Не так важно, что наблюдать: жизнь животных, работу рекламного агентства или досуг одинокого блогера, – важна сама возможность наблюдать это в реальном времени, без редактуры и цензуры.
Вопреки страшным прогнозам и смертельным диагнозам ТВ если не совсем здорово, то вполне живо. И у него есть поводы для оптимизма
Читать!
Аудитория ТВ, конечно, редеет — на фоне роста интернет-аудитории, но она все еще велика. По данным «TNS Россия», в крупных городах число телезрителей почти вдвое больше числа пользователей интернета. Узнавать новости население тоже склонно из ящика — даже в продвинутой группе от 12 до 24 человек большинство (32% против 24%) все еще предпочитает информационные выпуски ТВ новостным лентам сети.
В общем, вопреки страшным прогнозам и смертельным диагнозам ТВ если не совсем здорово, то вполне живо. И у него есть поводы для оптимизма.
Подъем!
Рынок телерекламы во время рецессии падал не так сильно, как в других медиа, — и поднимается быстрее. У нас кризис усугубился крупным переделом рынка (законодательные ограничения, изменившие расстановку крупных медиаселлеров и последующая смена собственника крупнейшего из них — агентства «Видео Интернешнл»). Но паника насчет возможного хаоса в индустрии оказалась напрасной. Рост российского рынка телерекламы в первом квартале 2010 года составил, по оценкам АКАР, 7% для эфирного и 26% для кабельного ТВ. Объем телерекламы за первое полугодие увеличился на 21% (данные AdMonitor). Началось повышение цен на телерекламу. И пусть затраты на нее растут не так быстро, как на онлайновую рекламу, в ближайшие годы мировое телевидение, по прогнозам Zenith Optimedia, все равно будет собирать более 40% от всех рекламных бюджетов.
Продуктовая емкость
Новые перспективы открылись перед рекламой товаров и услуг, вписанной в телеконтент. С одной стороны, на product placement рецессия влияла плохо — его объемы сократились минимум вдвое, рекламодатели экономили на продвижении с отсроченным эффектом. У нас масла в огонь подлило весеннее заявление ФАС, признавшей спонсорство, доселе не имевшее четкого юридического статуса, обычной рекламой. Это всколыхнуло рынок, но и стало поводом для ввода РР в цивилизованные рамки. В этой неупорядоченной в смысле норм, технологий и расценок области началась разработка нормативной базы и ценовой политики. Скоро появятся профессиональные умельцы органично внедрять бренды в телесценарии (пока такие есть только в большом кино) — и нас перестанет раздражать преувеличенное внимание телеведущих к спонсорскому соку. Креативная мысль не стоит на месте — британская студия спецэффектов Red Vision Vfx недавно предложила сервис, позволяющий менять названия, логотипы, цвет и форму появляющихся в кадре предметов, а также сами предметы — на стадии постпродукции, в уже отснятом видеоматериале. РР предрекают скорый и повсеместный расцвет (в США, по мнению компании PQ Media, объемы к 2014 году вырастут вдвое), росту цен на него не мешают никакие регуляторы рынка. Да и куда нашей ФАС до строгого британского регулятора Ofcom, который обязал национальное ТВ помечать передачи с product placement специальным значком и запретил продвигать таким способом не только табак и алкоголь, но и детское питание, сахар, соль, лекарства, жирные продукты и напитки.
Мобилизация ТВ
ТВ осваивает новые платформы. Число зрителей мобильного ТВ в мире растет на 15—30% ежегодно. О более красочных цифрах в России сообщает «Мегафон», первым запустивший эту услугу. МТС осенью переводит свое мобильное телевидение из тестового режима в коммерческий, за ним подтянется и «Вымпелком». Но до недавнего времени развитие ТВ на мобильнике тормозила естественная преграда — неудобство смотреть большое видео на маленьком экранчике. Весной она была устранена одним эффектным жестом компании Apple.
