Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», в этом году посвященный «программной» музыке, сопровождается выставкой на довольно любопытную и даже, можно сказать, актуальную тему — исторической и (неизбежно) политической живописи в искусстве XIX века. Понятно, что во многих случаях это лишь эскизы к огромным полотнам, но порой эскизы даже лучше. Среди представленных работ эскиз к «Клятве Горациев» Давида, работы Энгра, Делакруа, Домье, Менцеля, графика Гойи, произведения назарейцев и прерафаэлитов — одним словом, европейское искусство, каким его знало и прекрасно анализировало советское социально ориентированное классическое искусствознание. Работы из «Тейт», Штеделевского института во Франкфурте,
Берлинской галереи, из Лувра, музея Гюстава Моро и других музеев. Русское искусство, дополняющее этот ряд, тоже выглядит любопытно, и частично это малоизвестные вещи. По 7 февраля 2010 года
1 декабря, вторник, 17:00
Галерея искусств Зураба Церетели, ул. Пречистенка, д. 19
Александр Дейнека. Мозаика станции Маяковская, Московского метрополитена
Странная параллель к выставке в ГМИИ. Выставка посвящена 70-летию мастерской монументальной (то есть фактически исторической) живописи Академического института имени Сурикова, и пригласительный украшен работой Дейнеки. Если и правда будут показаны все семьдесят лет, можно будет увидеть немало интересного. Интригует также следующий вопрос: а что сегодня считается сюжетом, достойным монументальной живописи?
Выставка словацкого куратора Даниэлы Чарны, посвященная чешским и словацким акциям и перформансам на природе 1960—1980-х (куратор называет это искусство «ленд-артом»), была показана в Братиславе в 2007 году, а теперь дополнена российским материалом, который представлен в отдельном разделе под названием «За забором» (куратор Наталья Гончарова). Русская часть нам гораздо более известна: тут представлены Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, Никита Алексеев, группа «Гнездо», Вадим Захаров и Игорь Лутц, Франциско Инфанте, группа «Коллективные действия», Михаил Чернышов и Борис Бич. Среди чешских и словацких художников — очень известный ныне Юлиус Коллер, а также Рудольф Сикора, название акции которого дало название всей выставке. Всего в семи чешско-словацких разделах выставки («Игры / Праздники / Ритуалы», «Архетипы», «Снег», «Странствия», «Защита природы», «Отмеченный ландшафт», «Отражения») представлены произведения тридцати трех художников. Является ли это искусство ленд-артом или чем-то другим, все-таки, как нам кажется, вопрос не решенный; но сами работы, должно быть, очень любопытные. Конечно, ужасно жалко (если не сказать — стыдно), что такие выставки — на самые, можно сказать, важные для отечественного искусства темы — мы производим не сами, а лишь дополняем готовые своим материалом... Но что же — будем смиряться. По 10 января 2010 года
Читать текст полностью1 декабря, вторник, 17:00 — лекция куратора Вальтера Ливы, 19:00 — вернисаж
Центр современного искусства «М’АРС»
Италия. 1946—2006. От реконструкции до начала нового тысячелетия
Выставка итальянской фотографии уже объехала около десяти российских городов. Представлено 114 фотографий разных «иконических» моментов истории страны: нищета послевоенного времени, «Чинечитта», монахи, рыбаки и так далее. Работы отобраны куратором Вальтером Ливой в коллекциях CRAF (Центра фотографических исследований) в Спилимберго. В 17:00 лекция куратора Вальтера Ливы «Фотография в Италии с 1946 года по наше время» (необходимо аккредитоваться). На первом этаже одновременно будет представлена инсталляция Джентулио Альвиани «Вогнутый и выпуклый». Джентулио Альвиани (р. 1939) — художник и дизайнер с научным, объективистским и когнитивным уклоном. Он произвел много теоретических текстов. Его инсталляция — это кинетический и звуковой объект, создаваемый каждый раз заново, in situ. По 13 декабря
В рамках очередной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction — круглый стол OPENSPACE.RU, посвященный сегодняшней политической апатии. Модератор — Глеб Морев, участвуют Александр Архангельский, Павел Бардин, Дмитрий Гутов, Екатерина Дёготь.
Ярмарка Art Basel Miami Beach впервые проходит без громкой русской выставки, но русские галереи — XL и «Риджина» — в ней все-таки принимают участие. В этом году секция Art Positions (для молодых галерей) переместилась в главный холл, а на ее месте в Коллинз-парке открылась новая зона для событий под названием Oceanfront, где будут проходить Art Conversations, а также показываться программы Art Film, Art Perform (куратором выступил Йенс Хоффман) и Art Video (кураторы — Creative Time). Conversations в этом году посвящены теме смены поколений (предполагается, что это произошло в музейном руководстве и на художественной сцене) и сегодняшним музейным и антимузейным стратегиям молодых кураторов, а также Латинской Америке. Основная ярмарка включит в себя 250 галерей, часть из которых представит кураторские выставки (секция Art Kabinett). В разделе Art Nova — только новые произведения (что для ярмарок нетипично). Параллельно, как всегда, будут работать еще несколько более мелких, недорогих и экспериментальных ярмарок, а также Design Miami, откроют свои двери множество публичных и домашних частных коллекций, плюс откроются выставки в музеях и фондах, среди которых — выставки Уильяма Кентриджа, Джорджа Сегала, Раймона Петтибона, Сильви Флери, выставка The Reach of Realism. До 3 декабря +26…+28, а потом около +18. Какова будет температура нагревшейся за все лето воды, даже не хочется говорить, чтобы вас (и себя) не расстраивать.
3 декабря, четверг, 17:00
Галерея Полины Лобачевской в выставочном зале «Домик Чехова», ул. Малая Дмитровка, д. 29
Садись, детуля, я тебя увековечу
За этим игривым названием скрывается выставка, посвященная художнику 1960-х годов Анатолию Звереву и его неиссякаемому мифу; этой фразой портретист приглашал своих моделей {-tsr-}(преимущественно дам) занять место. В пресс-релизе справедливо сказано, что Зверев не столько гений или ничтожество, как считают соответственно его обожатели или критики, сколько «художник народный, тот, которым народ гордится и передает легенды о нем из уст в уста». На выставке представлены произведения самого Зверева, а также проект Александра Долгина и Ираиды Юсуповой, «оживляющий» Зверева средствами компьютерной графики, и документальный фильм Валерия Залотухи, в котором о Звереве рассказывают его друзья и современники: Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин и Наталья Шмелькова. По 14 февраля 2010 года
27 + One. Первый российско-европейский фестиваль короткометражного кино
27 — это количество стран ЕС, а Оne — это, конечно, одинокая Россия. Этот фестиваль позиционирует себя на территории нормального «прокатного» (хотя и короткометражного) кино, но все же, будем надеяться, что-то живое и художественное туда себе дорогу проложило. Фестиваль неконкурсный (то есть призов нет), но на конкурсной основе было отобрано тридцать фильмов из Бельгии, Франции, Великобритании, Финляндии, Венгрии, Италии, Словакии, Чехии, Болгарии, Испании, Германии и Португалии. Россию представляют «Люди из камня» Леонида Рыбакова, «Кастинг» Ольги Столповской и «Синдром» Святослава Подгаевского. Помимо официальных программ для широкой публики будут еще презентации специальных программ, среди которых программа Международного канского видеофестиваля (город Канск). Профессиональная программа фестиваля включает в себя мастер-классы Томаса Винтерберга, Кирилла Серебренникова и Петра Буслова, а также круглые столы по проблемам производства и проката короткометражного кино в России и Европе.