Начали открываться спецпроекты Московской биеннале: для затравки – целых две интригующих выставки Альберта – Скерсиса – Филиппова в Stella Art Foundation
Имена:
Александр Джикия · Андрей Филиппов · Антонина Софронова · Валерий Орлов · Виктор Скерсис · Дерте Франке · Дмитрий Цветков · Йенс Райх · Константин Батынков · Леонид Ламм · Леонид Пастернак · Марк Баудер · Наталия Турнова · Николай Наседкин · Ростислав Лебедев · Сабрина Ван Ден Хеуфел · Сергей Шутов · Тимоти Персонс · Тинг Чанг · Фарид Богдалов · Хенни Бохерт · Юлия Жданова · Юрий Альберт · Юрий Афанасьев · Яков Каждан · Яспер Хрун
© Предоставлено Галереей pop/off/art
Ростислав Лебедев. Заветные сказки
8 сентября, вторник
pop/off/artРостислав Лебедев. Заветные сказки
© Предоставлено Галереей pop/off/art
Ростислав Лебедев. Заветные сказки
Галерейная выставка одного из классиков соц-арта 1970-х годов (р. 1946): серия шкатулок, выполненных мастерами Палеха по эскизам Лебедева. В основу миниатюр легли мотивы фривольных «заветных русских сказок», собранных Афанасьевым в середине XIX века. Как нам сообщают, это насмешка «над лицемерием современных догматиков, говорящих о “возвращении к корням”».
По 26 сентября
8 сентября, вторник, 18:00
«Е.К.АртБюро» (Малый Кисельный переулок, дом 4, стр. 1, кв. 4)Юлия Жданова. ЖемчужинаПродолжение серии проектов, в которой молодая художница обращается к скульптурам пионерок. Но, судя по всему, это что-то новое. «На данном этапе моя идея состоит в том, чтобы попробовать сконструировать искусственное пространство советской эпохи, некую комнату, типовую, как в каком-нибудь детском пансионате или школе… Название выставки “Жемчужина”, на мой взгляд, отражает этот общий характерный стиль различных мест общественного отдыха и времяпрепровождения; попадая куда, всякий человек должен был бы ощущать себя абсолютно счастливым. Даже сейчас, когда приходится бывать в каком-нибудь месте, которое называется “Жемчужина”, оно чаще всего почти полностью разрушено и разбито».
По 23 октября
Читать текст полностью
9 сентября, среда, 14:00 (пресс-показ), 16:00 (вернисаж)
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, 2-й этаж
Русское искусство XVIII—XX веков из собрания Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», город Истра
© Предоставлено ГТГ
Николай Лаков. Вечерняя улица. Трамвай. 1928
Выставка из серии «Золотая карта России». Более семидесяти лучших экспонатов из известной коллекции со сложной судьбой. Музей был основан в 1920 году на месте закрытого Новоиерусалимского монастыря; ядро коллекции сложилось в 1920—1930-е годы в результате национализации усадебных собраний (частично брошенных). После войны и вплоть до конца советского времени в силу провинциальности музея туда попадали ненужные крупным музеям произведения разного рода кумиров либеральной интеллигенции. Сегодня музей выгнали из Воскресенского монастыря, вроде бы ему строят новое здание, которое откроется в 2013 году. Будет показана живопись, графика и декоративно-прикладное искусство XVIII—XIX столетий, собрание ХХ века (Л. Пастернак, А. Софронова, Р. Фальк, А. Осмеркин), избранные произведения К. Горбатова (1876—1945), уехавшего из России в 1922 году (его архив был передан в фонды музея из Берлина в 1964 году).
По 11 октября
9 сентября, среда, 18:00
Крокин-галерея
Трактористы
Проект с чрезвычайно путаной концепцией. Он посвящен 35-летию знаменитой «Бульдозерной выставки», первой попытки художников-нонконформистов хотя бы символически выйти к публике, — попытки, очень неловко подавленной властями с помощью бульдозеров. Авторы выставки, судя по всему, сочувствуют скорее бульдозерам: «Выставки как таковой не получилось, чего-то внятного показано не было, был некий суррогат мотиваций из области «арта» и социального выпада, отчасти провокации… Впрочем, акция оказалась скомканной, и скомканной отнюдь не бульдозерной техникой. Она изначально была неоднозначной. Однозначным был лишь ковш бульдозера и несколько завышенная аффектация интерактивного ответа власти. По сути, не будь бригады бульдозеристов, об этой выставке едва ли кто и вспомнил». Участвуют в основном художники галереи: Константин Батынков (автор идеи), Фарид Богдалов, Александр Джикия, Валерий Орлов, Николай Наседкин, Наталия Турнова, Дмитрий Цветков, Сергей Шутов и другие.
По 11 октября
9 сентября, среда, 18:00—22:00
Stella Art Foundation: Мытная ул., 62 (18:00—21:00); Скарятинский переулок, 7 (20:00—22:00)
Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов. Show and Tell: Художник и его модель
Открывается первый крупный специальный проект Московской биеннале. На Мытной улице групповая выставка трех ветеранов концептуализма 1980-х под названием «Омут», а на Скарятинском — ретроспектива Виктора Скерсиса, включающая в себя реконструкции его классических объектов, а также живопись и фотографии. Обе выставки, как и положено московским концептуалистам, посвящены ни больше ни меньше как фундаментальным теоретическим проблемам взаимосвязи формы и содержания, однако бояться чего-то занудного не стоит. Три гроба Альберта, исповедальные кабинки Скерсиса и «инфернальный пруд» Филиппова, мы уверены, скорее развлекут вас. Экспозиция на Мытной еще носит условное название «Выставка группы “Купидон”», но существует ли такая группа на самом деле — тут мнения участников выставки, как выяснилось, расходятся.
