Оцените материал

Просмотров: 5834

От вращения Земли

24/08/2009
Ностальгия по СССР, РАО против поэзии, новые стихи Лиснянской и свежее «Двоеточие»

Имена:  Андрей Гришаев · Анна Ахматова · Бахыт Кенжеев · Всеволод Некрасов · Инна Лиснянская · Иосиф Бродский · Константин Ваншенкин · Сергей Гандлевский · Тимур Кибиров

©  www.swaen.com

Система Коперника. 1762. Париж

Система Коперника. 1762. Париж

• В сети появился с опережением сентябрьский номер «Знамени» (№9, 2009) со стихами Андрея Гришаева и Инны Лиснянской: «Снег принимает кроличий окрас. / Какая дрожь сейчас его забила? / Вы слышите — я позабыла вас, / Вы слышите — я и себя забыла!» Также имеет место публикация двух фрагментов, относящихся к незавершенному замыслу Вс. Некрасова, под общим названием «Казань реально» и мелкие дребезги, то ли дневниковые записи, то ли причесанные записные книжки Константина Ваншенкина, представляющие собой необязательное, но приятное чтение: «Сорокалетняя вальяжная парикмахерша, подстригая меня, между делом поинтересовалась, не знаю ли я, отчего у мужчин волосы на висках отрастают неравномерно: на левом чуть ли не вдвое быстрее. Она это уже давно на муже заметила. Я ответил: “А это от вращения Земли”. Она помолчала и сказала задумчиво: “Как интересно! А я и не догадывалась”… Подобные объяснения дают некоторые критики литературным фактам и процессам». «Знамя», кроме того, продолжает публиковать главы из альтернативного школьного учебника по литературе, подготавливаемого издательством «Лимбус Пресс», где о писателях прошлого рассказывают современные литераторы. На этот раз предлагается эссе Сергея Гандлевского «Гибель с музыкой (о Бабеле)». Текст Светланы Шишковой-Шипуновой «Ахматова: личная жизнь» и рецензия Николая Богомолова «Биографическое повествование как симптом» образуют в журнале небольшой «ахматовский» блок. Наталья Черных пишет об «Избранных стихах» Владимира Аристова, а Борис Вайль — о книге Валентины Полухиной «Иосиф Бродский: жизнь, труды, эпоха». В рамках отмеченного нами возрастающего внимания «толстяков» к переводам: «Знамя» публикует текст Маи Ульрих о книге «Франкфуртская антология. Стихи и их интерпретация» — скорее даже не о самой книге, а о жанре антологии с пояснениями.

• «Дети Ра» (№7 (57), 2009) радуют нас статьей Е. Степанова «Футурум-коммуникация Александра Сергеевича Пушкина»: «…Путь любого человека, тем более поэта, — это подготовка к смерти. Пушкин начал готовиться к своему земному финалу задолго до роковой дуэли 1836 года. Он как бы моделировал свою кончину, отчасти программировал ее, точно играя с судьбой в опасную и фатальную нейролингвистическую игру. Подобными роковыми экспериментами в ХХ—ХХI веках занимались Сергей Есенин и Николай Гумилев, Марина Цветаева и Николай Рубцов, Виктор Цой и Борис Рыжий». Здесь же можно ознакомиться с очерком П. Разумова «Идея смерти в современном поэтическом сознании» (сознание представлено текстами А. Скидана и Ф. Гримберг). Ю. Беликов берет интервью у В. Пеленягрэ, а некий Ф. Мальцев сетует на недоступность творчества Бахыта Кенжеева для его, Мальцева, понимания: «О чем и зачем пишет однообразные стихи этот трудолюбивый человек — понять невозможно».

• «Полутона» публикуют эссе Бориса Херсонского «Нераздельно и неслиянно: о русско-еврейской поэзии» и новый цикл Юлии Тишковской «Контрфорс»: «и так хочется взять что-то с собой, пронести контрабандой, / выпросить: / какие-нибудь осенние листья, / самые лучшие письма, / ребенка, плюющего кашу, — / пронести в десятую жизнь, / выслужить, / упрятать за кармы краешек. / а ты говоришь — / не понадобится. / не сподобимся. / не разогнемся. / не унесем». Там же, на «Полутонах», появился новый выпуск журнала «Двоеточие» (№10, 2009), уже оперативно анонсированный «Букником».

