Все ищут какие-то иные источники дохода.

Оцените материал

Просмотров: 20530

Елена Зубарева: «Ну, дали нам в этом году очень мало денег. Наверное, это пройдет»

Екатерина Бирюкова · 29/03/2011
Директор Московской филармонии о том, сколько будет стоить отремонтированный БЗК и почему музыкантам предлагают играть бесплатно

Имена:  Елена Зубарева

©  Евгений Гурко  ⁄  OPENSPACE.RU

Елена Зубарева  - Евгений Гурко

Елена Зубарева

— Пошли разговоры, что после реконструкции Большой зал Консерватории поднимает цену на аренду раза в два. Как на это реагирует филармония, его традиционный арендатор?

— Для нас это, конечно, проблема. Но нас даже больше беспокоит аренда не в Большом зале, а в Малом и Рахманиновском.

— На них тоже повысили аренду?

— Да. Первые цифры цен на аренду, которые мы получили, повергли нас в состояние, близкое к шоку. Потом мы неоднократно вели переговоры с руководством консерватории, которое пошло нам навстречу, и некоторого понижения цен нам удалось достичь. С Большим залом чуть-чуть легче, там можно заработать на билетах, т.к. там большая вместимость зала.

— Назовите цифры, пожалуйста.

— Сейчас мы договорились о 309 тысячах за один концерт в Большом зале и 92 тысячах в Малом. Но даже эта цена вынудила нас пойти на меру, которую нам очень не хотелось применять — все играют в Малом зале без гонораров. У нас было два варианта — либо обратиться с подобной просьбой к музыкантам, либо не делать там концертов вообще. Для примера: зал аналогичной вместимости — Оркестрион — для нас стоит 25 тысяч рублей.

— Когда консерватория повышает цену, она чем-то это объясняет? Условия, например, стали лучше или еще что-то?

— Я не знаю деталей экономической политики консерватории. Это самостоятельный хозяйственный субъект, и они вправе устанавливать цены на свои услуги.

©  Евгений Гурко  ⁄  OPENSPACE.RU

Елена Зубарева  - Евгений Гурко

Елена Зубарева

— В связи с этой ситуацией филармония сокращает количество своих концертов в БЗК в новом сезоне?

— В Большом зале у нас 24 абонемента. Это чуть меньше, чем в позапрошлом, последнем перед реконструкцией сезоне. Естественно, в Зале Чайковского остается больше абонементов, чем было до закрытия Большого зала. То есть в Большой зал возвращаются не все.

— Я знаю, что и для Камерного зала Филармонии вы тоже ищете исполнителей без гонораров?

— Это произошло из-за сокращения финансирования филармонии. И, к сожалению, сейчас нет возможности его увеличить. Конечно, музыкальное исполнительство — это профессиональная деятельность, и она должна оплачиваться, но вот такая у нас кризисная ситуация…

— Много ли нашлось желающих?

— Я не могу назвать ни одного исполнителя, который бы не откликнулся позитивно на эту просьбу. Потом, это, как правило, только один концерт в год — у нас очень хорошие исполнители, и их много. Мы стараемся их представить максимально широко. Так что потеря гонорара от одного концерта в год погоду в бюджете исполнителя не сделает.

— Просто профессия музыканта все больше превращается в благотворительность.

— Не нужно преувеличивать. У нас достаточно хорошо оплачиваются музыкальные коллективы. Профессия артиста оркестра абсолютно спокойно позволяет существовать. С солистами сложнее. Еще сложнее с композиторами. Если исполнитель, в крайнем случае, сядет в оркестр, то композитору-то даже в оркестр нельзя сесть. Все ищут какие-то иные источники дохода. Вот, скажем, у нас редактором Зала Чайковского работала замечательный, на мой взгляд, композитор Оля Бочихина.

©  Евгений Гурко  ⁄  OPENSPACE.RU

Елена Зубарева  - Евгений Гурко

Елена Зубарева

— Больше не работает?


