Балетмейстеры – надежный «третий ряд» европейской хореографии (у нас и с таким проблема).

Оцените материал

Просмотров: 12677

Танец: весеннее обострение

Анна Гордеева · 22/03/2012
Самые громкие премьеры и гастроли, которые можно увидеть в ближайшие месяцы на сценах двух российских столиц

©  Getty Images / Fotobank

Танец: весеннее обострение
После пустой зимы, когда в отечестве вообще ничего с танцами не происходило (административные разборки не в счет), театры, продюсеры, фестивали кидаются на публику с удвоенной силой. Все начинается прямо сейчас, в марте; апрель же и май событиями просто нафаршированы. Успеть везде принципиально невозможно — надо выбирать.

22 марта — меж Москвой и Петербургом, меж компьютером и живым театром. В Питере открывает свой ежегодный фестиваль Мариинка — и, как всегда, в спектаклях текущего репертуара появляются иноземные звезды. В день открытия феста баланчинского «Блудного сына» танцуют Тереза Райхлен и Дэниэль Ульбрихт из New York City Ballet, на следующий вечер в «Лебедином озере» партнером Алины Сомовой станет голландский премьер Мэтью Голдинг, 25 марта «Сильфиде», давно превратившейся в Мариинском театре в спектакль для закрывания дыр (ее ставят в репертуар на утренники и тогда, когда основная часть труппы на гастролях), возвратят стиль и класс Алина Кожокару и Йохан Кобборг из Королевского балета Великобритании. Главный гость феста, правда, будет «коллективным» — на гастроли наконец приезжает бежаровская труппа. Их ждали в Михайловском два года назад, но исландский вулкан отменил поездку. Театр тогда обещал, что визит лишь переносится, и даже призывал не сдавать билеты (мол, будут действительны, на какое число — объявим позже), но что-то так и не срослось. Теперь вот Bejart Ballet Lausanne привозят конкуренты. Программа одна и та же в два вечера (27 и 28 марта) — «Что говорит мне любовь» на музыку Третьей симфонии Малера (в свою очередь вдохновленной книгой Ницше «Так говорил Заратустра»), «Кантата 51» на музыку Баха, фирменное бежаровское «Болеро» Равеля и маленькая одноактовка «Там, где птицы», сочиненная бывшим премьером и нынешним худруком компании Жилем Романом (она посвящена памяти Бежара).

Бежар. «Что говорит мне любовь» (Ce que la mort me dit). Так это выглядело с участием Хорхе Донна:


В тот же день — 22 марта — в Михайловском танцуют премьеру Начо Дуато «Многогранность. Формы тишины и пустоты». Этот балет на музыку Баха, ему же и посвященный (в начале спектакля хореограф сам выходит на сцену и просит у композитора прощения за такую дерзость), — одно из лучших сочинений Дуато. Поставлен он был еще в 1999 году в Веймаре, и тогда хореограф получил за него «Бенуа де ла данс». Москвичи могли видеть «Многогранность» с фантастическим, чувственным и строгим дуэтом Баха и Виолончели (роль, за которую балерины способны придушить лучшую подругу) два года назад: бывшая труппа Дуато, Национальный театр танца Испании, закрывала им тогда Чеховский фестиваль. В этот же вечер посмотреть премьеру Михайловского может весь мир: театр устраивает полную трансляцию спектакля на своем официальном сайте mikhailovsky.ru (для просмотра потребуется установить бесплатный плеер Microsoft Silverlight), а также на сайтах paraclassics.com  и rt.ru.

Вот так «Многогранность» танцуют в Баварии:


А в Москве в этот же день на сцене «Театра Луны» открытую предпремьеру своего «Воскресенья» представляет Мануэль Ронда — танцовщик труппы Вима Вандекейбуса сочинил для школы-студии современной хореографии (той, которой руководит Игорь Шегай и которая выпустила немало профессиональных артистов для трупп контемпорари) маленький спектакль, наполненный звоном генуэзских колоколов и той энергией, с которой обращаются к Всевышнему только итальянцы. Премьеру вроде бы обещают в конце апреля, когда Шегай собирается устроить фестиваль московских школ, но ни даты, ни площадка пока официально не объявлены.

