Оцените материал

Просмотров: 7160

Сообщения различной громкости и длины

18/09/2009
Мемориальные публикации, нападки на Василевского, чудесная новая премия и поэзия африканских стран

Имена:  Александр Бараш · Александр Стесин · Алексей Парщиков · Андрей Василевский · Анна Исакова · Анушка Анастасия Соломон · Аркадий Драгомощенко · Виталий Пуханов · Владимир Гандельсман · Владимир Лукичев · Геннадий Каневский · Джозефа Джабо · Джон Апдайк · Дина Гатина · Дмитрий Голынко-Вольфсон · Дмитрий Драгилёв · Евгений Осташевский · Евгений Сабуров · Евгений Степанов · Евгения Риц · Ирина Василькова · Ирина Ермакова · Михаил Генделев · Михаил Эпштейн · Мэрджори Перлофф · Олег Юрьев · Фаина Гримберг · Фридрих Гельдерлин · Ханс Магнус Энценсбергер · Хендрик Джексон

©  wikimedia.org

Сообщения различной громкости и длины
• Появился в сети очередной номер «Нового литературного обозрения». В разделе «Новая социальная поэзия» публикуются тексты Дины Гатиной и Владимира Лукичева. В номере целых два мемориальных блока. Первый посвящен Михаилу Генделеву. В нем опубликованы тексты Александра Бараша «Смерть и бессмертье — два близнеца…», Анны Исаковой «Генделев: дендизм, нравственный императив и прочие странности», Валерия Шубинского «Привет из Ленинграда», Майи Каганской «Памяти “Памяти Демона”. Черновик прощанья», Михаила Вайскопфа «Теология Михаила Генделева. Опыт аналитического некролога» и, наконец, очерк самого Генделева об Анне Горенко. Второй мемориальный блок посвящен Алексею Парщикову. Здесь тексты о нем Дмитрия Драгилёва, Аркадия Драгомощенко, Мэрджори Перлофф, Хендрика Джексона, Михаила Эпштейна, Евгения Осташевского и Дмитрия Голынко-Вольфсона. Кроме того, опубликованы письма А. Парщикова (октябрь 2008 года — январь 2009-го) и его стихи. Вниманию заинтересованного читателя предлагается также рецензия Кирилла Корчагина на сборник Вениамина Блаженного, текст Валерия Кислова о «Записках неохотника» Бориса Ванталова и Петра Казарновского — о «Книге Кинга...» Владимира Эрля (оба в «Хронике современной литературы»).

• Обновившиеся «Зарубежные записки» (№19, 2009) не слишком радуют нас по части стихов. Из прочего упомянем статью Е. Ермолина «Проекты будущего», посвященную литературе в целом, однако и для современной поэзии критик находит несколько слов: «Сегодня мне ближе поэзия более нервная и тревожная, та, что сильнее обжигает. Слишком трудно становится жить и дышать, и хочется найти созвучие личным проблемам. Новый экспрессионизм. Он в поэзии даже более отчетлив, чем в прозе. Болевой нерв молодой поэзии наиболее очевидно сконцентрирован в стихах Ербола Жумагулова, Анны Русс, Игоря Белова, Аси Беляевой, Алексея Кащеева, Владимира Столбова, Натальи Ключаревой, Евгения Коновалова, Сергея Шабуцкого, Максима Свириденкова». «Новый берег» (№25, 2009) публикует стихи Олега Юрьева и Геннадия Каневского. В разделе «Поэтическая антология» имеют место также тексты Евгении Риц и Александра Стесина. Кроме того, журнал публикует стихи Джона Апдайка в переводе Анастасии Бабичевой и Фридриха Гельдерлина в переводе Вячеслава Куприянова. В том же номере короткое наблюдение Александра Шапиро относительно одной строчки из стихотворения Альфреда Хаусмена.