— Она уехала во Францию.

— А нет угрозы, что игра без гонорара приведет к снижению уровня артистов, готовых сотрудничать с филармонией?

— Нет. Творческая составляющая осталась на первом месте. Предложение сыграть без гонорара пришло уже после того, как абонементы были сформированы. Повторяю, мы говорим только о малых залах. В малых залах очень дорогие билеты сделать невозможно — их просто не купят. И вообще любители хорошей камерной музыки, а не суперпопулярных исполнителей — это не самые состоятельные люди. Это устоявшийся круг людей, которые привыкли покупать билеты по определенным ценам. Я уж не говорю о том, что люди, покупающие дорогие билеты, в комплексе с музыкальным удовольствием хотят иметь еще какие-то удобства, которых, например, в Малом зале Консерватории нет. Состоятельная публика туда практически не ходит, потому что она хочет выпить чашку хорошего кофе, нормально раздеться и т.д.

— Сокращение финансирования случилось в год конкурса Чайковского, который, получается, съел все деньги?

— Это абсолютно не связано. У конкурса Чайковского свой бюджет, не связанный с филармонией.

— Насколько я знаю, по филармоническим проектам с современной музыкой эта ситуация особенно больно ударила.

— Современная музыка, конечно же, у нас осталась, но в меньших объемах. В основном в Камерном зале. К сожалению, фестиваль «Другое пространство» в этом году мы проводить не будем.

— Чего мы еще лишаемся?

— Не будет в следующем сезоне европейских оркестров. Публика уже привыкла, что один или два оркестра из ведущих мировых мы в сезон представляли. Хотя еще некоторая надежда на Arts Florissants есть. Все-таки это был один из лучших проектов нынешнего сезона. И мы очень хотим привезти их в следующем. Но на самом деле ничего особенно грустного нет. Ну, дали нам в этом году очень мало денег. Наверное, это пройдет. Радует что? Абонементы очень востребованы у публики. С артистами понимание мы так или иначе находим. А если есть артист и есть слушатель — значит, все не так плохо.

©  Евгений Гурко  ⁄  OPENSPACE.RU

Елена Зубарева  - Евгений Гурко

Елена Зубарева

— Продажа абонементов уже стартовала?


— На той неделе. И только на третий день кассиры смогли обслужить всех слушателей, которые стояли в очереди. В первый день две кассы работали до половины первого ночи, потом кассирши должны были успеть на метро. А одна кассирша, которую забирал муж, работала до половины третьего ночи.

— Что в первую очередь расхватывают?

— В первую очередь детский абонемент «Сказки с оркестром». Полностью выкуплен абонемент Академического симфонического оркестра с Луганским и Венгеровым. В Большом зале Консерватории самый популярный абонемент «Великие инструментальные концерты» с Луганским, Мулловой, Крыловым и Князевым и с хорошими оркестрами. Традиционно очень популярные абонементы — «Музыка кино», «Брависсимо», «Симфонические шлягеры» — это для слушателей, которые только начинают приходить к нам.

— А электронная покупка абонементов не предполагается?

— Мы думаем об этом уже не первый год. И все время эта картинка — даже лично у меня — не очень складывается. Если мы покупаем электронные билеты на самолет, мы дальше ведь идем с паспортом…

— Но ведь в остальном мире система электронных билетов в залах и театрах как-то и без таких строгих мер работает?

— Вы знаете, наверное, работает. Но там никому не приходит в голову распечатать одно место пять раз и пойти с этим в зал. У нас, к сожалению, по электронному билету возможен только вход в зал с паспортом. А ребенку — со свидетельством о рождении. Озадачить контролеров проверкой паспортов — я плохо это представляю. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:29

  • sheveljuxin· 2011-03-29 22:08:41
    "Если исполнитель, в крайнем случае, сядет в оркестр, то композитору-то даже в оркестр нельзя сесть. Все ищут какие-то иные источники дохода".

