Эта феминистская пародия на кулинарное шоу и смешна, и умна, и донельзя актуальна
Одна из моих любимейших вещей в истории видеоарта — «Семиотика кухни» Марты Рослер (1975). Во-первых, она очень смешная.Читать!
«Семиотика кухни» пародирует кулинарное шоу. Контекст этого жанра — американские предместья, мир несчастных «степфордских жен», доведенных до валиума и самоубийства в гараже строгим гендерным разделением труда, при котором муж и жена должны соответствовать идеалам «кормильца семьи» и «хозяйки дома». Одна из стереотипных американских «образцовых матерей» — Джулия Чайлд (Julia Child), домохозяйка-гурман, которая вела кулинарное шоу вплоть до самой своей смерти в 2004 году. У нее был очень специфический голос, и чем старше она становилась, тем больше походила на трансвестита. На этом фото вы можете увидеть, как Джулия Чайлд потрошит морского черта — уродливое существо, которое обитает в глубинах океана и взрывается, если его извлечь из естественной среды.
Я упоминаю об этом только постольку, поскольку Рослер говорит, что в «Семиотике кухни» «появляется некая анти-Джулия Чайлд, которая подменяет привычный язык кухонной утвари лексиконом ярости и недовольства». То есть это не просто шутка. Рослер показывает предметы в жизни домохозяйки и рассказывает о них, но не ограничивается тем, что их высмеивает. Она проводит экскурсию, больше похожую на курс боевого искусства для воинствующих феминисток. Но не надо забывать, что работает она с тем, что имеет: с крайней скудостью средств и невероятным грузом проблем. И здесь единственное возможное орудие — чувство юмора.
В самом конце Марта Рослер поступает примерно так же, как тот морской черт, которого собирается потрошить Джулия Чайлд. Она рассекает воздух вилкой и ножом, изображая последние буквы алфавита, и подрывает изнутри репрессивную систему. Интересно, что она делает это при помощи простейших из возможных орудий, и ей удается рассмешить зрителя. Итак, в конце наступает дидактическая кульминация: оказывается, перед нами была азбука, и каждый жест может научить многому.
Так чему же мы научились? 33 года спустя Марта Рослер — признанный художник, находящийся в шаткой позиции символического критика системы, которая инсценирует противодействие самой себе. Тем самым ее искусство неизбежно слегка обесценивается, но это не означает, что оно плохо или бесполезно. В каком-то смысле политические дивиденды оправдали затраты: феминизм шестидесятых и семидесятых сыграл огромную роль в американских культурных войнах между консерваторами и прогрессистами, и Марта Рослер была его ключевой фигурой. Ее усилия привели к краху парадигм, которые отдавали безусловное первенство белым американским мужчинам. Так что теперь Марта Рослер не единственная художница-феминистка. Но, к сожалению, феминистское искусство по большей части страшно серьезно и не обладает свойственным Рослер нью-йоркско-еврейским чувством юмора, хотя и оно тоже — составляющая игры, нового кулинарного шоу.
Мещанские предместья строятся вокруг Москвы на месте бывших дачных поселков, там будут заперты домохозяйки с детьми и свекровями, и все они будут смотреть шоу Юлии Высоцкой, пока их мужчины зарабатывают деньги в городе... Научатся ли новые художницы-феминистки когда-нибудь чувству юмора?
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
анти-домохозяйский концепт!
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452089
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343558
- 3. Норильск. Май 1269560
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897879
- 5. Закоротило 822419
- 6. Не может прожить без ирисок 783971
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760848
- 8. Коблы и малолетки 741693
- 9. Затворник. Но пятипалый 472841
- 10. ЖП и крепостное право 408165
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403981
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371292