Нам действительно не очень понятно, как одни журналисты могут несанкционированно публиковать контент других журналистов.

Оцените материал

Просмотров: 15750

Наталья Кутушева: «Мы будем пробовать все»

Егор Мостовщиков · 14/10/2009
Заместитель гендиректора и директор по маркетингу Infox.ru в первую годовщину ресурса рассказала ЕГОРУ МОСТОВЩИКОВУ о новых форматах и авторском праве в интернете

Имена:  Наталья Кутушева

©  Егор Мостовщиков

Наталья Кутушева: «Мы будем пробовать все»
— Наталья, проекту Infox.ru исполняется год. Вы можете объяснить, что это такое?

— Во-первых — это средство массовой информации. Мы зарегистрированное, традиционное СМИ, которое создает и доносит до читателя свой собственный контент. Во-вторых, мы освещаем все значимые события в деловой, политической и культурной сфере; наш сайт разделен на довольно классические разделы: бизнес, власть, культура, чрезвычайные происшествия. Есть у нас и ряд тематических разделов: автомобили, high-tech, медицина. И третья, отличающая нас от многих других изданий черта состоит в том, что мы мультимедийный проект. То есть мы создаем и публикуем не только тексты, но фото-, видео- и аудиоконтент. Плюс мы используем flash-технологии, которые добавляют интересные способы подачи контента к привычным способам. Мы делаем интерактивные карты, книги с перелистыванием страниц, перевод текста с русского на английский при наведении курсора и прочее.

— Infox.ru, когда только запускался, среди своих особенностей отмечал «новый подход к работе с видеоформатом». Что это значит?

— У нас есть операторы, то есть люди, которые только снимают видео. А есть журналисты, которые делают всё: фотографируют, снимают, пишут. Такие, в общем, киборги от журналистики — люди, владеющие навыками работы с любыми форматами. Собственно, это и имелось в виду. Понятно, что монтажом занимаются специалисты: из большого количества материала они делают небольшой ролик.

Если говорить о видео в общем, то это малоизученное для интернета направление. Интернет-ТВ, к которому движется некоторое количество интернет-СМИ, сталкивается со следующей проблемой: понятных и тем более популярных форматов пока еще мало. И сейчас мы все вместе пытаемся нащупать и сформировать некоторые отраслевые стандарты в данном направлении. Мы сегодня даем пользователю самые разные форматы, материалы, чтобы понять, нравится ли ему это. Эфирное телевидение о своей аудитории знает все: какие интересы, возраст, что нравится, что не нравится, что и когда вещать, какие передачи — длинные или короткие — нужны и т. д. У тех, кто делает телевидение, в интернете таких знаний пока еще нет. Но скоро будут.

— Какие предпочтения удалось нащупать за прошедший год?

— Я могу сказать, что людям очень нравится смотреть короткие репортажные видео о необычных событиях. Например, были какие-то гонки перед Кремлем, и там разбилась дорогая машина. Так получилось, что мы сделали эксклюзивный ролик: наш оператор поймал момент, когда машина не просто крутится, разбивается, рассыпается на части, а только сходит с траектории движения. Этот репортаж посмотрело рекордное количество человек. В такого рода материалах есть вирусный эффект: люди без нашего участия пересылают друг другу ссылки, рекомендуют посмотреть видео, где в чудесный день разбивается гоночная машина. Поэтому первый момент — читатель очень быстро ловит какой-либо эксклюзивный кадр с нашумевшего события. И второе — потребители информации в интернете очень внимательны и понимают разницу между обычной, имеющейся у всех информацией и эксклюзивной.

Еще формат — короткие видеокомментарии, которые берутся у знаковых для определенных отраслей персон. Не важно, где были взяты комментарии, человека могли поймать за руку на публичном мероприятии, или это может быть кабинетное интервью. Результат разговора по времени очень скромный: видеокомментарии длятся не больше пяти минут. И эти ролики очень востребованы. Читателям нравится не просто получать информацию от конкретного источника, но и видеть этот источник. За год стало понятно, что визуальный контакт с автором слов важен как дополнительный источник информации.

И третья, наиболее фантастическая вещь — наука. Наши читатели этот раздел раскусили в первую очередь: научные ролики у нас по популярности непререкаемые лидеры. Съемки космоса, макромир, микромир — все, что можно увидеть вооруженным и невооруженным глазом. Причем длина ролика совершенно не важна: видео может быть совсем коротким, а может быть и 10-минутным. И люди все равно смотрят с огромным удовольствием.

{-page-}

©  Егор Мостовщиков

Офис Infox.ru

Офис Infox.ru

— В инфоксовском пресс-релизе сказано, что «новости могут быть интерактивными» и более того — читатель может «на них влиять». Каким образом это возможно?