    Да совершенно логично! Закончил композитор консу - дуй в Макдоналдс. За иным источником дохода. Зарабатывать на то, чтобы раз в год оплатить участие в концерте в Малом зале...
  • il-canone· 2011-03-29 22:18:15
    В шоке. Не платить вообще гонорары исполнителям???? Это как? - и не одного зарубежного оркестра за сезон....
  • philip-nodel· 2011-03-30 00:51:18
    Я тоже в шоке... Как на машине времени в СССР прокатился! Потрясающий пример "современного" менеджмента в главном музыкальном учреждении Москвы! ;-)
  • Pavel Serbin· 2011-03-30 02:17:04
    Начало конца.
  • Gregory Konson· 2011-03-30 02:43:28
    Ребят, ну не все так однозначно... Хотя, например, фраза "Творческая составляющая осталась на первом месте. Предложение сыграть без гонорара пришло уже после того, как абонементы были сформированы" мне очень, т.с., понравилось. Естественно, когда все, типа, готово, то исполнителей просто переломили. Поотказывались бы, и от них бы поотказывались.
    НО: у нас особая, к сожалению, концертная ситуация, диктуемая политикой (а отнюдь не отсутствием таковой) в области образования, науки, культуры и СМИ. Поэтому народ - имею в виду менеджмент той же моск. фил. - вынужден искать варианты.Другое дело, что некоторые инновации бы не помешали-с, удешевив себестоимость концертов. Имею в виду ту же (но не только) продажу электронных тикетов. Аргументация, приводимая директором филармонии в защиту отсутствия электронных билетов, критики не выдерживает. Можно было бы взять студента (причем не самых старших курсов) по информатике, вероятнее всего, любого ВУЗа, и он бы тысяч за 25 отечественных тугриков придумал бы что-то вроде программки с защитой он множественной распечатки и т.п. подобных нехороших вещей. Господи, да просто создать для каждого автоматически генерируемый уникальный код и все! А потом платить этому самому студенту нормальную зп, причем на полставки, в размере хотя бы тех же 25 т.р. И хостинг оплачивать дополнительный, пару-тройку штук, причем рублей, в год (NB). И "Поехали!", - как сказал первый русский космонавт.
    Правда, для этого надо менять всю структуру менеджмента распространения билетов, увольнять ряд сотрудников (причем отнюдь не только несчастных билетеров, кои работают подобно героям, но и всяких там, образно говоря, менеджеров среднего-и-не-очень звена), а главное, ломать всю-такую-не-в-меру привычную систему. Это ай-яй-яй. Так же, как и приведенное выше высказывание о "добровольности" согласия артистов на отсутствие $ (к сожалению, аналога по отношению к русскому рублю пока не знаю, ввиду, насколько мне известно, отсутствия такового, поэтому и вынужден употребить некорректный эквивалент, семантически относящий нас к американской валюте).
    Но, однако, во многих моментах с г-жой Зубаревой можно согласиться, искренне поддержав моск. фил. и, в принципе, ее руководство в ее проф. деятельности, когда концертное музыкальное искусство в России развивают (в т.ч. и моск. фил.) не благодаря поддержке государства, а вопреки отсутствию таковой. Консерваторию же столичную можно только пожалеть: видать совсем им туго, раз таки расценки даже для моск. фил. установили. Ребята, держитесь. Мы с вами. И государству вы тоже нужны, а не только Вышка с МГУ + СПбГУ и чуть Бауманским. Оно это точно поймет. Лет через 10 - непременно. И еще через 50, что зря по распаду СССР разрушили всю систему музыкального образования и систему художественно-эстетического воспитания. А пока: "Э-эй у-уухнем". Лучше Шаляпин, он больше забирает.
  • pbrdn· 2011-03-30 03:01:46
    Да уж, слов нет.
  • il-canone· 2011-03-30 08:58:16
    Внедрение электронной системы продажи билетов - дело совсем не простое, тут 25 тыс. и одним студентом не отобьешься, а, главное, она не снизит цену на аренду, которая и определяет ситуацию
  • Leonya Khachaturov· 2011-03-30 18:58:58
    Мда, многое становится понятно про филармонию - с таким-то директором. Хотя и так было понятно, чего уж.