Недостающее звено
iPad раздвинул горизонты мобильного телевидения: не успели стартовать легальные продажи девайса в Европе, как телеканалы уже наперебой предлагали сервисы для просмотра на нем своих программ. Французы летом получили доступ через планшетник к передачам 30 телеканалов, включая MCM, MTV, Infosport; все каналы медиакомпании «Canal+». Для подписчиков это либо бесплатно, либо стоит символические 5 евро в месяц. Презентовали свои приложения немецкие телеконцерны Pro Sieben Sat1 и RTL (последний берет за него меньше 2 евро в месяц). Обладателям iPad в Англии стали доступны передачи ВВС, в Голландии — программы местных коммерческих телесетей. В России Джобсова таблетка дает доступ к каналу «Спорт-1» и видеоконтенту Zoomby.ru. На родине iPad пошли дальше: компания Dish Network предоставила своим абонентам, владеющим устройством, приложение, позволяющее дистанционно управлять приставкой DVR и даже телевизором, если он снабжен ресивером Dish Network: переключать каналы, программировать и просматривать записи, менять настройки.
Это реальный прорыв мобильного ТВ, а оставшиеся технические вопросы, вроде прав на трансляцию через iPad или мощности сетей 3G, решить будет точно легче, чем придумать планшетный компьютер.
Экран аkа монитор
Больше половины населения США смотрит видео в интернете. Но только один из десяти готов за это платить. У нас можно за глаза утверждать, что желающих платить за видео в сети еще меньше. Попытки убедить публику начать покупать контент, а пиратов — перестать его воровать провалились, вынуждая нашу телеиндустрию идти путем всея мировой. Спустя четыре года после создания на ВВС видеосервиса iPlayer и старта американского видеопортала Hulu на пустом русском поле легального видео, где маячил один партийный Russia.ru и один беспартийный Tvigle.ru, произошла революция. За считаные месяцы взошли и заколосились тучные ivi.ru, Zoomby.ru, TVzavr.ru, которые даром раздают публике легальный и вполне свежий телепродукт. На очереди собственные видеопорталы «Первого канала» и холдинга «Газпром-Медиа». Во Франции свой видеохостинг (FPluzz) запустило общественное телевидение, в Германии для этого объединяются конкуренты RTL и ProSiebenSat. 1. Компания «RUметрика» полагает, что в ближайшее время число зрителей телеконтента в интернете будет расти на 40% ежегодно.
Читать!
{-page-}
Реаллайф в реалтайме
Живые трансляции выглядят еще перспективнее надоевшего видео по требованию.
Читать!
Прямая трансляция — мощное орудие эмоционального воздействия, что подтверждает популярность ресурсов типа blogTV или недавно открытого в Рунете Reallok TV. Не так важно, что наблюдать: жизнь животных, работу рекламного агентства или досуг одинокого блогера, — важна сама возможность наблюдать это в реальном времени, без редактуры и цензуры. ТВ пока толком не понимает, что делать с этим многообещающим способом цеплять и удерживать зрительское внимание, но очень скоро поймет.
Деление и умножение
Фрагментация телевизионной аудитории — самый важный и глобальный мировой тренд. Отвечая на этот вызов, участники телеиндустрии продолжают объединяться. В России путем сложения медиаактивов «Медиа-1» и «АФ Медиа Холдинга» создан новый телевизионный холдинг ЮТВ. В США сливаются ресурсы кабельного оператора Сomcast и производственные студии NBC Universal. Интернациональная компания All3Media, объединяющая студии США, Европы, Австралии и Новой Зеландии, приобретает производителей главных британских кулинарных телешоу — Optomen Television и One Potato Two Pоtato (чей совладелец — знаменитый Гордон Рамзи). Концентрация в одних руках разных возможностей позволяет в разы увеличить эффективность. И главное — оказалось, что большой мультифункциональный холдинг, владеющий универсальными и нишевыми медиа, кабельными каналами, продакшн-студиями, контент-агрегаторами, способен гораздо ловчее и маневреннее обслуживать интересы расползающейся по сегментам телеаудитории.
