При всей своей визуальной виртуозности спектакль все же проседает под тяжестью концепта.

Оцените материал

Просмотров: 25138

Акрам Хан на «Территории»

Антон Флеров · 22/11/2011
Главным событием фестиваля, прошедшего на сей раз в Казани, стал спектакль знаменитого британского хореографа «Вертикальная дорога»

Имена:  Акрам Хан

©  Laurent Ziegler

Сцена из спектакля «Вертикальная дорога»

Сцена из спектакля «Вертикальная дорога»

Британский хореограф бенгальского происхождения Акрам Хан никогда не пренебрегал возможностью изложить концепцию своих спектаклей в пресс-релизах и прочих сопутствующих материалах. То ли благодаря этой настойчивой концептуализации, то ли благодаря успешному сотрудничеству с Сильви Гиллем («Sacred Monster», 2006 год) и Джульет Бинош («in-i», 2008 год) Акрам Хан стал заметной фигурой на контемпорари-сцене, и гастрольный график его труппы теперь исключительно плотный.

Концепцию новой работы Акрама Хана «Вертикальная дорога» (Vertical Road) зрителю тоже человеколюбиво сообщают заранее. На сей раз предметом внимания хореографа стала бешеная скорость современной жизни и попытка вырваться из нее, замедлиться и обратиться к высшим сферам. Танцовщики труппы Акрама Хана, привезшие «Вертикальную дорогу» на прошедший в Казани фестиваль «Территория», формулируют его идею прямолинейнее: они утверждают, что это спектакль о соединении божества с человеком, а главная партия, исполненная сухим и строгим Салахом Эль Броги, рассказывает о том, что же такое человек и каков его путь.

©  Laurent Ziegler

Сцена из спектакля «Вертикальная дорога»

Сцена из спектакля «Вертикальная дорога»

Следует отметить, что для Акрама Хана, профессионально танцевавшего катак (разновидность индийского танца, построенная на линейном нарративе), сюжетная канва все же остается чрезвычайно важной и в самых абстрактных хореографических замыслах. Первоначально Акрам Хан задумывал рассказать историю про ангела, однако в процессе реализации проекта (полуторагодовых исследований и путешествий, в которых Акрам Хан познакомился с двумя танцовщиками спектакля) идея стала более глобальной и, что характерно, умело использовала интернациональный состав труппы. По сути «Вертикальная дорога» преодолевает конфессионные различия танцовщиков и предлагает сосредоточиться на том универсальном усилии (достижении Бога), которое объединяет всех независимо от вероисповедания (сам Акрам Хан, к слову, мусульманин).

При этом «Вертикальная дорога», очень благосколонно принятая британской критикой — спектакль получил сразу несколько престижных наград и номинаций, — это не танц-театр (Акрам Хан отказывается от вербальной составляющей, которую активно использовал в прежних спектаклях) и не физический театр. Это хореография как таковая, строящаяся на обильном заимствовании — техники боевых искусств, традиционных восточных танцев, буто и контемпорари. Поставленная на сухую музыку Нитина Соуни, она насыщена и крайне выразительна, почти брутальна; танцовщики демонстрируют высочайший класс исполнения.

Фрагмент спектакля «Вертикальная дорога»


Первые сцены погружают нас в полумрак пограничного пространства, отделенного от главного персонажа фронтально подсвеченной полупрозрачной пленкой, которую Салах Эль Броги тревожно исследует, чтобы в следующий момент порвать, соединившись с другими танцовщиками в воинственное каре. Замерев на насколько мгновений с опущенными вниз головами, пустынные воины внезапно начинают стремительный танец под мерный бит, поднимая объемными костюмами облака белого праха, летающего в холодном свете. Танец, соединяющий бесхитростную прямолинейность и техническую сложность, задает тональность дальнейшему хореографическому развитию, холодноватому, но крайне эффектному.

©  Laurent Ziegler

Сцена из спектакля «Вертикальная дорога»

Сцена из спектакля «Вертикальная дорога»

Партия Эль Броги в «Вертикальной дороге» строится как серия встреч, дуэтов, трио с семью другими танцовщиками, представляющими то ли воспоминания главного героя, то ли его прежние чувства, то ли его чаяния и надежды по пути к Богу. Эпизоды, в которых танцует Эль Броги, различны по настроению и смыслу, однако все они сохраняют визуальный ряд и эстетизм первых сцен.

Изредка Акраму Хану оказывается не чужд и профанный мир (мелодраматический эпизод, в котором Эль Броги теряет девушку). Но в целом он жестко следует заявленной концепции, то делая в спектакле краткие остановки как бы для молитвы, то включая в него простирание рук к небу или суфийское кружение как прямой путь к Богу. Заканчивается спектакль оставленным на сцене одиноким танцовщиком: Эль Броги и остальные исполнители скрываются за задником, и зритель пребывает в неведении, спасен ли оставшийся или изгнан.

Трейлер спектакля «Вертикальная дорога»


Танец — искусство предельно плотское, конкретное. А конструкцию путешествия и самопознания Эль Броги порой впору сравнить с произведениями абстрактного (нефигуративного) искусства. Может, поэтому спектакль Акрама Хана при всей своей визуальной виртуозности все же иногда проседает под тяжестью концепта.

 

 

 

 

 

Все новости ›