Ко мне подошел молодой историк и спросил: «А этот художник раскрученный?» Мне стало не по себе, но я не растерялся
Ко мне подошел молодой историк и спросил: «А этот художник раскрученный?» Мне стало не по себе, но я не растерялся
У меня только недавно появился быстрый интернет — STREAM. Раньше был обычный модем ZyXEL Omni 56k с крейсерской скоростью 40 kb в секунду, и я не мог резво бегать по проспектам, переулкам и тупикам сети. И вот наступил Ад, теперь на меня обрушилось цунами в 12 mb в секунду с таким количеством товара — картин, скульптур, рейтингов (чего стоит топ-лист ста лучших художников мира), лидеров аукционных продаж!.. Я ошарашен и серьезно подумываю разорвать опасные связи. Но есть другой путь — держаться подальше от компьютера и ходить на вернисажи, посещать поэтические чтения, пить водку. Или просто выходить на прогулки обонять еще не совсем отцветшую сирень.И вот в рассылке я читаю: «Музей «Другое искусство» в РГГУ приглашает Вас на открытие выставки Боруха (Бориса Штейнберга) «Свобода — Несвобода», которое состоится 5 июня в 17.00... С уважением, Юлия Лебедева, куратор музея».
Начал я знакомиться с московским андеграундом 25 лет назад. И для меня одним из представителей его был брат Боруха, живописец Эдуард Штейнберг. О том, что Штейнбергов двое, я узнал только лет пять назад от моего давнего друга Лени Войцехова. Он примчался тогда на неделю в Москву из Одессы и взахлеб, как всегда, шепелявя, выпалил: «Да что там Эдик! Вот Борух — это художник!»
И вот, заинтригованный, я в РГГУ.
Есть художники, о которых говорят, а есть — о которых молчат. Часто так потому, что эти вторые высказываются более сложно, у них много отсылок, а не одна, и они не превращаются в фабрику по изготовлению артефактов. Некто скажет, что эти вторые выражаются не прямо, даже не членораздельно, у них «означающее без означаемого» и каждая работа требует отдельной интерпретации.
Тогда мы в тон ему можем сказать, что Борух именно такой художник, и каждая его работа — это отдельный мир, что он в своем творчестве похож на всех сразу, но каждый раз на себя не похож, то есть неуловим. Он обманул всех, но в первую очередь самого себя.
Удивительное было время. Одни художники работали над социальными темами и создавали большие картины в стиле каменного, тяжелого (ох, что я говорю!) «сурового стиля», что, конечно же, было лицемерием, и не вынужденным. Можно привести много таких примеров, но не будем наступать на больные мозоли тех, кто раскручивает представителей соцреализма, «суровых», «народных», подражателей и эпигонов. Другие, как Борух, создавали некую параллельную реальность, закрытую по сути, но свободную внутри себя. Так бы я определил Свободу по Боруху. «Свобода — Несвобода» — название выставки. Не проекта — в те времена художники еще не выступали в роли конструкторов. Я намеренно оставляю Боруха в том благословенном времени, потому что он — чистый модернист, хотя и успел пожить в нашем постмодернистском бытии. Но оно его не коснулось.
Я давно не верю в гениальность, самопожертвование, жизнь ради искусства и другие романтические установки, хотя уверен, что каждый художник начинал с этого. Я лично — с писем Ван Гога.
В начале этой статьи я упоминал интернет и цунами топ-листов. И вот на выставке ко мне подошел один молодой историк и спросил: «А этот художник раскрученный?»
Мне стало не по себе, но я бодро ответил: «Художник Борух участвовал в важнейших политических акциях советских художников-нонконформистов в 1970-е: в так называемой «Бульдозерной выставке», на выставке в Измайлово, в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ, многочисленных квартирных выставках. С 1970 года его произведения участвовали в выставках за границей и лишь впервые были показаны на родине в 1991 году в масштабном проекте «Другое искусство» в Государственной Третьяковской галерее. Эта выставка приурочена к его 70-летию. В экспозиции работы из музея «Другое искусство», собрания семьи, частных коллекций и галереи «Романовъ».
По дороге домой я прошел мимо книжного магазина РГГУ «У кентавра». Это животное... простите, человек... нет, животное, все же копыта... в общем, это самое поразительное изобретение древних греков. Так вот, на наших глазах происходит создание идеального кентавра — сращивание искусства с денежной массой на новом, и, кажется, последнем уровне. Похоже, работы Боруха ждет та же участь.
Всегда отправляешься в путь с надеждой, что встретишь нечто ранее не виденное. Мне повезло — я открыл для себя художника.
Выставка Боруха (Бориса Штейнберга) «Свобода — Несвобода» открыта в музее «Другое искусство» в РГГУ (ул. Чаянова, 15) до 11 июля с 10 до 16 (кроме воскресенья с и понедельника)
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451854
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343447
- 3. Норильск. Май 1268797
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897728
- 5. Закоротило 822195
- 6. Не может прожить без ирисок 782691
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759583
- 8. Коблы и малолетки 741064
- 9. Затворник. Но пятипалый 471680
- 10. ЖП и крепостное право 407987
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403283
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370676