Оцените материал

Просмотров: 11519

Желтые дуэли

Андрей Левкин · 05/06/2009
Факт есть факт: «Комсомолка» не выглядит конкурентоспособной. И стоило ли в таблоиды уходить?
Желтые дуэли
Поляна «желтой» прессы довольно небольшая. Мало там, в общем, событий. Точнее, они в качестве «своих новостей» воспринимают очень мало что. Расширить поле интересов не позволяет, видимо, дискурс, так что и выходит пережевывание небольшого количества поводов каждую неделю. Главное ведь просто сохранять методику. Вообще, странно, чего бы им не распространить свои методы на деятелей, скажем, науки или народного образования, тоже ведь люди со своими скандалами. Даже, пожалуй, хотелось бы узнать, как все это происходит у работников сферы обслуживания, например. Но в «желтой» прессе (ЖП) даже спортсмены редко бывают. Впрочем, с ними может быть заключен какой-то специальный договор. Потому что спортивная пресса — это даже покруче обычной ЖП. Настолько круче, что заниматься ею уже совершенно неохота, хотя, в общем, есть все основания это сделать. Ну, может быть, потом как-нибудь, позже. Очень уж неприятно туда соваться, даже несмотря на опыт изучения ЖП как таковой. Но выяснять оттенки тошноты — достойная исследовательская задача.

Ладно, теперь о внутривидовой борьбе. Если издания родственные, то они каким-то образом должны бороться друг с другом на рынке. Мысль, в принципе, не слишком обоснованная — может, им и не надо? Может, там существует какая-то тонкая настройка исключительно на свой электорат, которую никакой посторонний, даже внимательный обозреватель физически не может уловить?

Так или иначе, определенная конкуренция вокруг событий происходит. На этой неделе имелось вполне конкретное противостояние «Комсомольской правды» и «Жизни». Как в еженедельном варианте, так и в ежедневном. То есть это не утверждение, что они действительно друг с другом бились, но со стороны выглядело именно так. Разумеется, борьба концентрировалась вокруг покойников.

«Первая любовь Янковского: "Я не стала бороться за Олега — он никогда не ушел бы из семьи!"» — «Комсомольская правда». Еженедельник осуществил репортерский подвиг. «Конечно, труднее всего сейчас близким и родным Олега Ивановича. Но боль утраты мучает и тех, кто не успел проститься с любимым человеком при жизни, сказать что-то важное... Мы отыскали первую любовь Янковского Лилю Голод, которая через всю жизнь пронесла чувство к Олегу Янковскому. Они не потеряли друг друга навсегда, как часто бывает, хоть и не стали "одним целым"».

В принципе, нормально. Воняет? Несомненно. Значит, всё в порядке. А кто ответит? Разумеется, «Жизнь», которая копает еще глубже: «Первая любовь Янковского». Это, разумеется, другая первая любовь: «Женщина, которой в юности Олег отдал свое сердце, жалеет, что отвергла его. Для 65-летней саратовчанки Тамары Шишкиной Янковский — самое нежное и трепетное воспоминание юности. Она до сих пор называет его Олежкой, рассказывая о любви, которую они пережили в школьные годы».

Надо полагать, «Жизнь» понимает, что этот раунд выиграла, отчего уже как бы с позиций полного превосходства добавляет «Последнее желание Янковского: Олег Иванович перед смертью просил, чтобы его отвезли на могилу матери. Однокурсники Олега Янковского по Саратовскому театральному училищу в день похорон великого артиста исполнили его последнее желание — побывали на могиле его любимой мамы Марины Ивановны Янковской и положили на надгробие сирень и тюльпаны». Тут внимание к нюансам достигает уже художественного размаха: «Она ушла из жизни в 1986 году. А в 2003 году рядом с могилой Марины Ивановны вырос еще один холмик — безвременно ушла родная племянница Олега Янковского Наташа… После травмы при занятиях бальными танцами…»

Следующий раунд. «Умер Вячеслав Невинный» , — сообщает «Комсомольская правда» (ежедневная). В общем, не густо по части репортерских подвигов: «Знаменитый актер скончался после продолжительной болезни. Вячеслава Михайловича не стало сегодня днем. Любимый актер умер на руках своей жены актрисы Нины Гуляевой в своей московской квартире на Тверской. — Да, Слава ушел от нас... — подтвердила печальную новость корреспонденту «КП» заплаканная супруга актера». Зато гармонично: болезнь — продолжительная, актер — любимый, квартира — московская, супруга — заплаканная.

