Жизнь Оркестра Баварского радио, равно как и его праздники, – это труднодостижимый идеал.

Оцените материал

Просмотров: 6372

Марис Янсонс празднует юбилей своего Оркестра Баварского радио

Екатерина Бирюкова · 27/10/2009
«Песни Гурре» Шенберга — подвиг с удовольствием

©  BR / AStrid Ackerman

Марис Янсонс празднует юбилей своего Оркестра Баварского радио
Оркестр Баварского радио — один из двух породистых европейских коллективов (второй — амстердамский Концертгебау), которыми сейчас руководит петербуржец Марис Янсонс. Из-за него баварский оркестр и раньше был нам вроде как не чужой. А после его недавних триумфальных гастролей в двух российских столицах, шумного, обросшего легендами путешествия на поезде «Красная стрела» и братания с развеселым питерским «Терем-квартетом», закончившимся сенсационной идеей совместного проекта с их домрами и балалайками, — и вовсе стал родным.

Но это, конечно, просто так хочется думать. На самом деле жизнь Оркестра Баварского радио, равно как и его праздники, — это труднодостижимый идеал. Лет ему, по оркестровым меркам, исполнилось немного — 60. Но это как раз те 60, которые отмечены послевоенным идеализмом и верой в особую просветительскую роль радио. Празднует свой день рождения оркестр серией мероприятий, включающих Девятую симфонию Бетховена, мировую премьеру современного автора — в данном случае Гии Канчели — и День открытых дверей для всех желающих с посещением репетиции маэстро Янсонса. Все три пункта, кстати, выглядят очень ожидаемо для респектабельного, но не консервативного немецкого оркестра.

Кульминацией мюнхенских празднеств было меж тем нечто гораздо менее вероятное — сочинение Арнольда Шенберга «Песни замка Гурре», где любовь и смерть перемешана с богоборческими мотивами и пантеистической эйфорией. К тому Шенбергу, которым у нас пугают стариков и детей, это сочинение практически не имеет никакого отношения. Хотя за долгие 11 лет (1900—1911 годы — формальный срок его написания; на самом деле был перерыв лет в семь) Шенберг как раз и начал свой крутой поворот, приведший в результате к воцарению суперстрогого, расчетливого и некомфортного для ушей додекафонного метода.

Но «Песни Гурре» — это музыка еще совершенно понятной красоты, это захлебывающийся от своей переполненности постромантизм, чувственная материя, расползающаяся во все стороны. Главная проблема, из-за которой исполнение этого сочинения приравнивается к подвигу (справедливости ради надо вспомнить концерт в Большом театре в 2003 году под управлением Николая Алексеева), — состав, соперничающий разве что с «Симфонией тысячи участников» Густава Малера, которая возникла в то же гигантоманское время.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›