• В свежем «Октябре» (№8, 2009) новые стихи Ирины Ермаковой и очередной выпуск критического сериала «Сто поэтов начала столетия», затеянного Дмитрием Баком. На этот раз он посвящен Б. Ахмадулиной, Ю. Арабову и Б. Херсонскому. О последнем Бак, в частности, пишет: «Сапожник остается без сапог, пирожник без печи с пирогами, врач — при своей болезни, которую он сам не способен вылечить. То, что легко удается по отношению к другим, раз за разом срывается, когда взгляд героя стихов Херсонского обращается на него самого. Тогда срывается и его голос, он дает петуха, фальшивит — и вот именно эти диссонансы и есть лучшие перлы поэзии Херсонского». В «Неприкосновенном запасе» (№4 (66), 2009) опубликована статья Ильи Кукулина памяти Евгения Сабурова «Выстреливший собою»: «В значительной степени поэзия Сабурова по метафорике и по интонации восходит к Пастернаку, но является невозможным спасением пастернаковской традиции: если после Пастернака его «центробежную», психологически замкнутую поэзию можно было продолжать только эпигонски, то Сабуров предложил «антипастернаковское» прочтение традиции, заданной автором «Поверх барьеров». Пастернак показывал в своих стихах, поэмах, в романе «Доктор Живаго», что личное время человека важнее исторического, что только через личное время историческое и можно понять. Сабуров открыл, что личное время современного человека — интимные отношения и мыслительная работа, философские дискуссии и рассеянное ничегонеделанье — само может быть понято как «большая» история, протекающая в мировых координатах. И тогда, при такой установке сознания, человек может буквально творить историю — или ожидать ее возвращения в жизнь общества — не в какие-то специальные благоприятные моменты, а всегда, весел он или грустен, один или на людях». «Новый мир» (№9, 2009) публикует подборки Владимира Гандельсмана и Фаины Гримберг. Также в номере обнаруживаются публикация неизданной книги стихов Павла Потемкина «Париж» и рецензия Марии Галиной на книгу стихов Валерия Черешни.

• «НГ-ExLibris» публикует интервью с Виталием Пухановым, который постепенно становится фигурой, все более востребованной медиа. На вопрос о том, почему он, Пуханов, не считает лианозовцев и концептуалистов крупными поэтическими величинами, поэт отвечает: «Глупость, извините. Во имя каких идеалов мне не считать лианозовцев или концептуалистов крупными величинами? Вы неверно восприняли контекст моего интервью Варваре Бабицкой, там речь шла о том, что «культурное значение» не всегда удается поддержать всенародной известностью». Кроме того, Пуханов настроен оптимистически относительно размеров аудитории современной поэзии: «Я не видел пустых залов на поэтических чтениях очень давно. Это во времена моей юности, когда поэтические вечера проходили раз в месяц, вот там действительно сидели на разномастных стульях семь-десять человек, а двадцать — это был аншлаг. Сегодня 100 человек на вполне рядовом вечере — это нормально». Помимо Пуханова, то же издание интервьюирует Е. Степанова, который продолжает свою заочную полемику с «Новым миром». В частности, Степанов удивляется тому, что в «Новом мире» никогда не были напечатаны некоторые поэты, приводя при этом список из почти семидесяти имен, сам объем которого заставляет читателя предположить, что Е. Степанов много и часто размышляет об издательской политике «Нового мира». Кроме того, Степанов специально отмечает, что «НМ» публикует стихи Андрея Василевского, т.е. главного редактора журнала, и И. Васильковой. Степанов также признается в любви к стихам В. Прокошина, Ф. Чечика и А. Коровина. В том же выпуске ExLibris — доброжелательная рецензия на книгу упомянутого А. Василевского, исполненная в узнаваемой стилистике газеты: «Часто без пунктуации, как сейчас модно. Что называется, на любителя». Полемизируя со Степановым, автор рецензии пишет, что не видит «ничего предосудительного в том, что в «Новом мире» выходят не только «Периодики» (сквозные месячные обзоры СМИ), но и стихи Андрея Василевского».

• Выяснилось, что на сайте «Свободы» блог ведет на только Игорь Померанцев (последняя запись о Турции), но и Елена Фанайлова (правда, крайне нерегулярно, записей всего две). В программе Фанайловой на этой неделе, кстати говоря, обсуждали русскую англоманию; присутствовали, в частности, Григорий Дашевский и Виктор Голышев. Из Чувашии тем временем сообщают о предстоящей конференции «Г. Айги. Поэт от Бога, человек от земли» и о прошедшей встрече поэтов, писателей и журналистов Болгарии и Чувашии.