    Да, электронные билеты - это тривиально при желании. Можно либо отправлять почтой обычные билеты, либо (раз уж почта в России работает черт знает как) печатать бумажку с уникальным штрих-кодом и сканировать его на входе, без всяких паспортов. Но желания нет...
  • Gregory Konson· 2011-03-30 23:22:58
    To Leonya Khachaturov: Не думаю, что по данному интервью можно составить негативное мнение о работе менеджмента филармонии. У меня, к примеру, оно "По прочтении Данте", то бишь вышеизложенного текста, скорее, положительное. Другое дело, если Вы знаете какие-то факты, которые широко не известны. Тогда, вероятно, лучше было бы прямо здесь их и изложить... для подтверждения Вами сказанного.

    To il-canone: еще какое простое. Верно, на аренду цену, особенно, в не своих залах не собьет. Но общие расходы может сократить процентов на 15-20, одновременно увеличив приток той, очень большой части публики, которая могла бы заказывать билеты в сети, не связываясь с очередями, толкучкой и прочими прелестями приобретения билетов на концерты классической музыки в РФ.
  • Pavel Serbin· 2011-03-31 00:26:46
    1.Кто, как не филармония, должен быть заинтересован в привлечении гос. денег на поддержание своего существованя?
    2. Кто. как не государство должно покумекать, отчего такие нереальные ставки аренды?
    3. В такой ситуации надо было бы экономить на себе, но не на артистах.
  • il-canone· 2011-03-31 10:20:58
    Ну, на себе еще никто не экономил, а ситуация и вправду странная. Очень. И самое странное - почему ВСЕ артисты согласились, не стали бастовать, требовать... значит, действительно, могут себе позволить выступать бесплатно. А тогда зачем им платить?
    И Что будет в следующем сезоне?
  • Gregory Konson· 2011-03-31 13:40:38
    To Pavel Serbin: вынужден согласиться по всем трем пунктам.

    To il-canone: вот здесь безусловно правы. Не знаю о следующем, но артисты в России во многом бесправны, поэтому их и прижимают, а иногда и откровенно давят (что явствует из интервью). На Западе, кстати, ситуация тоже весьма неидеальна, но у нас, к сожалению, почти фатальна.
  • Alexey Tcharykov· 2011-03-31 14:06:44
    Продажа билетов с уникальными штрихкодами делается элементарно и недорого. Было бы желание. Зато сколько человеко-часов высвобождается!
    А еще можно на мобильный высылать штрихкод и сканировать его с телефона на входе (m-tickets). Но проще, конечно, экономить на музыкантах.
  • Gregory Konson· 2011-03-31 14:38:13
    To Alexey Tcharykov: как приятно встретить родственную душу...)
  • sheveljuxin· 2011-03-31 23:56:27
    А вообще, я мечтаю дожить до тех времен, когда начнут подделывать билеты в филармонии...;-)
  • Pavel Serbin· 2011-04-01 00:01:43
    Вопрос про басту - вопрос к музыкантам филармонии.
    Некоторые бастуют уже много лет - просто избегают сотрудничества с Филармонией.
  • Leonya Khachaturov· 2011-04-01 01:26:19
    У меня нет никаких инсайдов про менеджмент филармонии, я лишь имел в виду, что Московская филармония производит впечатление ветхозаветного заведения - под сотню абонементов какой-то мути, редкие-редкие европейские коллективы, дикие цены на хорошие концерты, ужасный сайт и вообще работа с интернетом, и так далее. И это по-моему очень стыдно для "европейской" столицы.
  • Leonya Khachaturov· 2011-04-01 01:33:38
    To Alexey Tcharykov: по-моему в России никому не интересно человеко-часы высвобождать - посмотрите сколько "видимого" персонала работает в магазинах, на железной дороге, в метро, в милиции-полиции той же - и сравните с развитыми странами. При желании там можно соптимизировать (то бишь лишить работы с непонятными перспективами) несколько миллионов человек по всей стране :)
  • 4ort· 2011-04-04 14:33:43

    Страшный позор...