И далее без остановки: в столице современный танец, и только он. 23 марта на Малой сцене Театра Пушкина группа «По.В.С.Танцы» показывает «4 соло» (монологи Александры Конниковой, Альберта Альберта, Александра Андрияшкина и Андрея Андрианова), 24-го и 25-го в «Актовом зале» другой монолог того же Андрияшкина и маленький спектакль Анны Абалихиной. А еще через три дня — противоположная точка на глобусе современного танца, не лабораторное исследование движения, но работа на выплеск чистой эмоции: Алла Сигалова со студентами Школы-студии МХАТ представляет премьеру The final cut 28 марта в Театральном центре «На Страстном».

Проморолики Александра Андрияшкина


…и Александры Конниковой


{-page-}

 

Время балета наступит лишь с началом показов «Золотой маски» — 31 марта пермский театр станцует в Музыкальном программу «Видеть музыку» (одноактовки Каэтано Сото, Дагласа Ли, Луки Веджетти на музыку Дэвида Ланга, Гэвина Брайерса, Паоло Араллы). Балетмейстеры — надежный «третий ряд» европейской хореографии (у нас и с таким проблема). У кого-то в тексте более всего видно влияние Форсайта, у кого-то Килиана; собственных изобретений немного. Грамотные танцы, исполненные очень прилично выученными ногами (пермская школа продолжает быть на высоте).

Проморолик «Видеть музыку»


Затем в столице столкнутся Мариинский и Михайловский театры: Мариинку на свою сцену пустил Большой, Михайловскому пришлось довольствоваться Музыкальным имени Станиславского и Немировича-Данченко. Театр Кехмана 2 апреля в оф-программе покажет выпущенную в декабре «Спящую красавицу» Начо Дуато (перебравшийся в Петербург испанец так старался стать в России своим, что чуть не позабыл собственное наречие и стал со смешным акцентом употреблять язык Мариуса Петипа; зрелище вышло несуразное), а 3 апреля — три одноактовки того же автора — «Прелюдия», «Дуэнде», Nunc dimittis. Две первые участвуют в борьбе за «Золотую маску», и нет сомнений, что «Дуэнде» имеет хорошие шансы на победу, хотя в этом году конкурс очень мощный (Chroma в Большом, «Русалочка» в Музыкальном — жюри придется голову сломать). Кстати, одноактовку Макгрегора жюри уже отсмотрело, а «Русалочку» покажут 9 апреля: если появиться в театре именно в этот день (что всегда сложнее, чем в неконкурсные дни), можно устроить себе дополнительный аттракцион «наблюдение за наблюдающими»: гримасы высоких судей бывают иногда очень выразительными. Мариинка же 4 и 5 апреля привозит «Парк» Анжелена Прельжокажа (править балетным Версалем будет Диана Вишнёва), а 6-го — набор одноактовок в оф-программе. Simple things Эмиля Фаски — это о Жанне д’Арк, и французские войска (правда, не очень многочисленные в этом балете) ведет в бой Екатерина Кондаурова; «Лабиринт», осенью уже побывавший в Москве, — старинный шедевр Марты Грэм о сражении Ариадны с Минотавром (первая леди американского модерна исключила Тезея из сюжета). Меж ними — скромная одноактовка Бенжамена Мильпье Without. Никакого экстрима в духе «Черного лебедя», где он отвечал за хореографию, — вполне ученическое упражнение, сделанное под явным влиянием роббинсовского «В ночи».