Цена контента
На фоне размножения способов доставки растет значимость контента. Дальновидные игроки рынка давно уже занялись производством и продажей видео, это становится все более популярным среди новостных агентств, издательских домов и кинокомпаний. Оборотистый Люк Бессон, подсчитав прибыль от недавно купленной им продакшн-студии, заявил о намерении углубиться в телепроизводство с головой. Планы инвестировать в создание телеконтента недавно озвучило руководство издательского дома «Коммерсантъ». Холдинг «Ньюс медиа-Рус», мастерски владеющий приемами желтой журналистики и газетой «Жизнь», отныне хочет продавать собственное видео телеканалам за деньги (прежде оно обменивалось на упоминания производителя).
Серийное производство
Незачем перечислять новые англосаксонские спин-оффы, судебные драмы и полицейские боевики — криминалу по-прежнему посвящена львиная доля производимых в мире сериалов. Интереснее следить за тем, что меняется.
Вампирская тема развивается — к прошлогодним The Vampire Diaries (CW), чей второй сезон стартует в начале сентября, добавились The Walking Dead (AMC), американский телеканал SyFy адаптирует британскую вамп-комедию Being Human, а в планах NBC — полицейско-вампирский комедийный сериал Zombies vs. Vampires.
Появились признаки шпиономании. На канале СW выходит ремейк сериала про Никиту, на NBC премьера Undercovers — комедии про экс-супругов и экс-спецагентов ЦРУ, которым в обеих сферах дается второй шанс. ABC адаптирует один из самых успешных британских сериалов нулевых Spooks (он же MI-5) — про контрразведчиков.
Твердо держатся ретросериалы — к третьему сезону Mad Man (AMC) в США добавилась премьера бутлегерской драмы про американские 20-е Boardwalk Empire (HBO), в производстве которой участвовал сам Скорсезе.
Выросла доля комедий — в англоязычном многосерийном кино этот жанр сейчас доминирует. Больше всего среди премьер, конечно, комедий про отношения. Любовные и семейные — Better Together (ABC), Perfect Couples и Love Bites (NBC), Running Wilde (FOX), 18 To Life (CW), Mad Love и Mike & Molly (CBS). Дружеские — Happy Endings (ABC), Mixed Signals (FOX), Friends With Benefits (NBC). Производственные — Outsourced (NBC).
А вот в сегменте медицинских сериалов — явный спад.
Зато у нас медицина на подъеме — доктор Хаус еще аукается родной сериальной индустрии. Сезон начался с премьеры драмы «Маршрут милосердия» («Мостелефильм»), о медицинском поезде, и мини-сериала «Земский доктор» с Ольгой Будиной («Эс Эф Продакшн») на канале «Россия-1». Впереди давно обещанный «Доктор Тырса» («1+1») и детектив с медицинским уклоном «Врач» («Форвард-фильм»).
О вампирах и зомби на нашем ТВ, конечно, речи нет, но кое-какая мистика отечественного разлива появляется. Канал «ТВ-3» планирует показать мистическую драму «Башня» с Чулпан Хаматовой и Даниилом Спиваковским, о пленниках высотного здания, и мелодраму «Дежурный ангел» с Ольгой Ломоносовой и Алексеем Кортневым — о женщине-хирурге, видящей потустороннее. Для «Первого» предназначен фантастический триллер «Шахта» с Ильей Носковым, о таинственных событиях в шахтерском городке, и 4-серийная экранизация фантастического романа Д. Герасимова «Если небо молчит» с Ольгой Красько и Александром Балуевым.
С комедиями получше, но среди премьер их едва ли наберется четверть — преобладает все же криминальная драма. Зато по части ретро мы точно никому не уступаем. В этом сезоне ТВ предлагает зрителям солидный пакет ретромногосериек.
