Тональность связана с таким понятием, как «крушение космоса».

Оцените материал

Просмотров: 24499

Владимир Мартынов: тональность и модальность

05/01/2012
Композитор, известный своей идеей о «смерти композитора», вписывает понятие «тональности» в историю человеческого самосознания

Имена:  Владимир Мартынов

©  Дмитрий Маконнен

Владимир Мартынов: тональность и модальность
Говорить о том, что такое тональность, с чем связана и чем обусловлена, нельзя без разговора о модальности. А говорить о модальности нельзя без разговора о том, откуда взялась музыка.

Музыка не всегда была свободным искусством, как она представляется, если пользоваться только тональностью. Это была магическая или мистическая практика, следы чего мы видим хотя бы просто в количестве ступеней звукорядов. Этим совершенно архаическим пережитком мы пользуемся до сих пор. На фортепиано семь белых клавиш и пять черных. Семь астрологических планет и пять первоэлементов. Так что, когда человек нажимает ту или иную клавишу, он апеллирует к этим самым первоэлементам. По крайней мере раньше это понималось именно так: каждый звук — строительная космическая единица. И извлечение звуков было сакральным действием, которое могли осуществлять только сакрально посвященные люди: шаманы, жрецы.

Модальная музыка приспособлена для медитативности. Модальное мышление действует в пределах одного модуса, или тона. Количество модусов со временем увеличивалось — с 8 до 12, это свидетельствовало о том, что человеку становилась тесна модальная система.

Основы модальной музыки были заложены еще в первом тысячелетии. К ней относится весь грегорианский хорал (это V—VI века), и византийское осьмогласие, и знаменный распев. Сначала была монодия (то есть одноголосие. — OS). Потом появилась полифония (многоголосие. — OS), но все равно это была модальная полифония. И ренессансная полифония целиком модальна — вплоть до Жоскена Депре и, я бы даже сказал, до Орландо Лассо и Палестрины.

Чудеса перехода от модальности к тональности начинаются в первую очередь у знаменитого Джезуальдо ди Венозы. Но его уникальность в том, что все эти диссонансы и хроматизмы еще происходят на основе модального мышления. Это такое промежуточное звено. Человек-амфибия. И в воде плавает, и на суше.

Тональность связана с таким понятием, как «крушение космоса». Это одно из центральных событий эпохи Ренессанса, XVI век, открытие коперниканской системы, открытия Джордано Бруно с его бесконечным космосом. И если модальная система представляет собой систему замкнутого космоса, состоящего, как живой организм, из сил и начал, к которым можно апеллировать, то в тональности звуки уже больше не звуки, а функции звуков.

Потому что если мы возьмем тонику, то она не есть абсолютная величина: в до мажоре одна тоника, в соль мажоре другая и т.д. И человек, находящийся в пространстве тонального мышления, уже оперирует не конкретными звуками, не предметами, а функциями. Единый замкнутый космос превратился во «вместилище всего», в «бесконечное пространство» Джордано Бруно.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • Vassily Borodin· 2012-01-05 20:28:32
    Это одно из центральных событий эпохи Ренессанса, XIVI век
  • vantz· 2012-01-05 20:44:21
    Опечатка - вместо "XIVI век" следует читать "ХЗ век".
    Интересно, автор всерьез пишет про эти пять элементов и семь чакр равномерной темперации или все-таки стебется.
  • Vassily Borodin· 2012-01-06 00:05:46
    Не столько стебётся, сколько очень здОрово улыбается родному-непознаваемому :)
    И избыток общих мест в статье, конечно; без стёба она была бы совсем ни для чего не нужна.
    Вот зато видеоарт:
    http://www.youtube.com/watch?v=soPKbr7-cq0&feature=related
    http://www.youtube.com/watch?v=5xfefvvnk_U&feature=related
Читать все комментарии ›
Все новости ›