— Это та часть плана, которая у нас еще не до конца реализована. Это все связано с UGC и активностью, которую развивают читатели.
Сейчас у нас запускается раздел «Видеоблоги». Фактически это прямой контакт ньюсмейкеров с нашими читателями. Они смогут о чем-то договариваться, вступать в полемику, могут создавать вместе какой-то контент. Это уникальный эксперимент, и мы не знаем, во что он вырастет, так как ни одно СМИ не имеет такого формата. Мы соберем в одном месте несколько десятков экспертов, которые с помощью нашей технологии в удобном для них режиме будут выходить в эфир. Это делается для того, чтобы у читателя была возможность самостоятельно общаться с интересными ему людьми — политиками, спортсменами, представителями культурной сферы. Цель — читатель будет получать чистую информацию, ведь всякое медиа, как ни крути, интерпретирует.

— Что означает ваш слоган «Новые новости»?

— Знаете, в бытность свою журналистом в середине 90-х, я вообще не понимала, что есть эксклюзивные новости и есть неэксклюзивный контент, практически все было авторским за исключением ленты «Интерфакса». А сегодня новости только ленивые не делают… тема ведь не может быть эксклюзивной, она, как правило, общая. Но кто-то всегда первый, кто-то всегда знает больше и раскапывает глубже, кто-то анализирует лучше. Всегда есть какая-то добавленная стоимость этого контента. Мне кажется, что для интернета очень важно быть первым, ну или хотя бы вторым, но тогда уже с добавленной стоимостью. Вот мы и стараемся оказываться на шаг впереди остальных — или в скорости, или в качестве, или в технологиях. Иногда нам удается сделать это одновременно, и тогда получаются новые новости.

— Infox.ru, не успев появиться, заявил, что намерен в 2009 году войти в десятку самых популярных русскоязычных интернет-СМИ. Получилось?

— Получилось, причем давно. Мы думали, что это будет сделано за год, но получилось значительно раньше. Сейчас в месяц у нас порядка 4,5—5 миллионов уникальных посетителей. Из них один миллион — москвичи.

— У вас, судя по всему, все происходит быстро. Как получилось, что подготовка к запуску проекта длилась всего восемь недель? Обычно она занимает не меньше трех месяцев.

— Я думаю, это стало возможно за счет опыта и существования команды сразу на старте. Понятно, что предварительные договоренности между ключевыми фигурами случились до этих восьми недель. До начала работ мы обсуждали цифры, этапность работ, деньги, посещаемость, набор сотрудников. Но именно в эти восемь недель всеми силами, руками, ногами происходила работа над запуском. Запустились мы 14 октября, объявили о себе миру 15-го. Реальная работа над макетом началась в середине августа. То есть все действительно было очень быстро. Практически мгновенно.

— Сколько и кем было инвестировано в создание Infox.ru?

— Я не могу называть конкретные цифры, но любой человек, имеющий небольшое представление о медийном бизнесе, понимает, что это дорогая штука и что речь идет о миллионах долларов. Акционеров мы не называем, это четыре физических лица, у которых есть задача сделать из этого полноценный бизнес и нет никаких политических амбиций, никаких стремлений делать из медиа игру. Ведь есть люди, которым нравится иметь медиаигрушку, а этим не нравится. Они инвестируют в нас наравне с другими бизнесами. Их нежелание раскрывать информацию о себе имеет право на существование.

— На окупаемость уже удалось выйти?

— Нет. Мы и не должны были пока — за первый год существования-то. Если бы мы умели делать такие волшебные вещи — в кризис за год выводить продукт на рентабельность, мы бы уже с Александром Писаревым (главный редактор и генеральный директор Infox.ru. — OS) лекции в Гарварде читали. Безусловно, у нас есть бизнес-план. Второй год существования должен будет закончиться выходом на текущую рентабельность. Судя по темпам, с которыми мы идем, мы думаем, что у нас получится сделать это несколько раньше. Все очень сильно будет зависеть от реального состояния экономики, от состояния рекламного рынка.

— Давайте поговорим о так волнующем Infox.ru авторском праве. Довольно странно читать в новостях, что совсем молодой интернет-портал подает в суд на телеканал НТВ иск о защите интеллектуальной собственности в размере 5 миллионов рублей. Вы решили стать блюстителем авторского права в интернете?

— Не то чтобы вот решили-решили… Дело в том, что у нас собрался коллектив, выросший из традиционной журналистики; мы пришли в интернет с бэкграундом профессиональной журналистики. И нам действительно не очень понятно, как одни журналисты могут несанкционированно забирать и публиковать контент других журналистов.

— Да очень просто, два клика мышки — и дело готово.

— Ну да. А чтобы видео скопировать, нужно больше действий сделать. Важно здесь то, что люди, которые это делают, понимают и осознают, что они делают, понимают, что они воруют то, за что заплатили другие люди. Когда прошел период старта, более-менее отлажена была редакционная деятельность, мы стали мониторить окружающее нас пространство и поняли, что количество перепубликаций огромное. И это несмотря на то, что у нас четко написано: нельзя публиковать без нашего письменного разрешения. Нам не понравилось... Если мы тратим деньги наших инвесторов, чтобы создавать товар, мы должны научиться еще его и защищать от воровства. Потому что создавать продукт и выбрасывать его со словами «забирайте» непрофессионально. Исходя из интересов бизнеса, из интересов людей, которые вкладывают в это деньги, мы перешли от разговоров «ребята, пожалуйста, хватит брать без спросу наши заметки» к нормальным законным действиям — начали подавать в суд.

