Речь идет о настоящем дне мира, полноценной империи зла, в которой взрослый мужчина, ежечасно унижающий свою дочь, не получает абсолютно никакого отпора со стороны своего окружения, тогдашнего цвета нации
Ну, сами посудите: «О стрессе: реакция вырабатывалась следующим образом: я вставала к теннисной стенке, отец подавал со скоростью 70–80 км в час с расстояния двадцати метров. <...> Мяч направлялся мне в лицо или в грудь. И если я не успевала увернуться – the pleasure was all mine» (стр. 72, Полине лет восемь). «По дороге отец разъярился до предела, и когда мы подошли к гостинице, стал мерно молотить меня головой об угол скамейки» (стр. 95, Полине десять лет). «Он изнасиловал ее в первую же ночь, практически на моих глазах» (стр. 102, речь идет о пятнадцатилетней ученице Осетинского Диане). «Он подошел, одним движением сверху донизу разодрал на мне платье. Несколько раз ударив, швырнул головой об батарею. <...> Я играла, заливая клавиатуру и себя кровью» (стр. 122). «Последние полгода он часто сажал меня играть перед людьми обнаженной по пояс» (стр. 123, Полине – двенадцать лет).
Немного эти воспоминания портят впечатление от фильма «Груз 200», не правда ли? История про советского маньяка-милиционера начинает казаться надуманной мультипликацией по сравнению с этими кругами позднесоветского ада, в котором на редкость выразительный персонаж – безумный, помешанный на кухонных представлениях о гениальности полуобразованный бородатый сценарист, заполучивший в свое полное и безраздельное распоряжение ребенка, измывается над ним вполне в духе самых мрачных фантазий европейских сентименталистов середины XIX века. Речь идет о настоящем дне мира, полноценной империи зла, в которой взрослый мужчина, ежечасно унижающий свою дочь – и оправдывающий это унижение внутриполитической ситуацией, – не получает абсолютно никакого отпора со стороны своего окружения, состоящего главным образом из тогдашнего цвета нации – знаменитых актеров, музыкантов, писателей.
Крупно повезло, конечно, отцу Полины, такому, каким он описан в этой книге. В обществе более первобытном его бы просто убили. В обществе цивилизованном – немедленно бы посадили в тюрьму. И только в этом жутком и промежуточном зверинце, называвшемся СССР, именно вот такие персонажи – пройдохи и мошенники, герои убогой провинции, маниакальные и смехотворные саморекламщики, богемные неудачники, беспринципные звезды неадеквата – могли рассчитывать на признание и безнаказанность.
Но, помимо готического романа, книга Полины – это еще и история того, как цирковое животное, робот, запрограммированный на любовь к своему хозяину, становится человеком. Она читается на едином дыхании. Отец Полины, с его зловещей и невероятно карикатурной риторикой шарлатана-экстрасенса – знаковой фигуры восьмидесятых – вместе со всей полураздавленной и недееспособной советской интеллигенцией, остается в прошлом, сама она становится одним из самых актуальных персонажей современного музыкального ландшафта. Актуальность эта подтверждается в последней трети книги очень своевременными рассуждениями о природе современного исполнительского искусства, о все более заметном разрыве между его спортивной стороной – с той системой тренировок, конкурсов, призов и массовых концертов, всю неприглядную сторону которой Полина изучила с самого раннего детства в полной мере – и стороной собственно культурной, артистической, художественной, которая в последнее время все чаще напоминает о себе возвращением музыки в те сугубо локальные, рафинированные, салонные сообщества и круги, где, собственно, и создавалась подлинная классика. Заканчивается книга, как и положено модернистскому сочинению, новым началом – и это один из самых оправданных оптимистических финалов, с которыми мне приходилось сталкиваться в современной литературе.
Полина Осетинская. Прощай, грусть. СПб., М.: Лимбус-Пресс, 2008
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452103
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343567
- 3. Норильск. Май 1269572
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897883
- 5. Закоротило 822433
- 6. Не может прожить без ирисок 783983
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760910
- 8. Коблы и малолетки 741711
- 9. Затворник. Но пятипалый 472858
- 10. ЖП и крепостное право 408167
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404005
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371308