Ведь лыжи – это нечто экзистенциально подлинное. Как «бентли» в гараже. Как схватить Божену Рынску за жопу.

Оцените материал

Просмотров: 8880

В России хорошо. Тихо. Скоро лыжи

Александр Морозов · 25/10/2010
Сейчас в России взяли за правило не портить друг другу праздники. Вот назначили Собянина мэром, а Володина – в аппарат правительства

©  Настя Баржа

"Лыжи у печки стоят"

Во Франции бурно дебатируют пенсионную реформу Саркози. В Германии — интеграцию. Там это, что называется, на каждой кухне, в каждой пивной. В каждой газете. А в России все хорошо, спокойно. Если бы я был какой-нибудь спесивый бритт из газеты «Геральд викли» или сумрачный тевтонец из «Альгемайне фольксваген» и меня бы, как политического обозревателя, спросили: а что сейчас дебатируют в России, то, поднеся к носу лорнет (настроив, так сказать, оптику), я бы обнаружил, что дебатируют вот что.

Допустимо ли ломать наркоманов, по просьбе родителей помещая в приют, где их приковывают к кроватям? Общественное мнение разделилось. 93 процента в эмоциональном порыве считают, что это благо. Несколько человек (например, депутат Крашенинников) считают, что деятельность фонда «Город без наркотиков» в целом заслуживает одобрения — по части создания атмосферы нетерпимости к распространителям наркотиков в городах, но вот интернировать наркоманов — это уже слишком. Мальчика, который попал под суд за организацию такого «приюта», 93 процента предлагают полностью оправдать и наградить. Половина из них предлагают интернировать самого судью. Общество убеждено, что суд не может быть ни справедлив, ни бескорыстен. Очевидно, что судья работает на торговцев наркотиками. Несколько маргиналов (например, ветеран-правозащитник Пономарев) считают, что мальчику надо дать «условно», чтобы он продолжал свою борьбу с распространителями, но воздержался бы в дальнейшем от «приковывания к кроватям». О сочувствии к осужденному заявил и глава Госнаркоконтроля, старый питерский чекист Иванов, которому удается задерживать всего 4 процента от общего трафика афганского героина. Остальное ему неподвластно. Писатель Быков, как водится, глумится. Приветствует молодого наркоборца Бычкова небольшой одой. Примерно как Ал. Блок — пришествие балтийской матросни во главе с какой-то белесой фигурой, незадолго до того, как его (Блока) окончательно покинул рассудок.

Хорош ли собой Собянин? Это тоже важная тема общественных дебатов. Множатся публикации о народе манси, о том, какое значение может сыграть высокий рост нового мэра, как он смотрится с нашими диархами. Политологи пишут, что он привык работать с любыми командами («своих не тащит»). В. Сурков дал целое напутственное интервью Собянину. Политологу Белковскому оно показалось наглым. В нем говорится о том, что новая власть всегда поначалу «великодушна», поэтому новый мэр позволит карбонариям собираться на Триумфальной площади. В остальном же влиятельный канцлер напоминает о том, что надо крепить Московское отделение молодежного движения «Наши». Собянин должен, как считает канцлер, превратить московскую «Единую Россию» из административного феномена в политический. Как именно это сделать, он не пишет (а впрочем, это и не является нынче предметом публичных дебатов). Но особенно блеснула «Свободная пресса». Она установила полное сходство Собянина с Ельциным. Дальнейший силлогизм таков. Если Собянин — Ельцин, то Медведев — Горбачев. А если Медведев — Горбачев, то Путин — Лигачев (?!)…

