оно отмечает расцвет ностальгических проектов, призванных заглушить «фантомные боли» распавшегося организма советской империи.
В сфере высокого искусства оно знаменует возвращение развлекательного и зрелищного начал, распространение чувственно-пластических практик, а также конформистского учета вкусов зрителя и вытеснение экспертно-критических стратегий. В жанрово-видовом аспекте этот вектор сказался в частичном возвращении станковизма и «сюжетной картины».
В настроениях молодых художников — ощущение нарастающей изоляции от международных практик и подходов в искусстве, чувство отчаяния, безнадежности, тщетности каких-либо усилий по исправлению ситуации; эмоциональный ремейк брежневского застоя.
В сфере критики — попытки искусствоведческого и теоретического осмысления современного творческого процесса отступили под натиском арт-журнализма.
В сфере музейных и выставочных институций — прогрессивное восстановление цензуры в порядке инициативного конформизма, пытающегося угадать невысказанные пожелания начальства.
Борис Буден, философ и эссеист
ИСТОРИЯ
Александр Шабуров, художник
КАПИТАЛИЗАЦИЯ
На протяжении этого десятилетия сначала все современное искусство было культурной инсценировкой, потом галереи стали окупаться, потом превратились в фонды, потом стали приносить прибыль. А искусство выродилось в нечто совершенно другое. Теперь воспитан совершенно новый внутренний потребитель, а галереи и фонды в прежних экспертах вообще не нуждаются, что показывает премия Кандинского. Они и в художниках уже не нуждаются — галеристы создают их сами. Единственным смыслом современного искусства стал рынок. А прежние смыслы искусства сохраняют только какие-то совсем уж мастодонты. Или птеродактили.
Андрей Монастырский, художник
СОЛПАДЕИН
С десятилетием прощаются:
Бодров, Герман-старший, Дондурей, Зельдович, Манский, Плахов, Александр Расторгуев, Хомерики
Артемьев, Барецкий, Лагутенко, Нестеров, Пригожин, Троицкий
Десятников, Невский, Поспелов, Филановский, Черняков, Юровский
Юз Алешковский, Быков, Гандлевский, Дубин, Седакова, Сорокин
Анатолий Васильев, Гинкас, Гырдев, Марина Давыдова, Могучий, Серебренников, Угаров
Бершидский, Гатов, Долецкая, Кудрявцев, Осколков-Ценципер, Рогов, Фишман
Аркус, Баткин, Гельфанд, Генис, Данилкин, Живов, Сергей Савельев, Ямпольский
Имитация
Откат
Суки
Нефть
Эфир
Стыд перед Небесами
за бессовестность человечества
Девелопмент Песок Снижение
Бардак Супермаркет Тренировка
Усталость Нанотехнологии Цифра
Гаргантюа и Пантагрюэль в кокошниках
Межсезонье Ничего Превед Медвед
Одиночество
Удушье Эксплуатация желания
Ходорковский Силовыя структуры
Надежда Сужение Горечь Солпадеин
Космический туризм Оподление Отстой
Реакция "самипосебе" Интернет Регресс
Кризис Пробка Нигилизм
"Реальность" История 00 (два ноля)
Пессимизм Проводы Макинтоши
Пиар Капитализация Изгнание Яйн
Порносайты Тяни-толкай Ожидание
Адронный коллайдер Началоконца
Стыд перед Небесами
за бессовестность человечества
Девелопмент Песок Снижение
Бардак Супермаркет Тренировка
Усталость Нанотехнологии Цифра
Гаргантюа и Пантагрюэль в кокошниках
Межсезонье Ничего Превед Медвед
Одиночество
Удушье Эксплуатация желания
Ходорковский Силовыя структуры
Надежда Сужение Горечь Солпадеин
Космический туризм Оподление Отстой
Реакция "самипосебе" Интернет Регресс
Кризис Пробка Нигилизм
"Реальность" История 00 (два ноля)
Пессимизм Проводы Макинтоши
Пиар Капитализация Изгнание Яйн
Порносайты Тяни-толкай Ожидание
Адронный коллайдер Началоконца
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444116
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340539
- 3. Норильск. Май 1268375
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897649
- 5. Закоротило 822062
- 6. Не может прожить без ирисок 781825
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758373
- 8. Коблы и малолетки 740766
- 9. Затворник. Но пятипалый 470936
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402860
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370325
- 12. Винтаж на Болотной 343198
Ханс Ульрих Обрист, куратор, Цюрих – Лондон
ВЫМИРАНИЕ
Как говорит Густав Метцгер (художник-активист – OPENSPACE) в своем "Призыве к действию", вымирание – это самая насущная проблема нашего времени, которое определяется деградацией среды обитания, наличием атомного оружия, угрозой для маленьких изолированных сообществ, угрозой для языков, глобальным потеплением, природными катастрофами, болезнями и голодом, которые стирают жизнь без остатка.
Итак:
1. Я откликнулся на предложение вашей услуги оплатив её своими действиями а услугу (размещение и обнародование) не получил.