Одновременно с этим мы выработали финансовую политику для использования контента Infox.ru. Все, кто когда-либо воровал у нас тексты и видео, знают, что их можно перепубликовывать легально. Сформировано несколько пакетов, ведь мы понимаем, что потребности у покупателей могут быть разные.

Оказалось, что несколько судебных процессов имеют сильный эффект: количество несанкционированных перепубликаций упало с тысячи, сотен случаев до единиц.

©  Егор Мостовщиков

Наталья Кутушева: «Мы будем пробовать все»
— То есть Infox.ru дает возможность другим изданиям перепубликовывать свои материалы за деньги. И много изданий пользуется этой возможностью?

— Сейчас у нас заключенных контрактов немного, идут довольно активные переговоры. Стоит, кстати, отметить, что крупные мировые информагентства очень легко и с большим пониманием реагируют на подобные начинания. Они готовы, если им интересен рынок и важно иметь надежный источник информации, платить за это деньги. С кем трудно договариваться, так это с отечественными «интернет-СМИ». Оболочка их похожа на СМИ, а контентная часть копипейстится из различных мест, иногда немного «переписывается». Такие псевдо-СМИ не готовы покупать контент, потому что их бизнес-модель не предусматривает затрат. Технология простая: нарисовать «информационный дизайн», как можно дешевле создать контент, каким-то образом загонять туда народ и продавать все, что можно. Они часто демпингуют, но все равно какая-то прибыль получается, конечно.

— Какие еще в интернете есть способы отстаивать свое авторское право?

— Можно с людьми переписываться. «Яндекс» недавно запустил удобный бесплатный инструмент, который находит и показывает все перепубликации материала. Можно с утра до вечера мониторить весь рунет, видеть, кто и когда взял твою работу. И если ты не хочешь, чтобы тебя перепубликовывали, ты находишь контакты и пишешь, чтобы материал сняли. Утомительно… Но с некоторыми мы не боремся: есть ряд узкотематических сайтов, которые берут материалы не из-за коммерческой цели. Скажем, какому-нибудь блогу или сайту о собачках очень интересно опубликовать наше сообщение о партии бракованного собачьего корма. Этих ребят мы просто просим, чтобы, прежде чем брать что-то, они нас предупреждали. Мы не чешем всех одной гребенкой. Безусловно, добрая воля и нормальные отношения с другими игроками на этом поле — тоже один из инструментов. И третий способ — законодательная работа, которая должна будет позволить людям защищать свои авторские права в досудебном порядке. Ведь судебное разбирательство — дело очень дорогостоящее. Сделать элементарный контент-анализ (сравнить два текста) и предоставить суду заключение по поводу того, кто у кого что позаимствовал, стоит денег. И денег приличных: контент-анализ двух небольших (50—60 строк) кусков текста стоит что-то около ста тысяч рублей. Этими анализами занимаются специализированные институты, которые имеют право давать судам свои экспертные заключения. Эти деньги, разумеется, потом можно списать на проигравшую сторону, но сначала их надо заплатить. У тебя есть шанс их вернуть, но их нужно иметь.

— Какие планы строит Infox.ru?

— Блестящие! (Смеется.) На самом деле, я думаю, что современное, актуальное медиа должно быть способно удовлетворить самый взыскательный, самый нестандартный запрос читателя, пользователя. Ради борьбы за внимание каждого человека, за его лояльность, преданность и доверие к источнику информации будет делаться все. От простых маркетинговых заигрываний (викторины, подарки, поздравления с днем рождения) до продвинутого во всех планах контента. Кто-то, например, будет нуждаться в очень простой ленте коротких сообщений на заданную тему. Например, я работаю на рынке парикмахерских услуг, и для меня важно следить за информацией от регулирующих органов, за политикой московского правительства, и мне важно знать, что нового происходит в России и мире в сфере парикмахерского искусства. И знать мне об этом надо две строчки. Если нужно знать больше, то напрягусь и найду. Вот это формат, который пока еще не существует на рынке.

Интернет-телевидение будет полноценно конкурировать сначала с кабельным, а затем и с эфирным телевидением. Будут создаваться интернет-передачи, сниматься фильмы, интерактивные шоу. Спектр форматов в этой борьбе за потребителя будет очень широким.

Мы будем пробовать все. От азбуки Морзе до полноценных передач. Но очень осмысленно. Infox.ru мне нравится тем, что мы ничего не делаем ради самовыражения — все делается только для исследования изменений в предпочтениях интернет-аудитории.

Из планов: в октябре мы запускаем видеоблоги, в начале ноября запустим постоянный интерактивный проект «Викторина». До конца года у нас заработает студия другого класса, которая позволит нам снимать передачи. До конца года мы запустим медиатеку — витрину, которая даст возможность изучить контент (и наш, и чужой) перед покупкой. Прежде чем заплатить 10 рублей, пользователю надо дать вкусить, потрогать, пощупать, подумать… Это наш вклад в борьбу за легализацию рынка потребления любого контента.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • dead-books· 2009-10-14 18:50:17
    Как то беззубо.
Все новости ›