• Журнал «Сеанс» публикует большое интервью с Тимуром Кибировым, куда менее радикальное, чем предыдущее, посвященное вопросам веры. Константин Шавловский расспрашивает Кибирова о советском мире, ностальгии и нынешней власти: «Ведь советская цивилизация и так называемый идеальный советский человек были созданы совсем не Сталиным. Что Сталин мог сделать? Только запугать и уничтожить. Человеческое сознание может по-настоящему измениться лишь под воздействием великой культуры и великого искусства. Не краткий курс истории ВКП(б), а книги и, главное, фильмы воспитали советского человека. И за это с советских художников спросится». Юрий Арабов рассказывает газете «Культура» о своем нынешнем круге чтения: «В основном же читаю близких мне по духу поэтов моего поколения: Ивана Жданова, Алексея Парщикова, Нину Искренко и других, наедине с которыми я отдыхаю и черпаю силы для какого-то нового движения». В том же издании — монолог Павла Крючкова: «За всю историю журнала “Новый мир” волею судьбы и непонятным образом я оказался единственным редактором отдела поэзии, который не пишет стихов сам. Отделом всегда руководили стихотворцы. Надо сказать, что многие поэты по секрету говорят мне, что это очень хорошо, потому что во многом облегчает их собственные взаимоотношения с журналом. Так устроен русский язык, что у нас каждый пятый в стране пишет стихи. Это на самом деле замечательно до того момента, пока люди, пишущие стихи, не заставляют других их читать».

• «Полит.ру» публикует открытое письмо, адресованное наследнице А. Галича А.А. Архангельской и связанное с тем, что РАО подало в суд на издательство «ОГИ» — учредителя информационного портала «Рутения.ру». На «Рутении» было опубликовано в рамках проекта М. Левченко «Русская поэзия 1960-х» 28 текстов Галича. В конце прошлого года РАО обратилось к порталу с просьбой убрать тексты из открытого доступа, что и было сделано. Несмотря на это, РАО намерено доказать в суде материальный ущерб, якобы причиненный «Рутенией» интересам А.А. Архангельской. Ущерб от некоммерческой публикации оценен в 1 миллион 360 тысяч рублей. «Полноценные записи песен Галича, как любая настоящая поэзия, отнюдь не утратившая своей актуальности, гораздо успешнее издавались бы (и продавались бы), если бы тексты этих песен не подвергались репрессивному изъятию из обращения, а специалисты, бескорыстно составляющие научно-библиографические антологии русской поэзии, не получали бы повесток в суд», — говорится в открытом письме.

• Игорь Померанцев в своем блоге на «Радио Свобода» пишет о винах и публикует стихи на соответствующую тему. В передаче «Поверх барьеров» радиостанция представляет новые стихи Алексея Машевского. Uznews.net пишет о том, что администрация колонии «Жаслык» препятствует свиданиям заключенного поэта Юсуфа Джумы с дочерью Ферузой; в очередной раз их трехдневное свидание было сокращено до суток, а затем девушку выгнали из колонии. Из однодневного же свидания с отцом Феруза узнала, что он по-прежнему подвергается постоянным избиениям и издевательствам со стороны надзирателей колонии.

• «НГ-ExLibris» отчитывается о прошедшем в Москве вечере Хельги Ольшванг, а «Литкарта» — о презентации книги Арьена Дейнкера (Arjen Duinker) «Лестница Скарпы». На сайте «Радио Свобода» — очерк об открывшемся в Калининграде фестивале современной поэзии «СЛОWWWO-2009». «Литературная Россия» публикует текст о Геннадии Горе. Телеканал «Культура» отмечает 75 лет со дня рождения Геннадия Айги. Кроме того, на кинофестивале «Окно в Европу» «Золотую ладью» в главном конкурсе — «Игровое кино» — получил фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского. Сообщается также, что украинские поэты Юрий Андрухович и Сергей Жадан с 4 по 9 сентября проведут на Украине поэтический тур «Культпоход 2х2» при участии двух швейцарских авторов — Рафаэля Урвайдера и Педро Ленца.

• Если у вас есть новости, которые вы хотели бы видеть в этих обзорах, присылайте их, пожалуйста, на адрес: poetrynewsweekly@yandex.ru. До встречи через неделю.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • dir47· 2009-08-26 19:06:49
    Спасибо за обзор)
Все новости ›