Так «Дуэнде» танцевали в бывшей труппе Дуато, Национальном театре танца Испании:


«Парк» в Мариинке


Проморолик «Лабиринта»


Simple things в Мариинском


Так «Русалочку» танцуют в Гамбурге (пристойной записи спектакля в Музыкальном, к сожалению, не найти):


12 апреля Большой устраивает вечер памяти Мариса Лиепы — одного из лучших московских танцовщиков в ХХ веке, которого буквально сжил со свету Юрий Григорович, уволив из театра. Артиста нет уже более двадцати лет; Григорович снова правит в Большом. Любопытно, придет ли поучаствовать, покланяться в ложе? В программе пока не числится. Зато обещано, что танцевать будет Мануэль Легри (этуаль Парижской оперы, возглавивший Венскую оперу), один из самых ярких сегодняшних мариинских танцовщиков; Владимир Шкляров, только что покинувший Мариинку, чтобы возглавить Киевский балет Денис Матвиенко, и Николай Цискаридзе, выжить которого администрации Большого театра пока не удалось. Из балерин следует отметить Светлану Лунькину, Евгению Образцову и Марию Семеняченко — и такая коллекция обещает славный вечер, хотя есть опасения, что он будет, как всегда, приправлен чрезмерным конферансом Андриса Лиепы. Несколько меньшая, но все же неплохая компания соберется несколькими днями раньше в Питере: гала в честь Мариса Лиепы в «Октябрьском» пройдет 2 апреля, а с 3-го по 5-е на сцене Михайловского труппа сотрудничающего с Андрисом Лиепой «Кремлевского балета» будет показывать «Павильон Армиды» и «Шехеразаду». Лиепа-младший уверяет, что его проекты в той или иной степени реконструируют спектакли дягилевской антрепризы — верить этому не стоит, тексты не сходятся, а работающие с ним художники Анна и Анатолий Нежные от души измываются над Александром Бенуа. Но в постановках задействованы отличные артисты — и в «Шехеразаде» Питер может увидеть Цискаридзе, а в «Павильоне Армиды» — Михаила Лобухина, который наконец начал всерьез выходить на сцену после травмы.

С 13 по 16 апреля в Петербурге снова грянет Dance open. Традиционный фест не экспериментирует с программой, все идет по распорядку. 13-го — «школьный» концерт в театре «Зазеркалье» (приехавшие на мастер-классы подростки со всего света демонстрируют, чему научились у петербургских педагогов), 15-го — гала в честь Наталии Дудинской в театре Консерватории (наши и зарубежные звезды танцуют репертуар питерской железной леди), 16-го — колоссальный международный гала в «Октябрьском», где жюри выбирает «мисс» и «мистера Виртуозность», «мисс» и «мистера Выразительность», а также лучший дуэт; публика же прямым, всеобщим и тайным голосованием выбирает еще одного лауреата, наиболее ей понравившегося (на выходе из концертного зала стоят ящики с именами кандидатов, надо бросить свой билет и так сделать выбор). Единственная «формальная» новость в программе нынешнего феста — целый вечер, отданный шоу американской группы Bad boys of dance: парни, скрещивающие в танце классический балет и боевые искусства, степ и контемпорари, танцуют 14 апреля в театре Консерватории.

{-page-}

 

На Dance open танцуют:

Йона Акоста (Английский национальный балет; в ролике отдельно оцените женские визги в зрительном зале)


Йиржи и Отто Бубеничеки (Дрезденский балет и Гамбургский балет соответственно)


Яна Саленко и Мариан Вальтер (Берлин)


Эшли Баудер (Нью-Йорк сити балет)


Изабель Сьяравола (Парижская опера)


Проморолик Bad boys of dance


21 апреля Москву посещает Режис Обадиа — хореограф, которого здесь успели слегка подзабыть, но сотворивший девять лет назад один из самых сильных спектаклей контемпорари, поставленных в столице (его «Весна священная» в 2004-м получила «Золотую маску»). Сейчас его собственная труппа привозит балет «Трое» на музыку Шуберта («Девушка и смерть») и «Песнь Песней» — на сборную музыку, отсылающую к библейскому сюжету.

