Оцените материал

Просмотров: 3218

В Большой вернулся «маленький Сталин»

Анна Гордеева · 05/03/2008
Одна голова хорошо, а три лучше. К такому мнению, более всего подошедшему бы Змею Горынычу, пришел генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, выбирая кандидата на должность художественного руководителя балетной труппы

©  РИА Фото

В Большой вернулся «маленький Сталин»
Одна голова хорошо, а три лучше. К такому мнению, более всего подошедшему бы Змею Горынычу, пришел генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, выбирая кандидата на должность художественного руководителя балетной труппы.
3 марта в главном театре страны провозглашен триумвират. До 31 декабря продолжает работать худруком Алексей Ратманский. Одновременно Юрий Бурлака начинает принимать у него дела, чтобы вступить в должность 1 января. И, наконец, на специально созданную должность в театр возвращается Юрий Григорович.

Бурлака — одноклассник и ровесник Ратманского: обоим по 39 лет. Из них двадцать Бурлака протанцевал в театре «Русский балет» и сейчас увлекается реставрацией старинных спектаклей. В конце прошлого сезона именно он вместе с Ратманским поставил «Корсара», точнее, расчистил хореографический текст Петипа от ошметков предыдущих редакций. Поэтому у него — статус «преемника» и разумные отношения с однокашником. Хотя Ратманский и Бурлака по-разному смотрят на то, чем стоит заниматься в балете (Ратманский, условно говоря, «западник», а Бурлака, напротив, «почвенник», уверенный в том, что лучший балет на планете — наш собственный), оба они во всяком случае умеют слушать и принимать в расчет чужие мнения. Напротив, Григорович, правивший в Большом с 1960-х до середины 1990-х, старше их обоих, вместе взятых (ему 81), и ни к каким обсуждениям не привык. В театр возвращается человек абсолютно тоталитарный — Майя Плисецкая не зря называет его «маленьким Сталиным». И его новая, будто бы «подсобная» позиция в Большом на деле может стать существенной угрозой живому развитию театра.

Никаких постановок в Большом Григорович делать не будет, он не ставил ничего нового 20 лет. В будущем сезоне уже запланированы премьеры Алексея Ратманского, который перенесет из New York City Ballet свой спектакль «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова, Юрия Бурлаки (воскрешает гран-па из «Пахиты» Мариуса Петипа) и еще одного реставратора, на сей раз из Мариинки — Сергей Вихарев повторит «Коппелию», сделанную им пять лет назад в Новосибирске и получившую тогда «Золотую маску». Зато Григорович получает полную власть над всеми своими спектаклями («Спартак», «Легенда о любви», «Щелкунчик») и над своими редакциями классики («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка») — то есть над большей (и самой доходной) частью репертуара. Будет ли он, как в 1970-х, изводить артистов, которые соглашаются участвовать в постановках других балетмейстеров, увидим в следующем сезоне.

 

 

 

 

 

Все новости ›