«Песни Гурре» Шенберга — подвиг с удовольствием
Оркестр Баварского радио — один из двух породистых европейских коллективов (второй — амстердамский Концертгебау), которыми сейчас руководит петербуржец Марис Янсонс. Из-за него баварский оркестр и раньше был нам вроде как не чужой. А после его недавних триумфальных гастролей в двух российских столицах, шумного, обросшего легендами путешествия на поезде «Красная стрела» и братания с развеселым питерским «Терем-квартетом», закончившимся сенсационной идеей совместного проекта с их домрами и балалайками, — и вовсе стал родным.Но это, конечно, просто так хочется думать. На самом деле жизнь Оркестра Баварского радио, равно как и его праздники, — это труднодостижимый идеал. Лет ему, по оркестровым меркам, исполнилось немного — 60. Но это как раз те 60, которые отмечены послевоенным идеализмом и верой в особую просветительскую роль радио. Празднует свой день рождения оркестр серией мероприятий, включающих Девятую симфонию Бетховена, мировую премьеру современного автора — в данном случае Гии Канчели — и День открытых дверей для всех желающих с посещением репетиции маэстро Янсонса. Все три пункта, кстати, выглядят очень ожидаемо для респектабельного, но не консервативного немецкого оркестра.
Кульминацией мюнхенских празднеств было меж тем нечто гораздо менее вероятное — сочинение Арнольда Шенберга «Песни замка Гурре», где любовь и смерть перемешана с богоборческими мотивами и пантеистической эйфорией. К тому Шенбергу, которым у нас пугают стариков и детей, это сочинение практически не имеет никакого отношения. Хотя за долгие 11 лет (1900—1911 годы — формальный срок его написания; на самом деле был перерыв лет в семь) Шенберг как раз и начал свой крутой поворот, приведший в результате к воцарению суперстрогого, расчетливого и некомфортного для ушей додекафонного метода.
Но «Песни Гурре» — это музыка еще совершенно понятной красоты, это захлебывающийся от своей переполненности постромантизм, чувственная материя, расползающаяся во все стороны. Главная проблема, из-за которой исполнение этого сочинения приравнивается к подвигу (справедливости ради надо вспомнить концерт в Большом театре в 2003 году под управлением Николая Алексеева), — состав, соперничающий разве что с «Симфонией тысячи участников» Густава Малера, которая возникла в то же гигантоманское время.
Читать текст полностью
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452338
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343680
- 3. Норильск. Май 1270211
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897998
- 5. Закоротило 822659
- 6. Не может прожить без ирисок 785406
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762538
- 8. Коблы и малолетки 742215
- 9. Затворник. Но пятипалый 473979
- 10. ЖП и крепостное право 408361
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404788
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371859