Волнующая тема «утечки мозгов» (brain drain) вспыхнула после заявления нобелевского лауреата Гейма о том, что «возвращаться некуда». Россия — это аравийская пустыня. Тут надо 10 лет для того, чтобы сделать в науке то, что в Британии можно сделать за 0,5 года. Многие на него обиделись. Особенно неудачно его слова прозвучали в контексте Сколкова. Они обидно наложились на триумфальный приезд Шварценеггера — короля Силиконовой долины. Хотя весы общественного мнения в последнее время уже качнулись в пользу духовного движения «сколковских затворников», опять случился «когнитивный диссонанс». Журнал «Профиль» по этому случаю публикует мрачное интервью с Жоресом Медведевым из Лондона: мол, никто в эту пустыню не поедет. Наш канцлер, как сообщают, в сердцах сказал: «Я, собственно, думаю, нам не плакать нужно об утечке мозгов, а наладить их импорт и не стесняться этого. И это не обязательно наши соотечественники — это просто должны быть лучшие…». Смелые, новаторские слова. Пока не удалось ни одного кембриджского светилу заманить в Россию на целый семестр. Решаются приезжать пока только с публичной лекцией. На один день. «Без ночевки», так сказать.

Еще на прошлой неделе спорили о судьбах оппозиции. Во-первых, потому что образовался альянс. Заявили, что партию будут регистрировать (Немцов, Милов, Рыжков, Касьянов). Злобные политологи уличают инициаторов в двусмысленности: если учредительный съезд 13 декабря, то партия не попадает на думские выборы 2011-го (по закону нужен год со дня регистрации), а раз так, зачем партия? Оппозиционные низы исполнены скепсиса по поводу альянса. И в то же время: а какова альтернатива? Страшное слово «безальтернативность» нависло над головами оппозиционеров. Поэтому, во-вторых, любопытны две публикации Олега Кашина на эту тему. Он обнаружил, что нижние оппозиционные инициативы результативны лишь тогда, когда они попадают в зону борьбы «верхних парней» и подхватываются ими. Кашин пишет, что ничего плохого в этом нет. Точнее, этому нет альтернативы. А вот здесь он пишет о некотором смятении в рядах оппозиции в связи с дезориентирующими послаблениями. В «послабления» оппозиция не верит (как в 1987—1988 годах значительная часть советских диссидентов). И тем самым сама уступает место в процессе «перемен» молодым, задорным комсомольцам-райкомовцам… То есть если Собянин — это Ельцин, а Путин — Лигачев, то логично предположить, что Касьянов — это академик Сахаров, а Василий Якеменко — это Чубайс… И прочий вздор.

Кашину отвечает главный редактор «Независимой газеты» Ремчуков. Он пишет о том, что все не так плохо. Кремль продолжает «инклюзивную политику» (т.е. «включать», а не «выключать», расширять политическое поле, а не сужать), из Москвы в мир идут позитивные сигналы, потихоньку утверждаются новые стандарты демократии. Вот уж и на Триумфальной площади собираются перестать «отоваривать дубиной»…

А главное (об этом Ремчуков не пишет), скоро уже четырехдневные ноябрьские праздники, а там и Рождество. Сейчас ведь очень важно, чтобы все вопросы решались четко от одной поездки на горнолыжные курорты до другой. Нельзя затягивать. Сейчас в России взяли за правило: не портить друг другу праздники. Вот назначили Собянина мэром, а Володина — в аппарат правительства.

И можно ехать кататься. Ведь лыжи — это нечто экзистенциально подлинное. Как «бентли» в гараже. Как схватить Божену Рынску за жопу. А политика — это «ненастоящее», скучное. Политика — это мертвая лягушка, которую терзают электродами некие странные существа. Когда они на лыжах — они люди. А когда они мучают мертвую лягушку, они — андроиды.

Автор — директор Центра медиаисследований Института истории культур; ведет блог amoro1959 в LiveJournal.com

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • mkuvshinova· 2010-10-25 19:19:33
    черт, я надеялась, что будет про беговые лыжи, а тут опять про горные...
  • kustokusto· 2010-10-25 21:21:46
    Я тоже было обрадовался - а ну , как кто-то уже "лыжи навострил"...
    Не время , товарисч...
  • o-babi4· 2010-10-26 10:58:23
    brain rain?
    не brain drain?
Читать все комментарии ›
Все новости ›