Любовь к кино запросто может превратить вчерашнего киномана в большого режиссера. Мы попросили известных российских кинематографистов поделиться секретами мастерства с возможными будущими конкурентами
Фанатские фильмы снимают уже больше тридцати лет, но после выхода картины Мишеля Гондри «Перемотка» они превратились в массовое увлечение, захлестнувшее YouTube. Чаще всего любители веселятся, но иногда всерьез конкурируют с профессионалами (как в случае «Охоты на Горлума»). Любовь к кино запросто может превратить вчерашнего киномана в большого режиссера, и фанатская короткометражка станет первым пунктом солидной фильмографии. Мы попросили известных российских кинематографистов поделиться секретами мастерства с возможными будущими конкурентами.Николай Хомерики, режиссер («Сказка про темноту»)
В свое время Андрей Тарковский говорил молодым режиссерам, что их жизнь не должна отличаться от той, которую они создают в кино. Мне кажется, начинающим кинематографистам необходимо сперва научиться наблюдать за людьми. Поэтому лучше начинать с документальных фильмов. Надо найти человека, да-да, какого-нибудь самого простого и обычного человека, и попробовать заснять на камеру его жизнь, чтобы получился портрет этого человека. Может быть, тогда вы поймете, что такое характер — характер в кино, я имею в виду. Ваш портрет может быть какой угодно длины. От пяти минут до бесконечности. Желательно, чтобы в нем все-таки не было закадрового голоса. Чтобы не получилось, что вы что-то у человека спрашиваете, а он вам отвечает. Это же не интервью, а кино. И лучше не накладывать музыку. Научитесь на первых порах обходиться без музыки, в будущем это должно вам помочь.
Валерия Гай Германика, режиссер («Девочки», «Все умрут, а я останусь»)
У меня только тридцать секунд. Советую молодым режиссерам читать книги и наблюдать за людьми. И как можно больше снимать, разумеется. Все, мне нужно бежать, я на съемочной площадке.
Алексей Герман-младший, режиссер (Garpastum, «Бумажный солдат»)
Да черт знает, что я могу посоветовать начинающим режиссерам… Погодите, я, кажется, сформулировал. Необходимо слушать то небольшое количество людей, которым они безоговорочно доверяют, и глубоко плевать на мнение всех остальных. И поменьше суетиться. Есть какой-то путь, и по нему надо идти, не обращая внимания на чужие вкусы. Я вчера лазил по сайтам, читал рецензии на замечательный турецкий фильм «Времена года». В который раз убедился, что у нас мало людей, которые понимают кино. Смысл в том, чтобы защищать свою внутреннюю гармонию и сообразно с ней идти вперед.
Василий Сигарев, режиссер («Волчок»), драматург
Будьте честны. И всё? И всё.
Александр Родионов, сценарист («Все умрут, а я останусь», «Сказка про темноту», «Сумасшедшая помощь»)
Та-а-ак. Я посоветовал бы создавать как можно больше результатов своего творчества и как можно меньше зависеть от технических средств. Вместо больших кинокамер использовать простые видеокамеры или даже фотоаппарат. При этом можно обходиться совсем без пленки. Это даже лучше: станьте писателем или художником.
Александр Миндадзе, сценарист («Время танцора», «Магнитные бури», «Космос как предчувствие»), режиссер («Отрыв»)
С ходу могу посоветовать только одно: следовать собственным внутренним идеям и замыслам. Несмотря на ни что, развивать то, что ты придумал сам. В конечном счете только такой подход принесет успех и окупится во всех смыслах.
Алексей Мизгирев, сценарист («Каменная башка», «Бубен, барабан»), режиссер («Кремень», «Бубен, барабан»)
Я бы посоветовал всем тем, кто пытается как-то существовать в нашей профессии, терпения. Прежде всего этим молодым людям нужно понять, что не будет такой ситуации, когда они сразу возбудят тысячу продюсеров и повалятся деньги на реализацию проектов. Надо работать, сохраняя принципиальную позицию. К сожалению, многие в своих дебютных работах соглашаются на компромиссы, происходит забвение себя. Уж если вам придется идти на компромисс, пусть это случится как можно позже.
Когда молодой человек или девушка заканчивают институт и пытаются войти в профессию, продюсеры разговаривают с ними, не всегда уважая их личности. Талантливых людей много, но такой прессинг выдержит не каждый. И хотя советы — вещь довольно кривобокая, я все равно беру на себя ответственность и советую запастись терпением. Причем терпением в библейском смысле. Ведь совсем не факт, что за это терпение придет какая-то награда.
Анна Меликян, режиссер («Русалка»), продюсер («Невеста любой ценой»), сценарист
Поступайте во ВГИК и учитесь, учитесь и еще раз учитесь.