Военная драма: экранизация «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана (режиссер Сергей Урсуляк, «ДМ Студио»); сериал «Операция “Город”» с Андреем Мерзликиным (ЦПШ), об освобождении Польши в 1944-м; боевик «Охотники за караванами» с Алексеем Серебряковым (Star Media) — об афганской кампании 1980-х.
Криминальное ретро: «М.У.Р» с Михаилом Ефремовым и Мариной Александровой — сериал по книгам Эдуарда Хруцкого о работе московского УГРО во время войны. («ДМ Студио» ), а также два ретродетектива о громких уголовных делах времен развитого социализма — «Охотники за бриллиантами» с Александром Серебряковым и Евгением Мироновым, про ограбление вдовы писателя Толстого (ЦПШ), и «Охота на Беркута» с Сергеем Маковецким и Михаилом Пореченковым, про следствие над директором Елисеевского гастронома (Star Media).
Традиционно востребованное блатное ретро представляет премьера сериала из послевоенной жизни «Шпана замоскворецкая» с Полиной Кутеповой и Андреем Мерзлкиным (ЦПШ) и история коронованного вора в законе из времен Гражданской войны «Однажды в Одессе» (Star Media).
По части адаптации чужих форматов мы несколько отстаем от передовых сериальных держав, которые постоянно обмениваются лицензиями на увлекательные сюжеты. Но все же в этом сезоне на наши экраны выйдет «Побег из тюрьмы» с Юрием Чурсиным и Владимиром Епифанцевым, созданный для «Первого канал» продюсерами Константином Эрнстом и Денисом Евстигнеевым («Красный квадрат») по лекалам знаменитого Prison Break. На СТС покажут ситком «Как я встретил вашу маму» («ГудСториМедиа») — парафраз американского How I Meet Your Mother. И, похоже, ничто здесь не мешает свободной, никак не лицензируемой адаптации чужих идей. Трудно отделаться от мысли, что образ отрицательно-обаятельного мастера словесно воздействовать на психику («Манипулятор» с Гошей Куценко от Star Media) навеян американскими Psych, Lie to Me и все тем же «Хаусом». И нетрудно угадать, чем могли вдохновляться создатели сериала про необитаемый остров, куда после кораблекрушения попадает пестрая компания оставшихся в живых («Остров ненужных людей» той же студии).
Передачи для всех
Здесь главная тенденция — группы по интересам. В Европе и США увеличивается ассортимент тематических шоу для узкой аудитории — о ремонте и дизайне, охоте и рыбалке, о путешествиях, активном отдыхе, экстремальных видах спорта. На российском ТВ сегментация не так заметна: наши увлечения имеют пока преимущественно повальный характер.
Медицина
Целительство, самолечение и прочие народные забавы, которыми так увлекаются доверчивые зрительницы определенного возраста, ныне не в чести. На ТВ пришла официальная медицина — в моде строгие лица и белые халаты. В приличной передаче о здоровье в студии должен постоянно находиться врач-эксперт, а лучше — ведущий. Ко второму сезону передача «О самом главном» («Россия-1»), ведомая актером и дядей-доктором, вдвое увеличила хронометраж. Канал ТВЦ обещает премьеру медицинского ток-шоу «Врачи». На «Первом» к еженедельному «Здоровью» добавляют ежедневную «Здорово жить!», где рядом с вечной Еленой Малышевой — авторитетные медики-специалисты. К самодеятельному целителю Малахову («Первый») теперь приставлена в качестве соведущей тетя-доктор.
Новая кулинария
Читать!
Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3433614
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2336676
- 3. Норильск. Май 1268255
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897606
- 5. Закоротило 821997
- 6. Не может прожить без ирисок 781535
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757904
- 8. Коблы и малолетки 740624
- 9. Затворник. Но пятипалый 470737
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402743
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370238
- 12. Винтаж на Болотной 343056