По 9 ноября
9 сентября, среда, 20:00
Киноклуб «Сине-Фантом»
Яков Каждан. Дохлая кошка
Для тех, кто еще не видел, — показ автобиографического фильма художника. Автор говорит: «“Дохлая кошка” — безбюджетный проект, снятый на собственные деньги, причем это была моя принципиальная позиция. Для меня наши бумажные перформансы закончились именно тогда, когда за них начали платить деньги». Дохлая кошка — это цитата из Сэлинджера: «Дохлая кошка бесценна, потому что ей нет цены; а еще и бессмертна, так как умереть дважды нельзя».
10 сентября, четверг, 16:00
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, Мраморный дворец
Леонид Ламм. От утопии к виртуальности
© Предоставлено Государственным Русским музеем
Леонид Ламм. От утопии к виртуальности
Персональная выставка одного из участников движения соц-арт, c 1982 года живущего в США. Представлены работы разных лет, начиная с графических абстракций середины 1950-х и до недавних видео, но, по утверждению автора, это не ретроспектива, а скорее концептуальный проект, тема которого — авторское представление о логике собственного творческого пути.
Леонид Ламм учился в середине 1940-х на архитектурном факультете Строительного института, где преподавал Яков Чернихов. Они часто встречались в домашней обстановке, и Ламм рано познакомился с творчеством художников авангарда, что сказалось на его работах. Выставка продемонстрирует, что он рано начал заниматься ассамбляжем, использованием текстов, игрой с идеологическими символами и даже акционизмом (в 1967 году он вместе с И. Гельбахом ночью облил красной краской памятник Маяковскому, рассчитывая на реакцию случайных зрителей и властей). В настоящее время художник занимается, по его выражению, «реинкарнацией» своих старых сюжетов в новых технологиях, включающих в себя инсталляцию и компьютерные образы.
По 12 октября
10 сентября, четверг, 19:00
Государственный центр современного искусства
1989-2009. Меняющийся мир — запечатленное время. Дискуссия
© Предоставлено ГЦСИ
Меняющийся мир – запечатленное время. Талгат Асыранкулов. Кланяюсь на Восток - смотрю на Запад. 2008
В рамках одноименной выставки фотографий из бывших советских республик и Берлина (кстати, советуем вам посетить ее: нам выставка понравилась) — диалог профессора-историка Юрия Афанасьева с Йенсом Райхом, одним из лидеров восточногерманского гражданского движения конца 1980-х, основателя общественной реформаторской организации «Новый Форум». Постсоветский необуржуазный либерал, таким образом, говорит с гэдээровским новым левым, ныне «зеленым». Тем, кто в последние двадцать лет жил, а не спал, это должно быть очень любопытно.
10 сентября, четверг, 20:00
Актовый зал
Идентификация
В рамках открытия сезона в «Актовом зале» на «Фабрике» — уик-энд культурного центра Melkweg из Амстердама, и на нем, среди прочего, в зале Оливье — выставка голландских фотографов (Яспер Хрун, Тинг Чанг, Хенни Бохерт, Сабрина Ван Ден Хеуфел), объединенных исследованием темы идентификации. А также DJ Set GLOBAL CLIMAX (концептуальный музыкальный проект) в «Актовом зале» и, говорят, фуршет.
11 сентября, пятница, 17:00 (встреча с авторами), 19:00 (показ фильма)
Государственный центр современного искусства
«Каждый молчит о своем». Показ фильма
В рамках той же (см. выше) выставки «1989—2009. Меняющийся мир — запечатленное время» — показ фильма, посвященного политическому преследованию в ГДР. Нам пишут: «Проницательно и тонко авторы фильма показывают, как существенно и необратимо влияли преследования и репрессии восточногерманской службы безопасности (Штази) и политически обоснованное лишение свободы на личную судьбу и сегодняшнюю жизнь граждан бывшей ГДР». В 17 часов выступают режиссеры Марк Баудер и Дерте Франке, а в 19 покажут сам фильм.
11 сентября, пятница, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Лекции о Доме Мельникова
© Sergei Arssenev / wikimedia.org
Вид дома Мельникова со стороны сада, 2007 год
В рамках просветительской программы «Авангард страны советов» — несколько выступлений о знаменитом шедевре конструктивизма: Андрей Гозак говорит о Доме Мельникова с архитектурной точки зрения, Екатерина Мельникова-Коринская — о борьбе за сохранение дома и наследия Константина Мельникова. Будет также показан фильм «Храм души Константина Мельникова», снятый Центром современной архитектуры по заказу ГТРК «Культура».
12 сентября, суббота, 19:00
Санкт-Петербург, Лофт-проект «ЭТАЖИ» (Лиговский проспект, д. 74)
Helsinki School. Новая финская арт-фотография
© Информационный центр «ФотоДепартамент»
Сусанна Маюри. Спаситель. 2008
«Хельсинкская школа» — это понятие, которое придумал профессор Университета искусств и дизайна в Хельсинки Тимоти Персонс. Точнее, это своего рода звание, которое он выдавал всем студентам, которые решились перестать быть фотографами и стать — важный нюанс — современными концептуальными художниками, использующими в своем творчестве фотографию. Все получилось просто отлично: финские художники стали известны во всем мире; в университете открылась галерея Taik, ныне имеющая филиал в Берлине; издается множество альбомов; и всех интересует этот феномен — финское фото. Вот бы и нам так! Выставка, на которой показано около ста больших фотографий и несколько видеопроекций, организована информационным центром «Фотодепартамент» совместно с галерей Taik и Лофт-проектом «ЭТАЖИ». В воскресенье 13 сентября в 18:00 состоится встреча с куратором Тимоти Персонсом.