    Филармония - уродливое советское учреждение с брежневским слабоумным старушечьим мышлением. Самым верным было бы упразднить это огромное разложившееся тело.

    Администрация зала не может быть одновременно хозяином-монополистом концертного зала, фактически единственного в Москве, и в то же время единственным артистическим агентом, тоже государственным.

    Было бы правильно разделить эти функции: государство содержит зал, а артисты и их концертные агенты на конкурсной основе предлагают свои программы, сбор с концерта составляет гонорар артиста.

    Государственные учреждения - консерватория и филармония доят друг из друга бюджетные средства, и произвольно задирают арендную плату, которая стала самой высокой в мире...

    Пока не рухнет советская система в музыке, композиторы и музыканты будут безальтернативно отсасывать.
  • philip-nodel· 2011-04-04 22:49:05
    Согласен, господин 4ort! Но мы работаем над этим! Не в смысле упразднения Филармонии, а в смысле создания альтернативы ;-)
  • 4ort· 2011-04-05 01:26:55
    Альтернативы, товарищ Нодель?

    Строите зал? или предлагаете освоить ракушку в Сокольниках?
  • il-canone· 2011-04-05 15:35:54
    24ort (к предыдущему комменту) а что значит "на конкурсной основе"? И кто в жюри этого конкурса?
  • philip-nodel· 2011-04-05 19:43:53
    Залы пока не строим, а арендуем и продюсируем в них качественные и интересные концерты камерной музыки - на фоне действий Филармонии в своем Камерном зале получается неплохая альтернатива - заходите как-нибудь, например в Английский клуб по субботам в 17.00 ;-)
  • il-canone· 2011-04-05 21:56:47
    Молодцы
  • Gregory Konson· 2011-04-06 01:39:41
    Всем: нет, ребят, вы смотрите, какая дискуссия получилось... результаты хоть сейчас в правительство: они так рады будут сэкономить. Кризис...
    :)
  • name· 2011-04-06 21:57:32
    полностью согласна с Leonya Khachaturov. Вместо того чтобы развиваться, филармония "опускается". Может стоит набрать профессиональных молодых специалистов,которые внесут что-то современное, вместо "своих" безграмотных людей...
  • 4ort· 2011-04-07 16:51:59
    il-canone: вопрос тяжелый, кто в жюри...из разряда вечных. В филармонии есть художественный руководитель, кстати, Александр Чайковский. А какие решения он вправе принимать, какие вопросы решает? сейчас он выполняет представительские функции, в лучшем случае.
  • il-canone· 2011-04-07 22:31:15
    В общем, надо еще думать. Все не так просто
  • Taras Baginets· 2011-12-13 09:55:28
    От рассуждений про электронные билеты у меня легкая истерика. :-)))
    Кто сказал директору, что надо будет распечатывать билеты, и что существует опасность их дублирования? Выгнать без выходного пособия!!!
    Эта система работает так.
    Ты на сайте бронируешь и оплачиваешь билеты, но распечатываешь не сам билет (напомню, что билеты или их бланки - это документы строгой отчетности, их нельзя вот так просто распечатывать на компе), а некую квитанцию на получение билета в кассе, свидетельствующую, что ты билет оплатил и по сути больше нужную даже не филармонии, а самому тебе, чтобы не забыл когда концерт.
    Короче, пусть из Московской филармонии позвонят в РЖД и спросят, как продают ж.д. билеты, в т.ч. на самые популярные направления и даже летом в разгар сезона. Элементарная же система и несложное программное обеспечение. И такая ахинея из уст директора. Ужоссс....
Все новости ›