«Жизнь» в лице «Твоего дня» явно выигрывает и тут. «Невинный пред Богом: В Москве скончался знаменитый артист. Незадолго до смерти великий актер принял крещение». Можно обратить внимание, что оценка актера повысилась со «знаменитого» до «великого» после факта крещения. В самой статье еще душевнее: «Перед смертью замечательный артист очистился перед Богом и людьми, приняв обряд святого крещения». Вот только почему-то «святого» и «крещения» стабильно пишут с маленьких букв.

Что дает «Жизни» (и «ТД») фору перед всеми подряд, так это редакционный доступ в мистические сферы. Тут же добавление: «Духовный наставник Вячеслава Невинного попал в реанимацию: Священник, который крестил актера перед смертью, не сможет провести обряд отпевания. Священник, крестивший и причащавший ныне покойного актера МХТ Вячеслава Невинного, сам попал в больницу. Врачи поставили ему тот же диагноз, что и у артиста, которого он привел к вере: сахарный диабет…»

Что дальше? Дальше — катастрофа бразильского аэробуса. «КП» делает все, чтобы оказаться круче: «Семья из Швеции боялась самолетов и летала разными рейсами, чтобы не погибнуть всем вместе. В живых остались отец и 3-летняя дочь: Кристина Бадр и ее муж всегда летали разными рейсами и брали с собой по одному ребенку. Супруги боялись самолетов и хотели быть уверены, что кто-нибудь из них все равно останется жив. 31 мая отец семейства взял трехлетнюю дочку и вылетел днем. На борт самолета А-330, который пропал над Атлантикой, поднялись Кристина Шнабл и ее пятилетний сын Филипп...»

Вроде бы не переплюнуть даже по части мистики. Один минус — информация пришла в «КП» явно не своим ходом, а была позаимствована из чего-то западного. «Твой день» и тут уделывает комсомольцев. «Сердца в Атлантиде: Россиянин полетел ради любимой в Рио-де-Жанейро. Из-за кризиса они с другом открыли в Бразилии бизнес. По дороге обратно парни погибли в пучине Атлантики. Россиянин Андрей Киселев погиб в роковом лайнере над Атлантикой во время поездки, которую затеял ради любимой жены — кубинки Яани. Он летел к ней, чтобы сообщить самую радостную для них весть. А принес великое горе...»

Тут любопытно, имеет ли это вообще хоть какое-то отношение к действительности, но факт есть факт: «КП» не выглядит конкурентоспособной. И стоило ли в таблоиды уходить? Но есть отрасль ЖП, где «КП» вполне рулит. И это — чисто конкретно культура. Туда «Жизнь» вообще не суется, конкурировать рыпается только «Экспресс-газета», но делает это как-то невнятно. «"Братья Карамазовы" — фильм о России и человеческих страстях: На Первом канале продолжается премьерный показ сериала "Братья Карамазовы". Над экранизацией самого сложного и загадочного романа Достоевского режиссер Юрий Мороз трудился несколько лет. Актерам, снимавшимся в сериале, их труднейшие в психологическом плане роли дались буквально кровью. Некоторые из них признаются, что эта работа изменила их мировоззрение, отношение к религии. С исполнителями главных ролей пообщался наш корреспондент».