Юрий Арабов, сценарист («Молох», «Телец», «Юрьев день», «Чудо»)
Мои советы банальны. У начинающего режиссера должна быть смелость и искренность. Нужно работать и снимать как можно больше, чтобы выработать свой язык. Большой режиссер как раз и отличается тем, что у него есть своей киноязык. Сокуров когда начинал, то снимал и игровое, и документальное кино. Не надо утешать себя тем, что, дескать, сейчас мы сделаем конъюнктуру, а потом будем делать только то, что нам хочется. Это распространенная иллюзия. Как правило, люди просто умирают от этой конъюнктуры. Коммерция она такая, разрывает на части. Так что побольше искренности и где-то даже нахальства.
Олег Фомин, актер («Страна глухих», «Адмиралъ»), режиссер («День выборов», «Самый лучший фильм — 2»), сценарист
Я бы посоветовал только одно: прислушиваться к себе и никогда не говорить, что вы все знаете. Поверьте, не знаете.
Игорь Каленов, режиссер («Александр. Невская битва»,) сценарист, актер, продюсер («Все будет хорошо», «Особенности национальной рыбалки», «Чеховские мотивы», «Отец и сын»)
Я сам преподаю и все равно каждый раз бьюсь над тем, что бы такое посоветовать своим студентам. Пожалуй, в этот раз посоветую очень серьезно отнестись к своей первой работе. Кто как ее называет — диплом или дебют, не важно. Ваш диплом долгое время будет вашей визитной карточкой. Вы должны ориентироваться на то кино, которое хотите снимать в дальнейшем. Вы сделали заумный фильм по Борхесу, а хотите снимать комедии — такое бывает, но такого быть не должно.
У студентов почему-то существует пренебрежение по поводу жанрового кино и некий пиетет перед авторским кино. Хотя, если задуматься, Спилберг — это жанровое кино, Феллини — это жанровое кино. Ни в коем случае нельзя снимать свой первый фильм с целью оскандалиться или с целью попасть на фестиваль. Будьте более гибкими.
КомментарииВсего:11
Комментарии
- 04.12Конкурс «Снять за 60 секунд» объявил шорт-лист
- 30.11Продлен конкурс «Снять за 60 секунд»
- 05.10Empire предлагает «Снять за 60 секунд»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17900844
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6741061
- 3. Норильск. Май 1293703
- 4. ЖП и крепостное право 1117505
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907066
- 6. Закоротило 837205
- 7. Не может прожить без ирисок 832353
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 791019
- 9. Коблы и малолетки 766258
- 10. Затворник. Но пятипалый 508007
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441991
- 12. «Роботы» против Daft Punk 410881
Лучший совет, учитесь на чужих ошибках.
"Лучше сделать пожалеть, чем не сделать и жалеть" - это к вопросу о советах
Удачи, жду Вас на кинотавре.
И, кстати, спасибо за советы)))
- Когда приходит сила, мир становится другим.
Ла Горда
— Мир, в котором нас заставляют жить — мир потребления, построенный на страхе, лжи, обмане и насилии. Это ведёт к разрушению ценностей, отношений, представлений, истощению ресурсов, уничтожению окружающей среды как на уровне личности, предприятия, региона, так и планеты в целом, что в условиях ограниченности ресурсов является билетом в один конец.
— Есть ли альтернатива? Да – она есть. Это мир творчества. И самое интересное, что это мир не борьбы с прошлым, которое должно изучать понимать и принимать – ведь без корней как известно, а созидания будущего того, которое выбрал ты сам.
— Будущее нельзя спрогнозировать, рассчитать, построить, ведь чтобы ни делалось – всё это будет одним большим настоящим. Убегать, бороться не имеет смысла, ведь от себя не убежишь, а с чем борешься, тем и становишься.
— Любое действие начинается с осознания, понимания, выбора и принятия ответственности на себя. Будущее создаётся в отношениях. Для их сохранения, становления, развития и создаётся «Корпорация - ДА» — социальное и культурное пространство взаимопонимания, взаимопомощи, поддержки, единства и творчества. Это место, где мечта не только появляется на свет и обретает крылья, но и бескрайней простор своего воплощения.
— Проблемы, с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу, порождаются разобщённостью, собственной ленью, невежеством и теми, кто в этом заинтересован.
— Когда люди объединяются, им нет преград. Процессом, идеей, объединяющим делом становится создание фильма о будущем, о том Будущем, которое выбрал ты сам!
— Вот и получается, что начинать нужно с себя, задав себе самому любимому вопрос – что ты хочешь, к чему стремишься, какова у тебя мечта? Потом приходит время вырабатывать и провозглашать принципы, законы и правила новой культуры отношений и взаимоотношений, а ещё, создать фильм о будущем мире – мире воплощения мечты. – У тебя, есть Мечта?
И ЕСЛИ ФИЛЬМ О БУДУЩЕМ, НУЖЕН БУДУЩЕМУ
– ОН БУДЕТ СОЗДАН!
Влад ВЕЛЕС
http://way.to/dom
20.10.09