• Издательство «Факультет» совместно с «Артпарадом» и порталом Lookatme при поддержке Федерального агентства по делам молодежи объявили удивительный новый литературный конкурс «Facultet 2009», имеющий в виду и поэтическую номинацию, жюри которой составляют Евгений Евтушенко, Вера Полозкова, Владимир Новиков и Игорь Волгин. Три фамилии из списка так или иначе объяснимы, но как в него попал В. Новиков, в особенном интересе к поэзии или написании стихов не замеченный (составление сборника «Авторская песня» для средней школы не считается, да?), совсем уже непонятно. Об этом событии надо было написать, кажется, в августе, но сообщения по лентам пошли только сейчас (или мы попросту были невнимательны — тогда просим прощения). Главный приз конкурса — издание книги. Владимир Бондаренко в газете «Завтра» публикует очередной список лучших поэтов XX века, составленный из читательских дополнений к предыдущему. Вкусы читателей газеты «Завтра» широки. Тут и Ходасевич, и Кузмин, и Исаев, и Друнина, и Вс. Некрасов через запятую с Примеровым. «Литературная Россия» опрашивает граждан на предмет списка семи лучших поэтов XIX и XX века. Выбор респондентов и полученные результаты предсказуемы.

• Германский поэт и прозаик Ханс Магнус Энценсбергер (Hans Magnus Enzensberger) (см. также по-русски здесь), получил датскую премию «Sonning» за вклад в европейскую культуру. Ранее лауреатами присуждаемой каждые два года премии, денежный эквивалент которой составляет около $200 тыс., становились, в частности, Гюнтер Грасс, Ингмар Бергман, Юрген Хабермас, Симона де Бовуар, Дарио Фо, Ханна Арендт, Карл Поппер, Арнольд Швейцер и Уинстон Черчилль. Адам О'Риордан (Adam O'Riordan) пишет в блогах The Guardian о том, что поэзия — лучшее средство из тех, посредством которых выражает себя Эрос.

• Американская поэтесса малайзийского происхождения Анушка Анастасия Соломон (Anushka Anastasia Solomon) рассказывает в газете Denver Post о том, как получилось, что она приехала в США, чтобы стать журналистом и изменить мир, а закончила сочинением стихов. Mmegi Online публикует обзор только что вышедшей при содействии Британского Совета антологии современной поэзии Ботсваны. Утверждается, в частности, что девять поэтов, чьи тексты, собственно, и образуют антологию, снабжают читателя должным разнообразием «стихотворений различной длины, созданных в различной стилистике». Рецензент утверждает также, что антологию «более чем стоит прочитать» поскольку она «в творческой манере информирует читателя о важных вещах, — например, о природе, о терроризме в противопоставлении с мирной жизнью, о музыке, переменах, развитии, достижении поставленных целей и героизме». Поймите правильно: ирония здесь направлена исключительно в адрес рецензента, а антологию почитать и вправду было бы любопытно: мало кто (если такие люди вообще есть) в России представляет себе, что происходит сегодня в поэзии африканских стран. Вот и газета Daily Monitor (Уганда) сообщает нам о выходе книги христианской поэзии Джозефы Джабо под названием «Древо Маммоны» (The Mammon Tree).

• Если у вас есть новости, которые вы хотели бы видеть в этих обзорах, присылайте их, пожалуйста, на адрес: poetrynewsweekly@yandex.ru. До встречи через неделю.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • 121614· 2009-09-19 11:53:48
    Владимир Новиков. Владимир Высоцкий http://www.ozon.ru/context/detail/id/3752108/#persons
    Владимир Новиков. Книга о пародии http://www.ozon.ru/context/detail/id/1948253/
    Работы о Геннадии Айги и Викторе Сосноре http://www.ruthenia.ru/60s/kritika/novikov.htm, http://www.intrada-books.ru/novikov/novikov_bib.html
    и многое другое
Все новости ›