Тема крови раскрыта будет не особо, исполнители тоскливы и косноязычны, ну вот хоть А. Голубев (Алексей Карамазов): «Самой сложной для меня сценой в фильме стала смерть старца Зосимы. После этой роли я стал намного серьезнее относиться к религии, начал ходить в церковь. Мне кажется, что нынешнему молодому поколению наша картина будет более понятной, чем фильм Ивана Пырьева. Хотя я ни в коей мере не собираюсь умалять достоинства той картины. У Пырьева постановка более театральная, у нас же цвет, много музыки». {-page-}

В общем, чисто дети. «КП» тут вне конкуренции. «Сериал "Братья Карамазовы": "Братья Карамазовы" помолодели: На Первом канале стартует телефильм "Братья Карамазовы". Героев Федора Достоевского переносили на экраны не раз. Последним был чешский фильм "Карамазовы" режиссера Петра Зеленка, вышедший в 2008 году. Но в нашей стране классикой считается трехсерийная картина Ивана Пырьева, снискавшая несколько наград и даже номинировавшаяся на "Оскара". Мы сравнили новую экранизацию романа Достоевского Юрия Мороза со знаменитой советской лентой Ивана Пырьева».

Сравнили, конечно, странно — с точки зрения методологии сравнения, но для ЖП ведь и это подвиг:
«Как в книге
Иван Карамазов (24 года)
Иван — сложная, противоречивая фигура. В черновых записках Достоевского он появляется под именами "Иван Федорович", "ученый", "убийца", что указывает на идейную концепцию романа: настоящий убийца не Смердяков, а богоборец Иван Карамазов.
В фильме 2009 года
Анатолий Белый (37 лет)
— Мне очень нравится, что эта картина не является поклонением перед великой классикой. Мы понимаем, что значит Достоевский, но ни на что не претендуем. Мой Иван — благородный, не злой, а обозленный, потому что мучает не только себя, но и других. Я хотел максимально приблизить его к сегодняшнему дню, — делится актер.
В фильме 1969 года
Кирилл Лавров (43 года)
После "Братьев Карамазовых" Кирилл Лавров и правда обрел брата. С Михаилом Ульяновым они подружились на всю жизнь, так и звали друг друга в жизни: "Брат..." И ушли эти два актера один за другим — с разницей в месяц
».

Кажется, они реально ощущают «культуру» своей территорией. В самом деле, нашли даже Дмитрия Достоевского, бывшего водителя трамвая, он все оценил: «Из "Братьев Карамазовых" сделали мелодраму: Сериал "Братья Карамазовы", по мнению правнука Достоевского, получился слабым». Правнук говорит всю правду и, надо полагать, категорически прав:
« — У меня сложилось впечатление, что режиссер, снимая этот фильм, боялся узловых сцен. Чувствуется, что он избегал драматизма, поэтому организовал скорее мелодраму. Актеры, на мой взгляд, среднего уровня. Кажется, они или сами стесняются играть во всю мощь, или режиссер их каким-то образом сдерживает. Они, конечно, чисто внешне и по характерам вполне соответствуют тому, какими представляешь Карамазовых, прочитав роман. Но все-таки в XIX веке люди в этом возрасте были гораздо более содержательны. Я буквально отвожу глаза от экрана, когда там появляется Алеша Карамазов. Этот образ в фильме получился пустым... Сценаристы осовременили и упростили язык. Считаю, что они не имели на это права. Я даже залез в книгу, посмотрел некоторые места. Там нет многих слов, которые используются в фильме. Более того, в позапрошлом веке такие слова вообще не употреблялись».

Вывод: в сравнении всего вышеприведенного к концу процесса сравнения «КП» выглядит уже светочем печатного слова. Вот что значит контекст ЖП! Ведь если просто так, случайно «КП» посмотришь — ужас ведь нечеловеческий. А если вникать в процесс, да регулярно — как-то оно все и налаживается. Культура, кто б сомневался, тьфу.

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»


Другие колонки Андрея Левкина:
Майский осмотр периметра, 22.05.2009
ЖП и АП, 17.04.2009
ЖП и тоска, 10.04.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Kamirov· 2009-06-06 00:32:32
    Уважаемый автор!

    Вы пишете

    "В самой статье еще душевнее: «Перед смертью замечательный артист очистился перед Богом и людьми, приняв обряд святого крещения». Вот только почему-то «святого» и «крещения» стабильно пишут с маленьких букв."

    Подскажите, пожалуйста, по каким нормам слова "святого крещения" необходимо писать с заглавных букв?
Все новости ›