Затем — десять дней свободы от танцев. Москва делает глубокий вдох — и в начале мая ныряет в океан Джона Ноймайера: на гастроли приезжает Гамбургский балет. 3 и 4 мая они в Музыкальном театре танцуют «Третью симфонию» Малера (никакого сюжета, чистая музыка, сыгранная на мускулах, связках и костях — редкий случай, когда хореограф совершенно конгениален композитору), а 6 и 7 мая — «Нижинского» (подробная и несколько лоскутная биография великого танцовщика, где не забыты ни Дягилев, ни собратья по искусству, ни даже бедный безумный брат; вплетены цитаты из балетов дягилевской антрепризы; и, если в «Петрушке» появится лучший премьер Гамбурга Ллойд Риггинс, Москва наконец увидит, как должен выглядеть этот персонаж, которого мучили и в Большом, и в Мариинке). Ровно меж гастрольных гамбургских дней притулилась премьера в Большом: с 5 мая там танцуют «Драгоценности». Дивный баланчинский спектакль, три части которого посвящены трем балетным странам (Франции, США и России); спектакль, требующий суперпремьеров и супербалерин, а также тщательнейшего и музыкальнейшего кордебалета. Посмотрим, что получится у Большого.

«Третья симфония»



«Нижинский»


Начинает новый сезон «Кремлевский балет» (пока шел ремонт в здании, которое половина населения столицы все еще называет Дворцом съездов, бедолаги мотались по стране и окраинам Китая). Ради торжественного открытия в «Лебединое озеро» 15 мая приглашен премьер Английского национального балета Давид Махатели, что само по себе замечательно, но все же следует отметить, что лебеди в «Озере» важнее, чем принц. С 21 по 24 мая в Большом гастролирует балет Бориса Эйфмана и, в частности, привозит осеннюю премьеру, «Родена», — пожалуй, первый довольно удачный спектакль хореографа за много лет. Там есть отличная сцена собственно работы скульптора, когда из кома глины (слепленных вместе тел) вдруг поднимается одна рука и создается полное ощущение, что это вот именно этот присутствующий на сцене человек ее вылепил. И, наконец, закончится весна гала-концертами «Бенуа де ла данс» 22 и 23 мая в Большом. Как всегда, в первый вечер — концерт номинантов и объявление победителей, во второй — гала-концерт лауреатов прошлых лет. Претенденты на приз еще не объявлены, но по регламенту этого приза номинантов назначают члены жюри, которые редко обижают свои труппы. В этом году «Бенуа» юбилейный, двадцатый по счету, и по такому поводу в жюри Лоран Илер из Парижской национальной оперы (значит, можно ожидать участия французских этуалей), Джон Ноймайер (Гамбургский балет), Мануэль Легри (Венский балет), Йорма Эло (Бостон), Алтынай Асылмуратова (Вагановское училище), Алессандра Ферри (так что можно надеяться и на итальянцев). Сезон на том не кончится — в июне Большой еще покажет «Классическую симфонию» Юрия Посохова и вроде бы примет на гастролях балет Сан-Франциско, но никаких официальных объявлений об этом пока нет.

Давид Махатели (вот здесь у принца была Лебедь — в Тбилиси они танцевали «Лебединое» с Алиной Сомовой из Мариинки)


«Роден»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • Елена Сусанова· 2012-03-22 22:53:09
    Интересная подборка материалов. Спасибо!
  • Oleg Petrov· 2012-03-23 13:32:49
    Так хочется чего-нибудь "без обострения". Так надоели все эти танцевальные гастриты.
  • pv· 2012-03-23 14:12:10
    спасибо - информативно и интересно... сугубое спасибо за видео!
Читать все комментарии ›
Все новости ›