2. Призываю вас быть законопослушными гражданами и не вводить в заблуждение посетителей уважаемого опенспейса не доводя до возможных юридических последствий по защите моих нарушенных прав и требования компенсации за моральные страдания. С ув. Г. П.
Мои слова десятилетия: Тоталреализм, тотализм.
МАНИФЕСТ ТОТАЛРЕАЛИЗМА
Тоталреализм - реалистическая фотокартина целой жизни
В системе, широко определяемой как реализм, создано направление изобразительного искусства "Тотальный реализм, тоталреализм" (Total realism, totalrealism)
Фотография обладает невиданной оперативностью и точностью в фиксации действительности. Возможности современных технических средств позволяют увидеть объект в высочайшей степени достоверности. К примеру, живописи, а именно она столетиями претендовала на право верного отражения действительности, остается только мечтать о силе воздействия фотографии. По сравнению с тысячелетней историей развития живописи возможности цветной фотографии в раскрытии потенциала окружающей реальности только еще осознаются и реализуются. Всеохватность, беспрецедентные изобразительные свойства, демократизм и массовая доступность, делают технику фотографии самой адекватной для реализации, как персонального проекта, так и глобального массового. Я не вижу смысла уходить за поиском истины в горние выси. Она рядом. Всегда ли есть надобность конструировать рафинированные формы, когда, буквально под ногами, живые, полновесные, ассоциативно богатые, неисчерпаемые? Создание множества произведений и осознание их как модели бытия с живым нервом реального, подтолкнуло меня на поиск метода, в котором любое, даже малое явление, к примеру, след от травы, нарисованный ветром, заняло бы свое исключительное место. Осознание содержательного потенциала реалистичного отражения действительности привело к пониманию, что широкое определение реализма настолько запутано или дискредитировано, что не может отразить сущность моего метода, и нуждается в более конкретном термине связанным с конкретным направлением. Что только не называли "реализмом": религиозную живопись средневековья, живопись Возрождения, "реализм" национальных школ, социалистический "реализм", "реализм" фашизма, и т.д. "Реализм" провозглашал идеи правдивости, объективного отражения реальности, а в действительности представлял собой натуралистический, идеалистический, пропагандирующий мелкобуржуазные идеи и вкусы и т.п. метод. Смириться с прикладными функциями, связанными с "реализмом", я не могу и предлагаю определение художественного метода, который обосновываю и развиваю - ТОТАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ, ТОТАЛРЕАЛИЗМ (TOTAL REALISM, TOTALREALISM) - тождественный категории "полноты бытия", который можно назвать, но нельзя определить. Движение к постижению полноты материальности реальности в её глубине и подлинности в противовес дигитализации, виртуализации, рафинированности искусства и жизни. Нелинейная неравновесная система, резко изменённая, возникшим порядком из хаоса. Процесс, перманентное становление. Развивающийся во времени персональный проект полноты индивидуального опыта в синергии с реальностью, постигая сущность которой, человек одновременно приближается к пониманию своего собственного бытия...
...идеал, самодостаточный, в неразрывной связи с познающим, сконцентрированный, завороженный, как вещь в себе или имеющий оправдание в самом себе, не имеющий отношения к потребностям человека, самотрансцендентный, интересный сам по себе, самоценный, оторванный от времени и пространства, универсальный, вне категорий высокого и низкого, вне иерархий, конкретный и абстрактный во всех аспектах, неизъяснимый житейским языком, его возможно описать лишь целостно, языком поэзии, искусства, забавный, комичный, смешной, абсурдный, но одновременно пронзительный, мучительный, объект и познающий неразменные и незаменимы никем и ничем...
www.pervov.ru
Первов Георгий
Москва, Россия
март-июнь 2004 г.
ИДЕОЛОГИЯ ТОТАЛИЗМА (Идеал Общего блага)
Гуманизм – Безусловное человеколюбие. «Право Человека мира» на: мировое богатство, достойное существование, свободу передвижения и жительства, работу; борьбу с несправедливостью, эксплуатацией, сверхнеравенством, корпоративизмом, национализмом, тоталитаризмом. Приоритет прав человека, в отношениях с (миро)государством.
Конвергенционизм – «Этика Общего блага». Семейное (миро)государство. Симбиоз лучшего в системах: коммунистическо-социалистической, капиталистическо-рыночной, и др. Мировые: правительство, деньги, бюджет, армия, языки. Сверхбогатство отдельных стран и сверхконцентрация частной собственности – подконтрольны и на благо всех. Децентрализация (миро)государства.
Интернационализм – Равенство, братство и взаимопомощь народов. «Право народа» на самобытность, культуру, язык, ареал - патриотизм.
Плюрализм – «Открытые ценности» - многообразие - свобода идей, творчества, организаций, предпринимательства.
Надконфессионализм – Мировоззрение человека - суверенно. Свобода вероисповедания. Равноправие религий. Веротерпимость.
Экологизм – Экоэтика. Дезурбанизм. Демеркантилизм. Деконсюмеризм. Опрощённость.
Сциентизм – Биоэтика. Глобальные проблемы. Гармонизация ноосферы. Бессмертие человека.
www.pervov.ru
Первов Георгий
Москва, Россия
15 августа 2009 г.